ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 814
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О ПРАВОВОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Законодательная Дума Хабаровского края постановляет:
1. Одобрить рекомендации
депутатских слушаний на тему "О правовом регулировании профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по законности и социальной защите населения.
3. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского края для официального опубликования.
Председатель Думы
С.А.Хохлов
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 30 мая 2012 г. № 814
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ
"О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Участники депутатских слушаний, обсудив проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отмечают следующее.
В Хабаровском крае (далее - край) ведется активная работа по профилактике таких негативных явлений как безнадзорность, беспризорность и ранняя криминализация подростков. В крае действуют 24 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах, и 149 общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городских и сельских поселений. Координирующая роль в данной работе принадлежит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края.
В целом в крае сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирована законодательная база, регламентирующая порядок их образования и деятельности.
Положительное влияние на снижение уровня подростковой преступности и повышение эффективности профилактики преступных посягательств, жертвами которых являются несовершеннолетние, оказало принятие в 2009 году Закона
края от 23.12.2009 № 298 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей". Практика показала, что реализация данного Закона
способствовала сокращению преступных посягательств в отношении несовершеннолетних в ночное время на 22,4 процента.
Эффективным методом организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является реализация краевой целевой программы
"Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2011 - 2013 годы", краевых комплексных мероприятий
"Профилактика правонарушений в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы" и проведение ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции "Подросток".
В целях обеспечения информационного обмена между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данными на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также в целях эффективного управления и координации деятельности указанных субъектов, оперативного принятия решений по возникающим проблемам введена единая карта учета безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего.
Подписано соглашение между Правительством края и Хабаровским краевым судом о внедрении в крае ювенальных технологий совершенствования судопроизводства с участием несовершеннолетних. Экспериментальной площадкой определен суд Центрального района города Комсомольска-на-Амуре.
В целом принимаемые меры способствовали снижению криминальной активности подростков. По итогам 2011 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 5,1 процента (с 1536 до 1457 преступлений). Уменьшилось число подростков, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, с 217 до 155 человек. Число преступлений, совершенных в отношении детей, удалось снизить на 33,7 процента (с 1402 до 930 преступлений).
Вместе с тем отмечается рост (на 7,2%) числа преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Не удалось добиться снижения числа преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (рост составил 39,8%). На 55,6 процента (с 9 до 14 преступлений) увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Несмотря на снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах, на 7,1 процента (с 496 до 461 преступления), проблема групповой преступности несовершеннолетних не теряет актуальности. Согласно статистическим данным, каждое третье преступление совершается подростками в группе, каждое седьмое - с участием взрослых лиц.
По-прежнему остается проблемой повторная подростковая преступность. Несмотря на зарегистрированное снижение числа подростков, совершивших повторные преступления, на 8,3 процента (с 624 до 572 человек), в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Николаевском, Хабаровском, Амурском, Бикинском, Верхнебуреинском районах удельный вес несовершеннолетних указанной категории в общем числе совершивших преступления подростков составил от 42,0 до 53,1 процента, то есть каждый второй участник преступлений ранее уже привлекался к уголовной ответственности.
В ряде муниципальных образований края серьезной проблемой является незанятость подростков. В городе Хабаровске, Солнечном, Нанайском, Вяземском, Бикинском, Ульчском районах, районе имени Лазо каждый третий несовершеннолетний на момент совершения им преступления не имел постоянного источника дохода.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования форм и методов работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Анализ правоприменительной практики позволяет выделить несколько проблем в области правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с Федеральным законом
от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Законом
края от 01.10.2003 № 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае" одной из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение единого государственного подхода к решению ее проблем, защите прав и законных интересов несовершеннолетних на территории края. На сегодняшний день указанная комиссия фактически действует в структуре другого субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - министерства образования и науки края. Председателем комиссии является заместитель Председателя Правительства края - министр образования и науки края, ответственным секретарем, обеспечивающим деятельность комиссии, - консультант, то есть штатный сотрудник указанного министерства. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии так же возложено на министерство образования и науки края. Таким образом, фактическое положение данной комиссии в системе органов исполнительной власти края является существенным препятствием в реализации координирующей функции, проведении объективного анализа и оценки эффективности деятельности других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральным и краевым законодательством, регламентирующим деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, на указанные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложен целый спектр различных задач и функций. Вместе с тем Законом
края от 01.10.2003 № 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае" вся текущая работа по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях, контроль за выполнением их решений возложены на единственного штатного сотрудника - ответственного секретаря. Такой подход к формированию штатной численности аппарата комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав без учета величины обслуживаемой территории, численности детского населения, проживающего на ней, отрицательно сказывается на качестве и эффективности деятельности указанных комиссий.
Кроме того, в ходе контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой края по поручению Законодательной Думы края, были выявлены случаи возложения на ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края обязанностей по выполнению иных поручений, не связанных с деятельностью данных комиссий, что является нарушением части 4 статьи 9
Закона края от 01.10.2003 № 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае".
В связи с изложенным, в целях повышения эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов детей, нейтрализации таких социально опасных явлений как беспризорность, безнадзорность, ранняя криминализация подростков участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края:
1.1. С целью совершенствования законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подготовить и направить обращения в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
о внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за курение в местах, в которых курение запрещено Федеральным законом
от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"; повышения ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; расширения перечня общественных мест, за распитие в которых пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.20
указанного Кодекса;
об уточнении положений Федерального закона
от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", регулирующих порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
об установлении в Уголовно-процессуальном кодексе
Российской Федерации оснований отстранения законного представителя несовершеннолетнего подсудимого от участия в судебном разбирательстве в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Закон
края от 23.12.2009 № 298 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей" и Кодекс края об административных правонарушениях в части определения понятия "ночное время" временным отрезком с 22 до 6 часов местного времени, повышения до 18 лет возраста, до достижения которого несовершеннолетним запрещено находиться в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих; отнесения полномочий по рассмотрению административных материалов о правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12
Кодекса края об административных правонарушениях, к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Законодательной Думе края совместно с Правительством края изучить вопрос о возможности увеличения штатной численности муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах края.
3. Правительству края:
3.1. Усилить контроль за расходованием субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.2. В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 140
Бюджетного кодекса Российской Федерации разработать и издать нормативный правовой акт, определяющий порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.3. В целях обеспечения реализации комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассмотреть возможность повышения ее статуса путем выведения ее из структуры министерства образования и науки края и подчинения непосредственно Правительству края.
3.4. Разработать мероприятия по повышению уровня квалификации ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края.
3.5. Рассмотреть вопрос об организации и проведении конкурса на лучшую организацию работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района, городского округа края.
4. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края:
4.1. Не допускать нарушения требований части 4 статьи 9
Закона края от 01.10.2003 № 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", предусматривающих запрет на возложение на муниципальных служащих, выполняющих функции ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края, обязанностей по выполнению поручений, не связанных с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.2. Способствовать снижению алкоголизации несовершеннолетних путем соблюдения требований статьи 16
Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предусматривающих запрет на реализацию алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, при предоставлении в аренду торговых мест на летний период организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4.3. Представительным органам муниципальных районов и городских округов края рассмотреть на своих заседаниях вопрос о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствующем муниципальном образовании.
Председатель Думы
С.А.Хохлов