Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОГО И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ
В 2010 - 2011 ГОДАХ ДЕПАРТАМЕНТУ ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основание проведения контрольного мероприятия: п. 18 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.01.2012 № 1.

Цель проверки: оценка эффективного и целевого использования бюджетных средств, предоставленных департаменту по развитию муниципальных образований Воронежской области (далее Департамент, ДМО).

Проверенный объект и составленный акт: департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области - акт № 18-2012 от 29.02.2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 10.01.2012 по 02.03.2012.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение политики Воронежской области в сфере развития местного самоуправления.
2. Анализ реализации политики области в сфере развития местного самоуправления Департаментом, в том числе путем исполнения следующих государственных и иных функций и услуг (в соответствии с положением о Департаменте):
2.1. "Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области".
2.2. "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления области переданных им отдельных государственных полномочий...".
2.3. "Оказание методической помощи органам местного самоуправления Воронежской области в их деятельности".
2.4. Другие функции в соответствии с Положением о департаменте по развитию муниципальных образований Воронежской области, в том числе функции, связанные с организацией взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления; функции по организации проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; по подготовке предложений о предоставлении федеральной и областной поддержки на объекты капитального строительства и др.
3. Проверка распределения между муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, главным распорядителям которых является Департамент, контроль за использованием целевых межбюджетных трансфертов.
4. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Департамента.
5. Оценка эффективности деятельности Департамента.

Результаты контрольного мероприятия:
1. Общая характеристика деятельности Департамента:
Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области действует на основании Положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 287 "Об утверждении положения о департаменте по развитию муниципальных образований Воронежской области".
Основной задачей деятельности Департамента является реализация государственной политики в сфере местного самоуправления, для решения которой он выполняет следующие государственные функции:
1. Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области (организация и координация деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования).
2. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления области переданных им отдельных государственных полномочий (проведение выездных проверок за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий и по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2010 году).
3. Оказание методической помощи органам местного самоуправления Воронежской области в их деятельности (консультации, разъяснения, разработка методических рекомендаций, проектов примерных нормативных актов ОМСУ, проведение семинаров, совещаний, подготовка нормативно-правовых актов губернатора и правительства Воронежской области).
Кроме государственных, на Департамент возложена реализация 28 иных функций, в том числе функций, связанных с организацией взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления; функций по организации проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; по подготовке предложений о предоставлении федеральной и областной поддержки на объекты капитального строительства, по оказанию организационной, консультационной и информационной поддержки по вопросам оказания муниципальных услуг; по разработке и реализации мероприятий по совершенствованию финансово-экономических основ местного самоуправления и др.
Следует отметить, что за 2010 - 2011 годы направления деятельности Департамента изменились: из состава функций исключена методическая помощь муниципалитетам в разработке нормативных правовых актов и функции, связанные с кадровой политикой муниципальных образований. Вместе с тем, с 2011 года на Департамент возложены функции по обеспечению взаимодействия исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также в ходе подготовки рабочих визитов губернатора области в муниципальные образования и рабочих встреч губернатора с руководителями органов местного самоуправления. В настоящее время значительная часть деятельности департамента связана именно с этим направлением. Взаимодействие обеспечивается в ходе проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при подготовке рабочих визитов и встреч губернатора, а также при решении проблем муниципальных образований.
В ходе проверки установлено, что Департаментом не реализуются следующие функции, установленные в Положении:
- "Разработка и реализация программы развития местного самоуправления Воронежской области" (концепция программы разработана, но в связи с отсутствием в областном бюджете необходимых для реализации программы денежных средств, не утверждена. Ряд мероприятий, предусмотренных в концепции программы, Департаментом уже реализован без использования программно-целевого метода);
- "Координация деятельности подведомственных учреждений..." и "Экономический анализ деятельности подведомственных учреждений, утверждение экономических показателей их деятельности" (Департамент подведомственных учреждений не имеет).
В нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Департамента, установлены следующие недостатки:
- отсутствует своевременная корректировка административных регламентов по исполнению государственных функций и услуг, учитывающая изменение структуры Департамента, нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляются функции и услуги, сложившуюся практику исполнения функций;
- в Положении о Департаменте существует дублирование функций: одна и та же деятельность выполняется в рамках реализации государственной функции "Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области" и при исполнении иных функций, связанных с оказанием поддержки муниципалитетам в разработке и реализации комплексных целевых программ;
- в Положении о Департаменте отсутствует конкретизация вопросов местного значения, по которым Департамент оказывает методическую помощь муниципальным образованиям и организует взаимодействие исполнительных органов власти с органами местного самоуправления.
Вышеназванные недостатки могут оказывать влияние на качество административно-управленческих процессов в Департаменте. Кроме того, отсутствие конкретизации вопросов местного значения по некоторым из функций ведет к тому, что практическая деятельность Департамента может затрагивать любую сферу деятельности муниципалитетов, определенную статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это создает трудности в планировании и организации деятельности Департамента, так как в любое время ему может быть поручено решение любых вопросов местного значения, перечень которых достаточно широк и требует определенных знаний, информации и кадрового обеспечения. Также существует вероятность выполнения одной и той же деятельности как департаментом по развитию муниципальных образований, так и отраслевым органом исполнительной власти, в полномочия которого входит оказание помощи ОМСУ в подведомственной сфере. Так, в 2011 году Департаментом оказывалось содействие органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в решении таких разнообразных проблем муниципалитетов как: организация мест массового отдыха населения у водных объектов; координация и контроль за ходом выполнения работ по оформлению права муниципальной собственности или статуса бесхозяйной вещи в отношении гидротехнических сооружений; контроль хода подготовки муниципальных образований области к пожароопасному периоду 2011 года; организация работ по ремонту и благоустройство воинских захоронений; мониторинг формирования прогнозных планов приватизации муниципального имущества, разработка комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципалитетов, уличного освещения, благоустройства парков и скверов, инвентаризация размещенных, строящихся, планируемых объектов в водоохранных, прибрежных защитных и береговых полосах водных объектов Воронежской области и др.
2. Анализ реализации отдельных функций Департамента:
2.1. Анализ реализации государственной функции "Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области":
Исполнение госфункции заключается в организации и координации деятельности органов местного самоуправления по разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период (далее - комплексные программы).
В рамках выполнения госфункции Департаментом подготовлены методические рекомендации по разработке программ, проведены семинары, оказана консультационная помощь при разработке 19 новых программ (муниципальным образованиям, где предыдущие комплексные программы закончили свое действие в 2011 году) и корректировке действующих документов, проведена экспертиза вновь разработанных программ на их соответствие методическим рекомендациям, сформирован и ведется реестр программ, подготовлен сводный отчет о реализации комплексных программ, организовано заслушивание на заседаниях рабочих групп <1> докладов глав администраций муниципальных образований об итогах социально-экономического развития в 2010 году <2>.
--------------------------------
<1> Рабочая группа создана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 25.01.2011 № 22-р. Председателем группы являлся губернатор Воронежской области.




├────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤
│5. Субвенции муниципальным образованиям на  │ 11,2  │ 100  │ 11,9  │ 100  │
│осуществление полномочий по созданию и      │       │      │       │      │
│организации деятельности административных   │       │      │       │      │
│комиссий (информацию о распределении см.    │       │      │       │      │
раздел 2.2 настоящего отчета)               │       │      │       │      │
├────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤
│6. Субвенции муниципальным образованиям на  │  9,6  │ 100  │ 17,7  │ 68,7 │
│осуществление полномочий по проведению      │       │      │       │      │
│переписи (информацию о распределении см.    │       │      │       │      │
раздел 2.2 настоящего отчета)               │       │      │       │      │
├────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤
│Итого                                       │ 198,6 │ 97,2 │ 107,0 │ 91,4 │
└────────────────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┴──────┘

Расходы на содержание аппарата в 2010 и 2011 годах были практически на одинаковом уровне - 18,2 млн. рублей, и 18,1 млн. рублей, соответственно.
Штатная численность Департамента за проверяемый период сократилась на 8 единиц (с 29 единиц на начало 2010 года до 21 единицы на конец 2011 года). Средняя начисленная заработная плата гражданских служащих в 2010 году составляла 40,7 тыс. рублей, в 2011 году - 42,1 тыс. рублей.
Кроме того, в 2010 году - I квартале 2011 года к работе в Департаменте привлекались физические лица по договорам возмездного оказания услуг. В 2010 году такие договора были заключены с 9 физическими лицами, в I квартале 2011 года - с 3. Данные договора заключены в нарушение п. 4.9 Положения о Департаменте, где указано, что для выполнения возложенных на Департамент функций последний имеет право привлекать сотрудников научных и образовательных учреждений, отдельных ученых, специалистов органов государственной власти и местного самоуправления области, представителей федеральных органов власти. Привлеченные физические лица вышеназванным критериям не соответствовали.
Следует отметить, что вышеназванными договорами не были определены конкретные виды и объемы выполняемых услуг, а только перечислялись отдельные функции и услуги, возложенные на Департамент. В связи с этим определить обоснованность стоимости проведенных работ не представляется возможным.
Всего по договорам возмездного оказания услуг физическим лицам в 2010 году выплачено 753,0 тыс. рублей, перечислено во внебюджетные фонды с данных выплат составили 106,8 тыс. рублей. В 2011 году выплаты составили 85,0 тыс. рублей и 29,1 тыс. рублей, соответственно.
По объяснениям Департамента привлечение физических лиц было необходимо в связи с большим объемом работ по подготовке и проведению переписи 2010 года и осуществлением мер по ликвидации последствий лесных и ландшафтных пожаров 2010 года.
В рамках работы по ликвидации последствий лесных и ландшафтных пожаров Департаментом в 2010 году производилась координация деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также осуществлялось предоставление органам местного самоуправления межбюджетных трансфертов на выплату материальной помощи гражданам в связи с утратой дачных строений и контроль использования данных средств. Нарушений в распределении и использовании данных межбюджетных трансфертов в ходе проверки не выявлено.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Департамента выявлены следующие нарушения:
- в нарушение Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" сотруднику Департамент в 2010 году произведена выплата командировочных расходов за 2 дня в сумме 230 рублей, тогда как фактически он был в командировке 1 день;
- в 2010 году в нарушение п. 2 ст. 73 БК РФ в реестре закупок Департаментом не всегда отражалась информация о месте нахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг.

Выводы:
Проверка показала, что Департамент в основном реализует возложенные на него функции. Вместе с тем в нормативно-правовых документах, регламентирующих состав возложенных на Департамент функций и порядок реализации государственных функций, выявлены отдельные недостатки: отсутствует своевременная корректировка административных регламентов по исполнению государственных функций; в Положении о Департаменте выявлено дублирование функций, не конкретизированы вопросы местного значения, с которыми работает Департамент в рамках реализации ряда функций.
Вышеназванные недостатки связаны с качеством административно-управленческих процессов в Департаменте. Кроме того, отсутствие конкретизации вопросов местного значения по некоторым из функций, ведет к тому, что практическая деятельность Департамента может затрагивать любую сферу деятельности муниципалитетов, определенную статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это создает трудности в планировании и организации деятельности Департамента, так как в любое время ему может быть поручено решение любых вопросов местного значения, перечень которых достаточно широк и требует определенных знаний, информации и кадрового обеспечения. Также существует вероятность выполнения одних и тех же видов деятельности, как департаментом по развитию муниципальных образований, так и отраслевыми органами исполнительной власти, в полномочия которых входит оказание помощи органам местного самоуправления в подведомственной сфере.
Кроме того, в ходе проверки выявлены недостатки и нарушения при реализации Департаментом возложенных на него функций, влияющие на качество системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и на эффективность исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий.
Так, установлены случаи несвоевременного внесения изменений в методики и нарушение методик распределения грантов за достижение наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, созданная Департаментом система оценки эффективности деятельности муниципальных образований недостаточно прозрачна. Это оказывает влияние на качество системы распределения грантов как инструмента стимулирования муниципалитетов к достижению наилучших показателей деятельности.
Также Департаментом в 2010 году не реализовывалась функция "Контроль за исполнением переданных государственных полномочий..." в части полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий. В 2011 году данная функция исполнялась лишь частично: в ходе выездных проверок Департаментом не контролировалось целевое использование субвенций, переданных на обеспечение реализации переданных полномочий. Кроме того, низкая собираемость административных штрафов обусловлена и тем, что со стороны Департамента отсутствует регулярный оперативный контроль за своевременностью передачи дел административными комиссиями в службу судебных приставов в случае неуплаты административных штрафов добровольно.

Предложения:
Направить представление для устранения выявленных недостатков и нарушений руководителю департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области.

Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник инспекции по контролю доходов
областного бюджета и расходов
на межбюджетные трансферты
С.И.МАКУШИН

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru