УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта А.В. Кудинова,
рассмотрев дело № 97, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе" индивидуальным предпринимателем Н. <...>, МАУ "Р" (<...>),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП Н. (представитель по доверенности <...>),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - МАУ "Р" (представитель по доверенности <...>) установила:
В газете "Г" от 20.09.2011 № 104(11418) распространяется реклама следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод, колец; - услуги манипулятора. Т.: <...>. Маг. "П". Кредит! Рассрочка! Скидки!".
П. 1 ст. 3
ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ответом на запрос № 4206-04/015278 от 28.09.2011 рекламодателем указанной рекламы является индивидуальный предприниматель Н.
В силу ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредит", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (хотя на практике непонятно, какое лицо оказывает кредитование: ООО "Х" или ИП Н.); из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
В рекламе "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод, колец; - услуги манипулятора. Т.: <...>. Маг. "П". Кредит! Рассрочка! Скидки!" указан вид финансовой услуги, а именно "кредит", и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии со ст. 7
ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Согласно статье 54
Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (ООО, ОАО и т.д.).
В соответствии с ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п. 2 ст. 4
Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В качестве финансовых услуг рассматривается: банковская услуга (кредит). Согласно ст. 819
ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона
предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Согласно части 6 статьи 38
ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, статьей 28
Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3
Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП Н.
Согласно части 7 статьи 38
Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28
Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3
Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть МАУ "Р".
Согласно части 8 статьи 38
Закона рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6
и 7 настоящей статьи
, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Таким образом, реклама ИП Н. как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т.е. рекламодателя и МАУ "Р" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е. рекламораспространителя и рекламопроизводителя, в газете "Г" не содержит наименования лица, оказывающего финансовую услугу (кредит), что является нарушением ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе" и не допускается.
На рассмотрении дела по рекламе № 97 01 ноября 2011 года представитель ИП Н. - <...> пояснила, что нарушение законодательства о рекламе произошло по незнанию рекламного законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Н. как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод, колец; - услуги манипулятора. Т.: <...>. Маг. "П". Кредит! Рассрочка! Скидки!", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе", МАУ "Р" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, следующего содержания: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод, колец; - услуги манипулятора. Т.: <...>. Маг. "П". Кредит! Рассрочка! Скидки!", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Н., МАУ "Р" предписание
о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3
КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 ноября 2011 г. № 97/1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта А.В. Кудинова,
на основании своего решения
от 02 ноября 2011 г. по делу № 97 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Н. <...>, в которой говорится: "- окна и двери из ПВХ и дерева; - металлические двери; - гаражные и автоматические ворота; - балконы; - натяжные потолки; - жалюзи; - доставка и установка колод, колец; - услуги манипулятора. Т.: <...>. Маг. "П". Кредит! Рассрочка! Скидки!", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
, 3 статьи 36
Федерального закона "О рекламе", пунктами 44
, 45
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Н. в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе".
2. ИП Н. представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания до 14 ноября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5
КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.