Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2012 г. по делу № А79-7090/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 января 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконными пунктов 1, 2 решения от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 и пункта 1 предписания от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011,
с участием третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Б.,
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности № 04-35 от 29.08.2011,
от Управления ФАС по ЧР - И. по доверенности от 28.12.2011,
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Б. - С. по доверенности от 10.01.2012,

установил:

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии, Министерство или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании незаконными пунктов 1, 2 решения от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 и пункта 1 предписания от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011.
Заявленные требования мотивированы тем, что пунктом 1 указанного решения было признано бездействие Министерства, выразившееся в не проведении открытого конкурса на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, нарушающим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пунктом 2 указанного решения в действиях Министерства был признан факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пунктом 1 предписания по указанному делу Министерству предписано провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
Министерство считает указанные решение и предписание незаконными, поскольку ранее Управлением ФАС по ЧР 05.10.2010 было принято решение и вынесено предписание по делу № 129-АМЗ-2010, в соответствии с которым Министерству предписано провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
Индивидуальный предприниматель Б. обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики (дело № А79-10803/2010) с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по ЧР по делу № 129-АМЗ-2010.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по указанному делу приостановлено исполнение предписания от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 до вступления судебного акта в законную силу по делу, то есть, Минстрой Чувашии не вправе проводить конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары в связи с наличием обеспечительных мер. Указанные обеспечительные меры действуют и в настоящее время.
В оспариваемом решении Управление ФАС по ЧР указало, что принятие Арбитражным судом Чувашской Республики обеспечительных мер по приостановлению исполнения предписания от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 до вступления судебного акта в законную силу, не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства и не проведения открытого конкурса на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
По мнению заявителя, оспариваемые решение и предписание не соответствуют статье 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы граждан, а также индивидуального предпринимателя Б.
Определением суда от 07.12.2011 к участию в дело № А79-7090/2011 в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Б.
Индивидуальным предпринимателем Б. заявлены требования о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по ЧР от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011, мотивированные тем, что требование Управления о проведении конкурса Минстроем Чувашии до 31.08.2011 не основано на законе, так как срок действия договора № 01 от 10.05.2007 не истек и установлен до 31.12.2011. У Минстроя Чувашии не было законных оснований для проведения конкурса. Данное утверждение основано на ничтожности условия о проведении конкурса дополнительного соглашения № 4 от 16.12.2010 к договору. По мнению предпринимателя Б., указанное условие противоречит требованиям статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации и является ничтожным. Кроме того, предприниматель Б. считает, что существует еще одно основание для признания условия о конкурсе недействительным: конкурс проводится лишь в случае окончания срока действия договора (пункт 3.1 Положения о проведении конкурса), таким образом, окончание действия договора является основанием проведения конкурса, а не наоборот, и просит признать данное условие ничтожным.
Предприниматель считает, что в целях соблюдения требования законодательства о защите конкуренции необходимо проводить конкурсы одновременно на все маршруты, на которые в соответствии с действующим законодательством необходимо привлечь перевозчика. Таким образом, организационно это должно быть оформлено путем издания единого приказа о выставлении маршрутов на конкурс с обоснованным графиком его проведения. Управление не имеет права требовать выставления на конкурс маршрутов отдельного перевозчика, так как, не имея в настоящее время технической возможности для проведения такого конкурса и не оформив его организационно, Минстрой Чувашии не имеет права на проведение такого конкурса до решения указанных организационных вопросов.
По мнению предпринимателя, оспариваемые решение и предписание Управления ставят ее в дискриминационные условия по сравнению с другими перевозчиками, осуществляющими межмуниципальные перевозки не территории Чувашской Республики, создают препятствия для осуществления перевозочной деятельности заявителем на основании договора, паспортов маршрутов и утвержденных расписаний.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по ранее изложенным доводам и по доводам, изложенным в отзыве от 27.12.2011.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании заявленные требования не признал по ранее изложенным доводам и по доводам, изложенным в отзыве от 27.12.2011.
Представитель индивидуального предпринимателя Б. в судебном заседании поддержал поступившее в арбитражный суд 05.12.2011 заявление индивидуального предпринимателя Б. о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по ЧР от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 по изложенным в нем доводам.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 13.01.2012.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 Комиссия Управления ФАС по ЧР признала, что Минстроем Чувашии допущено бездействие, выразившееся в не проведении открытого конкурса на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, являющееся нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, в действиях Минстроя Чувашии признан факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Минстрою Чувашии выдано предписание от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
Не согласившись с данными решением и предписанием Управления ФАС по ЧР, Минстрой Чувашии обжаловал их в арбитражный суд.
Третьим лицом - индивидуальным предпринимателем Б. заявлены самостоятельные требования относительно предмета спора о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по ЧР от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 по доводам, изложенным в заявлении индивидуального предпринимателя Б.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования Минстроя Чувашии подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции", Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.


Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона).
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Согласно пункту 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 № 96, уполномоченный орган назначает перевозчика на определенный межмуниципальный маршрут (либо отдельные отправления одного межмуниципального маршрута) без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, в 30-дневный срок со дня наступления одного из следующих обстоятельств: досрочное прекращение перевозок пассажиров на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора (государственного контракта) на выполнение перевозок пассажиров, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком (далее - договор), и (или) досрочное расторжение договора на выполнение перевозок пассажиров; признание конкурса несостоявшимся; приостановление действия или аннулирование лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту.
Согласно пункту 4.5 указанного Положения перевозка пассажиров осуществляется на основании договора, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов, договоров, заключенных между перевозчиком и владельцами автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту.
Согласно пункту 3.1 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 № 96, конкурс проводится при открытии нового маршрута регулярных перевозок, а также в случае окончания срока действия договора осуществления перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком (далее - договор), либо его досрочного расторжения.
Как следует из материалов дела, между Минстроем Чувашии и индивидуальным предпринимателем Б. был заключен договор № 01 от 10.05.2007 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа.
Дополнительными соглашениями от 17.04.2008, № 2 от 15.04.2009 срок действия данного договора был продлен до 31.12.2009. Согласно дополнительному соглашению № 3 от 30.12.2009 к указанному договору абзац 4 пункта 6.3 договора № 01 от 10.05.2007 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа изложен в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по маршруту (ам), указанных в приложении № 1 к настоящему договору, но не позднее 31 декабря 2010 года".
Решением Комиссии Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 в действиях Минстроя Чувашии признан факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия Управления ФАС по ЧР пришла к выводу, что заключение 10.05.2007 договора № 01 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа Минстроем Чувашии с индивидуальным предпринимателем Б. по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары без проведения торгов и необоснованно продлевая действия данного договора ограничило права участников рынка осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок и предоставило индивидуальному предпринимателю Б. более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Предоставление индивидуальному предпринимателю Б. возможности осуществления перевозок по маршруту Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары в 13-52 без проведения конкурса ставит индивидуального предпринимателя Б. в более выгодные условия деятельности, относительно иных участников рынка осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, что также является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Предписанием от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 Минстрою Чувашии предписано провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
Индивидуальный предприниматель Б. обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010. Заявление индивидуального предпринимателя Б. было принято к производству и возбуждено производство по делу № А79-10803/2010.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010 по ходатайству индивидуального предпринимателя Б. были приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения предписания Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 до вступления судебного акта в законную силу по указанному делу.
Судебный акт, которым заканчивается рассмотрение по существу дела № А79-10803/2010, в настоящее время не вынесен и не вступил в законную силу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. За неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что Минстрой Чувашии был не вправе проводить конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары, в связи с наличием обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010.
В решении от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 Управление ФАС по ЧР указало, что принятие Арбитражным судом Чувашской Республики обеспечительных мер по приостановлению исполнения предписания Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 до вступления судебного акта в законную силу не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства и не проведения открытого конкурса на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Предписание Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010 направлено на устранение выявленных нарушений в действиях Минстроя Чувашии за период 2009-2010 на момент рассмотрения дела. Действия Минстроя Чувашии, выразившиеся в заключении 16.12.2010 с индивидуальным предпринимателем Б. дополнительного соглашения № 4 к договору № 01 от 10.05.2007 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа на условии, что действие договора продлевается до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа, но не позднее 31.12.2011, совершены после вынесения предписания от 05.10.2010, в силу чего Минстрой Чувашии обязан был провести конкурс на маршруты № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары не в соответствии с указанным предписанием Управления от 05.10.2010, а в силу действующего законодательства.
Суд находит указанные доводы Управления несостоятельными, поскольку проведение указанных конкурсов являлось бы неисполнением определения суда от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010 о принятии обеспечительных мер. При этом обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010, действовали как на момент вынесения Управлением ФАС по ЧР решения и предписания от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011, так и в настоящее время.
Предписанием от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 Минстрою Чувашии предписано провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары, то есть содержится такое же требование, что и в предписании Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010.
Следовательно, вывод Управления ФАС по ЧР, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что Минстроем Чувашии допущено бездействие, выразившееся в не проведении открытого конкурса на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, являющееся нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", является необоснованным.
В оспариваемом решении Управлением также сделан вывод о том, что заключив 16.12.2010 с индивидуальным предпринимателем Б. дополнительное соглашение № 4 к договору № 01 от 10.05.2007 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа не имея на то законных оснований, ограничило права участников рынка осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок и предоставило индивидуальному предпринимателю Б. более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Как следует из материалов дела, 10.05.2007 Минстроем Чувашии (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Б. (исполнитель) заключен договор на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа № 01, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя исполнение заказа на осуществление маршрутных пассажирских перевозок и обязуется в период действия договора осуществлять перевозки пассажиров на маршрутах, указанных в приложении № 1 к договору, в соответствии с расписанием движения автобусов на маршруте (приложение № 2) и требованиями к качеству перевозок пассажиров в соответствии с приложением № 3 к договору по установленным действующим законодательством тарифам.
Приложение № 1 к договору содержит Перечень автобусных маршрутов, обслуживаемых исполнителем - № 626 "Чебоксары - Н.Мураты" (междугородный), № 544 "Нч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары" (междугородный).
Пунктом 6.3 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 20.04.2008.
17 апреля 2008 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, которым абзац 4 пункта 6.3 договора изложен в следующей редакции: "договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 20.04.2009".
Дополнительным соглашением от 15.04.2009 № 2 к договору стороны изложили абзац 4 пункта 6.3 договора в следующей редакции: "договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по маршруту (ам), указанных в приложении № 1 к договору, но не позднее 31.12.2009".
30 декабря 2009 года сторонами подписано дополнительное соглашение № 3 к договору, которым абзац 4 пункта 6.3 договора изложен в следующей редакции: "договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по маршруту (ам), указанных в приложении № 1 к настоящему договору, но не позднее 31.12.2010".
16 декабря 2010 года сторонами подписано дополнительное соглашение № 4 к договору от 10.05.2007 № 01, которым абзац 4 пункта 6.3 договора изложили в следующей редакции: "договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по маршруту (ам), указанных в приложении № 1 к договору, но не позднее 31.12.2011 года".
Минстрой Чувашии является организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок (уполномоченный орган) и должен учитывать потребность населения в осуществлении пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
На момент истечения срока действия договора от 10.05.2007 № 01 (в редакции дополнительного соглашения № 3) и заключения дополнительного соглашения № 4 действовали обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010, не позволяющие Минстрою Чувашии провести конкурсы на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршрутам № 626 Чебоксары - Н.Мураты и № 544 Н.Ч. Сюрбеево - Комсомольское - Чебоксары.
Кроме того, дополнительное соглашение № 4 предусматривает, что договор от 10.05.2007 № 01 действует до дня проведения открытого конкурса, но не позднее 31.12.2011.
Следовательно, в случае отсутствия обеспечительных мер, принятых Арбитражных судом Чувашской Республики, либо после окончания срока действия договора у Минстроя Чувашии будут основания для принятия решения о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам, по которым осуществляет пассажирские перевозки индивидуальный предприниматель Б.
С учетом изложенного суд считает, что подписание Минстроем Чувашии дополнительного соглашения № 4 к договору от 10.05.2007 № 01 не может быть расценено как действие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выражающееся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции".
Следовательно, является необоснованным вывод Управления ФАС по ЧР о том, что в действиях Минстроя Чувашии имеется нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Что касается заявления индивидуального предпринимателя Б., заявившей самостоятельные требования относительно предмета спора, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Б. следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лиц, обратившихся в арбитражный суд. В том случае, если лицо не может доказать указанные факты, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Доводы индивидуального предпринимателя Б. о том, что условие дополнительного соглашения № 4 о проведении конкурса до дня проведения открытого конкурса является ничтожным и что оспариваемые решение и предписание Управления ставят ее в дискриминационные условия по сравнению с другими перевозчиками, осуществляющими межмуниципальные перевозки не территории Чувашской Республики, являются несостоятельными.
Суд не усматривает несоответствия оформленного Минстроем Чувашии и индивидуальным предпринимателем Б. дополнительного соглашения от 16.12.2010 № 4 закону и иным правовым актам. Подписание сторонами данного дополнительного соглашения соответствует принципу свободы в заключении договора согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.07.2011 по делу № А79-2340/2011, принятому по иску предпринимателя Б. к Минстрою Чувашии о признании недействительным абзаца 4 пункта 6.3. договора от 10.05.2007 № 01 (в редакции дополнительного соглашения от 16.12.2010 № 4), а именно в части, содержащего следующего условия: действует до дня проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по маршруту (ам), указанных в приложении № 1 к договору от 10.05.2007 № 01.
Суд считает, что права и законные интересы индивидуального предпринимателя Б. не нарушаются, поскольку индивидуальный предприниматель Б. заключила дополнительное соглашение № 4 к договору. Кроме того, определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2010 по делу № А79-10803/2010 было приостановлено исполнения предписания Управления ФАС по ЧР от 05.10.2010 по делу № 129-АМЗ-2010. Решение и предписание от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011 вынесены в отношении Минстроя Чувашии.
Индивидуальным предприниматель Б. не представила доказательства нарушения оспариваемыми решением и предписанием ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность проведения конкурсов по маршрутам, которые обслуживает индивидуальный предприниматель Б., не лишает ее возможности участия в конкурсах.
При подаче заявлений в арбитражный суд Министерство подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем возмещение ее заявителю не производится, при этом суд учитывает освобождение Управления ФАС по ЧР в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики удовлетворить полностью.
Признать недействительными пункты 1, 2 решения от 12.07.2011 и пункт 1 предписания от 12.07.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по делу № 57-АМЗ-2011.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Б., <...>, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12.07.2011 по делу № 57-АМЗ-2011, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru