Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2012 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУНКТА 1, АБЗАЦА 1 И ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 10 ПОЛОЖЕНИЯ
"О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ,
ЗАМЕЩАВШИМ ВЫБОРНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ДОЛЖНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА",
УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ДУМЫ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА № 394, В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
ГРАЖДАНКИ М.А. ИВАНОВОЙ

Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной,
с участием гражданки М.А. Ивановой, обратившейся в Уставный Суд, ее представителя В.А. Казанцева, представителя Думы Шалинского городского округа Н.Е. Периной, представителя Главы Шалинского городского округа А.В. Сюкосева,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1, абзаца 1 и подпункта 2 пункта 10 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года № 394 "Об утверждении Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки М.А. Ивановой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявительницей нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявительницы, ее представителя, представителей органов, принявших оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Иванова Мария Александровна с запросом о признании не соответствующими Уставу Свердловской области пунктов 1 и 10 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года № 394 "Об утверждении Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа" (далее - Положение о назначении и выплате пенсии). Оспариваемые нормы определяют круг общественных отношений, регулируемых Положением о назначении и выплате пенсии, указывают на нормативные акты, на основе которых оно разработано (пункт 1), и предусматривают возможность назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданину, замещавшему должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы Шалинского городского округа при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет и увольнении с муниципальной службы по ряду оснований (абзац 1 пункта 10), в том числе при расторжении трудового договора (служебного контракта) по инициативе гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, в связи с выходом на пенсию (подпункт 2 пункта 10).
Заявительница полагает, что пункты 1 и 10 Положения о назначении и выплате пенсии нарушают ее права и не соответствуют Уставу Свердловской области.
Поскольку в деле заявительницы пункт 10 Положения о назначении и выплате пенсии применен только в части общих условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, изложенных в абзаце 1, и подпункт 2, то в данном деле иные нормативные положения этого пункта не рассматриваются.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения пункта 1, абзаца 1 и подпункта 2 пункта 10 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года № 394.
2. Заявительница М.А. Иванова, 1936 года рождения, в период с 5 июня 1983 года по 12 декабря 1991 года занимала должность председателя исполкома Вогульского-Станционного сельского Совета народных депутатов. В связи с упразднением исполкомов Советов народных депутатов распоряжением главы Администрации Шалинского района 12 декабря 1991 года она назначена на должность главы Администрации Вогульского-Станционного сельского Совета, с которой была уволена 27 августа 1994 года на пенсию по старости. В назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы до выхода на пенсию по старости, ей было отказано.
Вопрос об установлении дополнительного пенсионного обеспечения (пенсии за выслугу лет) для лиц, замещавших должности муниципальной службы, неоднократно был предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области. Из правовых позиций Уставного Суда Свердловской области по этим делам следует, что муниципальное образование вправе устанавливать для муниципальных служащих пенсии за выслугу лет (Постановление от 11 сентября 2011 года и другие); определение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, и условий реализации данного права является полномочием представительных органов местного самоуправления (Постановление от 14 ноября 2011 года); профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления (муниципальная служба) возникла и была обособлена от государственной службы со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации, то есть с 25 декабря 1993 года (Постановление от 14 ноября 2011 года).
В соответствии со статьей 87 Устава Свердловской области органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование в области пенсионных отношений, должны руководствоваться общими правовыми, территориальными, организационными и экономическими принципами организации местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В частности, в соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области ограничение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение, в связи с установлением более поздних дат отсчета начала муниципальной службы для муниципальных служащих, чем дата введения в действие Конституции Российской Федерации, нарушает принципы равенства и справедливости и не соответствует Уставу Свердловской области (Постановление от 14 ноября 2011 года). С нарушением этих же принципов при осуществлении правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения Уставный Суд связал правовую позицию о том, что органы местного самоуправления не могут лишать права на пенсию за выслугу лет лиц, относящихся к одной и той же категории (Постановления от 2 сентября 2010 года, от 17 марта 2011 года).
Таким образом, реализуя свое право на правовое регулирование в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления должны руководствоваться статьей 2 Устава Свердловской области, гарантирующей защиту и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и статьей 87, определяющей, что местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности - конституционных принципов справедливости и равенства, а также исходя из указанных правовых позиций Уставного Суда Свердловской области.
3. Пункт 10 Положения о назначении и выплате пенсии в его буквальном смысле не ограничивает права заявительницы на назначение ей пенсии за выслугу лет, поскольку устанавливает, что "Граждане, замещавшие должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы Шалинского городского округа, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет имеют право на пенсию за выслугу лет при расторжении трудового договора (служебного контракта), освобождении от занимаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:...
2) расторжение трудового договора (служебного контракта) по инициативе гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, в связи с выходом на пенсию;...".
Как установлено в судебном заседании заявительница длительное время (более 11 лет) работала председателем исполкома Вогульского-Станционного сельского Совета народных депутатов и главой Администрации Вогульского-Станционного сельского Совета. На последнюю должность в органах местного самоуправления была назначена главой Администрации Шалинского района и с этой должности уволена на пенсию по старости. В назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему ей было отказано в связи с тем, что "заявительница на муниципальной службе не состояла".
Положение о назначении и выплате пенсии не содержит указания на то, с какой даты следует исчислять сроки муниципальной службы, что приводит к неопределенности всего акта и нарушению конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, от 20 апреля 2009 года № 7-П и другие).
Однако применение Положения о назначении и выплате пенсии с учетом правовой позиции Уставного Суда Свердловской области о том, что сроки муниципальной службы применительно к пенсионным отношениям должны исчисляться со дня введения в действие Конституции Российской Федерации, то есть с 25 декабря 1993 года, обязательной для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежащей неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 8 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области"), преодолевает неопределенность и согласовывает оспариваемую норму с системой действующего правового регулирования.
Мнение представителя Главы Шалинского городского округа о том, что пенсия за выслугу лет заявительнице не может быть назначена, поскольку "должности, аналогичной той, которую она замещала, в настоящее время в муниципальном образовании не предусмотрено, следовательно, невозможно определить размер пенсии за выслугу лет", не учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П) и Уставного Суда Свердловской области (Постановление от 14 ноября 2011 года). Применительно к праву на пенсию за выслугу лет требуется определить, к какой категории относится лицо, замещавшее должность, - муниципального служащего или муниципального должностного лица, поскольку других категорий Положение о назначении и выплате пенсии не предусматривает. Исчисление же размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в данном деле не рассматривается.
В пункте 10 Положения о назначении и выплате пенсии установлено дополнительное условие назначения и выплаты пенсии за выслугу лет - обязательный трехлетний срок замещения должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением с муниципальной службы Шалинского городского округа. В ранее действовавших муниципальных правовых актах о назначении и выплате пенсий за выслугу лет такого условия не предусматривалось, следовательно, оно не может распространяться на лиц, приобретших право на такую пенсию до введения в действие этого условия, и не нарушает прав заявительницы, которая уволилась на пенсию по старости с должности главы Администрации Вогульского-Станционного сельского Совета в 1994 году.
В соответствии со статьей 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правового акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Уставный Суд считает, что отказ заявительнице в установлении и выплате пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, состоявшему на муниципальной службе Шалинского городского округа после 25 декабря 1993 года, не вытекающий из буквального смысла пункта 10 Положения о назначении и выплате пенсии и произведенный без учета правовых позиций Уставного Суда Свердловской области, обязательных для должностных лиц муниципальных образований, нельзя считать сложившейся правоприменительной практикой муниципальных органов и должностных лиц Шалинского городского округа.
Следовательно, абзац 1 и подпункт 2 пункта 10 Положения о назначении и выплате пенсии не противоречат Уставу Свердловской области в той мере, в которой исчисление сроков начала муниципальной службы для установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим производится со дня введения в действие Конституции Российской Федерации.
4. Пункт 1 Положения о назначении и выплате пенсии не содержит нормативных положений, которые бы непосредственно препятствовали осуществлению заявительницей ее пенсионных прав, однако затрагивает ее права как жителя муниципального образования.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Как видно из содержания приведенной нормы Федерального закона, правовой основой для каждого конкретного муниципального образования является устав данного муниципального образования. То есть для Шалинского городского округа - Устав именно этого округа. В связи с этим, указание в пункте 1 Положения о назначении и выплате пенсии, что в основу этого муниципального нормативного правового акта положен Устав муниципального образования городского округа Красноуфимск, а не Устав Шалинского городского округа, нарушает права жителей Шалинского городского округа на осуществление местного самоуправления на основе Устава, разработанного и принятого при реализации жителями своего гарантированного права на местное самоуправление (статьи 12, 130 Конституции Российской Федерации), в связи с чем не соответствует Уставу Свердловской области, его статьям 10 и 88.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 56 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать соответствующими Уставу Свердловской области абзац 1 и подпункт 2 пункта 10 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 17 декабря 2011 года № 394 "Об утверждении Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", в той мере, в которой исчисление сроков начала муниципальной службы для установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим производится со дня введения в действие Конституции Российской Федерации.
2. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 10 и 88, пункт 1 "Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 17 декабря 2011 года № 394 "Об утверждении Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа", в части указания на то, что данное Положение разработано на основе Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск.
3. Дело заявительницы М.А. Ивановой о назначении ей пенсии за выслугу лет подлежит пересмотру в установленном порядке, если к этому нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
5. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области" и газете "Шалинский вестник".





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru