Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу № А67-6658/2011

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 05.03.2012, в полном объеме изготовлено 06.03.2012

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 имеет номер 3960, а не 3690.

Индивидуальный предприниматель Сигитов Константин Эдуардович обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, и подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3690 (уточненные требования).
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных объяснениях. Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормы подлежат признанию не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации. Заявитель в обоснование доводов о несоответствии ЖК РФ оспариваемых положений нормативных актов настаивает на том, что исходя из буквального толкования абз. 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, а также подп. 6 п. 11 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области" позволяет Администрации ЗАТО Северск одновременно требовать от собственника помещения при переводе из жилого помещения в нежилое и наоборот согласие всех собственников и решение общего собрания принятым большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. При непредставлении вышеуказанных документов Администрация ЗАТО Северск вправе отказать на основании п.п. 1 п. 17 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области" в связи непредставлением определенных пунктом 11 настоящего регламента документов. Несмотря на то, что ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов предусмотренных частью 2 ст. 23 ЖК РФ, в настоящее время сложилась устойчивая судебная практика, которая позволяет органу местного самоуправления, если были произведены работы по реконструкции, требовать при переводе только что-то одно, либо согласие всех собственников, либо решение общего собрания принятым большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, оба постановления ЗАТО Северск нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, являются незаконными в части.
Заявитель также настаивает на то, что для решения вопроса о переводе достаточно только решения общего собрания собственников. В части первой статьи 46 ЖК РФ указано, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. На основании ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 г. № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что по решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 ЖК РФ, может устанавливаться режим использования общего имущество здания, в частности отдельных общих помещений. Таким образом, действующее законодательство не допускает требовать от заявителя одновременно двух документов согласие всех собственников и решение общего собрания, следовательно, представленный протокол общего собрания вместе с заявлением является надлежащим документом о согласии собственников дома и дополнительно требовать от заявителя согласие всех собственников незаконно, в том числе и об использовании части земельного участка. Также в ходе производства по делу заявитель настаивал на том, что согласие всех собственников и решение общего собрания не менее 2/3 голосов собственников - это совершенно разные документы. В ст. 36, 40 ЖК РФ не указано, что согласие всех собственников должно быть получено именно на общем собрании собственников. Согласие всех собственников необходимо, когда при переводе происходит присоединение общего имущество дома, например, часть лестничной площадки, колясочной, подвала и т.п. при этом обязательно должно увеличиться за счет присоединения общая площадь переводимого помещения в квадратных метрах. Тем самым происходит уменьшение и изменение долей в праве общей собственности собственников на общее имущество многоквартирного дома. Согласие всех собственников многоквартирного дома также должен представить застройщик, которому принадлежит земельный участок на каком-либо праве, на каком именно ГрК РФ нам не указывает, а также иные документы, которые указаны в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство для проведения реконструкции дома. ГрК РФ предусматривает проведение реконструкции без разрешения на строительство и соответственно без согласия всех собственников, тем самым отсылает к ст. ст. 44, 46 ЖК РФ, т.е. к компетенции общего собрания. Если Администрация ЗАТО Северск заподозрит, что при переводе затрагиваются конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности многоквартирного дома, она вправе потребовать от любого предпринимателя соответствующей экспертизы.
Представитель Администрации ЗАТО Северск против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенных в отзыве на заявления и дополнениях к нему. Возражения мотивированы тем, что требования оспариваемых норм регламентов основаны и соответствуют нормам статей 36, 40, 44, 46 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ, статьей 247 ГК РФ владев пользование и распоряжение имуществом, находящимся в многоквартирном до осуществляется по соглашению всех собственников помещений. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (пункт 3 статьи 36 ЖК РФ). Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможно без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на так реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 ЖК РФ). При этом администрация настаивает на том, что должно быть именно решение общего собрания собственников со ссылкой на нормы статей 44, 46 ЖК РФ. Кроме этого, администрация настаивает на том, что оспариваемые положения не нарушают права и законные интересы индивидуального предпринимателя Сигитова К.Э. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу норм статей 27, 192 АПК РФ определяющими критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав и предмет спора, а также экономический характер требования, по мнению администрации заявителем не представлено доказательств того, что требования о признании недействующими в части нормативных правовых актов имеют экономический характер спора. Ввиду этого, указанное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
На основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор Томской области. В судебном заседании помощник прокурора поддержал доводы, изложенные в отзыве прокурора на заявление. Прокурор полагает, что абз. 3 п. 2 Регламента прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, в части предусматривающей получение согласия всех собственников в порядке установленном ст. 44 Жилищного кодекса РФ, подлежит признанию недействующим как несоответствующий ст.ст. 36, 40 Жилищного кодекса РФ, а требование о признании недействующим под. 6 п. 11 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009, подлежит отклонению. Оспариваемая норма абз. 3 п. 2 Регламента предусматривает случай, когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме. На федеральном уровне данный вопрос урегулирован в ч. 2 ст. 40 ЖК РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ни части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому указание в абз. 3 п. 2 Регламента на порядок, установленный ст. 44 Жилищного кодекса РФ, не соответствует ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ. Довод представителя Администрации о том, что к компетенции общего собрания согласно п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ могут быть отнесены иные вопросы, к рассматриваемому спору отношение не имеет. Норма п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ является бланкетной и отсылает к соответствующим положениям Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 45, 140, 141, 155, 156, 158, 162 (п. 1, п. 8.2.), 164). Прокурор также настаивает на том, что нормы статей 36, 40 ЖК РФ не предусматривают получение согласия собственников только путем принятия решения на общем собрании собственников, возможно представление и иных документов. Подп. 6 п. 11 Административного регламента, которым в перечень документов включено согласие собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36, 40, 46 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме или изменении долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме, по мнению прокурора соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, поскольку предусматривает: 1) процедуру и документы, установленные ст. 40 ЖК РФ, а именно согласие всех собственников помещений - при реконструкции, переустройстве и (или) перепланировке помещений в случае присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме; 2) процедуру и документы, установленные ст. 36 ЖК РФ, а именно согласие всех собственников - при изменении доли в праве в сторону уменьшения; 3) процедуру и документы, установленные ст. 46 ЖК РФ, а именно согласие собственников в форме решения общего собрания - в остальных, не урегулированных ст. 36 и 40 ЖК РФ случаях.
Более подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно.
Из представленных в дело материалов следует, что Сигитов Константин Эдуардович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ОГРН 304702420500132, является собственником жилых помещений, расположенных на первом этаже четырехэтажного кирпичного жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, проспект Коммунистический, 36, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Предприниматель обращался в Администрацию ЗАТО Северск с заявлениями о переводе жилых помещений в нежилые с последующей перепланировкой, Администрацией ЗАТО Северск по данным заявлениям приняты решения об отказе в переводе, о чем предпринимателю направлены уведомления.
Ранее 07 июля 2009 г. Главой Администрации ЗАТО Северск было принято постановление № 2170 "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", которым утвержден Регламент прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск. Указанное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" № 28 за 10.07.2009, что является официальным опубликованием. В дальнейшем в постановление были внесены изменения, к моменту обращения в суд оно действует в редакции постановления от 30.08.2011 № 1891 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170", опубликованного в газете "Диалог" № 36 за 02.09.2011.
Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170 (ред. от 30.08.2011) "О прохождении документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск", а именно в абз. 3 п. 2 "Регламента прохождения документов для принятия решений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск" предусмотрено, что "если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации".
24 ноября 2009 г. Администрацией ЗАТО Северск принято постановление № 3960 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области", которым утвержден указанный регламент. Данное постановление в первоначальной редакции опубликовано в газете "Диалог" № 49 за 04.12.2009. Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 22.11.2010 № 3116 "О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3960" были внесены изменения, опубликованы в газете "Диалог" № 48 за 26.11.2010.
Пункт 11 указанного Административного регламента (в ред. Постановления от 22.11.2010 № 3116) предусматривает, перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включает в себя следующие документы:
1) заявление на имя Главы Администрации ЗАТО Северск от собственника помещения о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ переводимого помещения (в случае если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка, и (или) иные работы требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) согласие собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьями 36, 40, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Признание недействующими абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, и подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3690, как несоответствующих Жилищному кодексу Российской Федерации является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что абзац 3 пункт 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, частично подлежит признанию несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации и недействующим, в остальной части оснований для удовлетворения требований и признания оспариваемых положений недействующими не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом, в соответствии с ч. 5 данной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Таким образом, учитывая требования главы 23 АПК РФ, и распространение действия нормативного правового акта на неопределенный круг лиц, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не может ограничиться лишь установлением влияния акта на права заявителя, но обязан исследовать все доказательства, проверить полномочия органа, соответствие акта в его оспариваемой части законам и иным нормативным правовым актам.
В силу ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.


На основании ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 2 ст. 22 ЖК РФ).
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).
В связи с этим в силу прямого указания пункта 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ, определяющей состав документов, представляемых в орган местного самоуправления для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое, обязательно представление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Статьей 25 ЖК РФ определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Наряду с этим в ч. 3 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая положения ч. 2 ст. 40 ЖК РФ в случаях, когда для обеспечения использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуются переустройство и (или) перепланировка, то для решения вопроса о переводе помещения с последующим переустройством и (или) перепланировкой необходимо также представление документа о том, что получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, в случаях, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме. Такая же необходимость возникает в случае, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуются уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, что в силу в ч. 3 ст. 36 ЖК РФ возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В связи с этим, указание в нормативном акте органа местного самоуправления, регулирующем порядок прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, на необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, соответствует нормам Жилищного кодекса РФ и не может рассматриваться как нарушающее или ограничивающее права и законные интересы.
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 2 Регламента прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, предусмотрено: "Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 и статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из содержания оспариваемой заявителем нормы следует, что органом местного самоуправления предусмотрено не только необходимость получения согласия в соответствии со статьей 36, пунктом 2 статьи 40 ЖК РФ, что не противоречит закону, но и определен порядок получения такого согласия, поскольку имеется указание на получение согласия именно в соответствии со статьей 44 ЖК РФ. В ходе производства по делу суд уточнял позицию органа местного самоуправления, из объяснений представителя следует, что орган требует получения согласия именно в виде решения общего собрания собственников, при этом, по его мнению, в этом случае все собственники должны дать согласие.
Однако, такое требование не соответствует положениям статей 36, 40 Жилищного кодекса РФ, не вытекает из них. Данными нормами предусмотрена необходимость получения согласия всех собственников без указания на конкретную форму выражения собственниками согласия и на форму получения такого согласия от собственников заинтересованным лицом, каких-либо ограничений в отношении порядка, формы получения согласия собственников в указанных статьях Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Таким образом, заинтересованным лицом согласие может быть получено в любой не запрещенной законом форме и порядке, позволяющем подтвердить наличие такового (например, в письменном виде от собственника, находящегося за пределами региона, в местах лишения свободы и в других аналогичных случаях), при этом такое согласие может быть как путем принятия решения на общем собрании собственников, так и любым другим способом.
Из положений статей 44 и 46 Жилищного кодекса РФ, на которые ссылается администрация, также не следует, что вопрос о получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку может быть рассмотрен исключительно лишь путем проведения общего собрания. Так, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительством хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В данном случае рассмотрение вопроса реконструкции, переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме к исключительной компетенции собрания собственников не отнесено (в п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ речь идет о реконструкции самого дома, в том числе с его расширением или надстройкой), никаких указаний на отнесение к компетенции собрания переустройства или перепланировки в указанных нормах нет. В части 1 ст. 46 ЖК РФ указано, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Статьей 44 в пункте 5 части 2 предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений относятся и другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, ни в одной из норм Жилищного кодекса РФ вопрос о согласии всех собственников на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку к компетенции исключительно собрания собственников не отнесен. Таким образом, абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов при принятии решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, в части предусматривающей получение согласия всех собственников только лишь в порядке, установленном статьей 44 Жилищного кодекса РФ, не соответствует нормам статей 36, 40 Жилищного кодекса РФ.
При этом суд на основе толкования норм Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи и в совокупности приходит к выводу о том, что согласие всех собственников может быть получено как путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений, так и любым иным не запрещенным законом способом, позволяющим установить факт получения такого согласия. Нормы Жилищного кодекса РФ не содержат ограничений по порядку и форме получения согласия собственников, в частности не ограничивают ни заинтересованного собственника помещения, ни остальных собственников необходимостью дачи такого согласия только лишь на общем собрании собственников.
В связи с изложенным, абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, не соответствует Жилищному кодексу РФ и подлежит признанию недействующим. В остальной части положения абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск основаны на нормах статей 36, 40, не противоречат иным нормам Жилищного кодекса РФ.
Судом оценены доводы заявителя о том, что оспариваемое положение абзаца 3 пункта 2 Регламента предусматривает необходимость получения и представления в орган местного самоуправления сразу двух документов, а именно согласия всех собственников и решения общего собрания, принятого большинством не менее чем две трети голосов. Такое толкование не вытекает из оспариваемой нормы абзаца 3 пункта 2 Регламента, никаких указаний на необходимость представления именно двух таких документов ни в самом данном абзаце, ни при толковании его в комплексе с иными нормами Регламента, не содержится. Ссылки на то, что статьи 36, 40, 44 ЖК РФ перечислены в абзаце через запятую, сами по себе не свидетельствуют о том, что Регламент предусматривает именно представление двух названных заявителем документов. Напротив, из оспариваемого абзаца, в том виде в котором он сформулирован, следует, что необходимо представление согласия, полученного именно в порядке статьи 44 ЖК РФ.
Вопрос же о том, что именно послужило основанием для принятия администрацией решений об отказе заявителю в переводе его помещения из жилого в нежилое, а правомерности требований администрации при осуществлении таких отказов, о соответствии действий администрации при принятии решений об отказах нормам как ЖК РФ, так и оспариваемого Регламента, к предмету рассмотрения по настоящему делу не относится, включению в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данному делу, не подлежит. Предметом требований заявителя по настоящему делу является признание недействующими нормативных правовых актов, которые и подлежат проверке на соответствие указанным нормам Жилищного кодекса РФ. Проверка же законности принятых в отношении заявителя конкретных решений может быть осуществлена в порядке, который предусмотрен законом, при рассмотрении соответствующих дел (из объяснений заявителя следует, что принятые решения об отказах в судебном порядке он не оспаривал). В связи с этим не подлежат оценке в рамках настоящего дела и доводы заявителя о том, что его перепланировка не требует получения разрешения на строительство, что им было получено решение общего собрания, поскольку данные доводы касаются оценки конкретных решений органа местного самоуправления, принятых по заявлениям предпринимателя о переводе, а не существа оспариваемых нормативных правовых актов.
К такой же оценке суд приходит в отношении доводов заявителя о том, что оспариваемое положение подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3690, предусматривает необходимость получения и представления в орган местного самоуправления сразу двух документов, а именно и согласия всех собственников и решения общего собрания, принятого большинством не менее чем две трети голосов.
Из содержания оспариваемого подпункта 6 пункта 11 Административного регламента не следует, что необходимо представление сразу двух указанных заявителем документов. В данном пункте, которым определен перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей муниципальной услуги, предусмотрено, что такой перечень включает в себя ряд документов, в частности в подпункте 6 указано "согласие собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьями 36, 40, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме".
В указанной оспариваемой норме речь идет не только о предусмотренных частью 3 статьи 36, частью 2 статьи 40 ЖК РФ случаях, но и об иных случаях, при которых происходит изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме, в связи с чем указание на ст. 46 ЖК РФ в данном случае не приводит к толкованию о возможности получения предусмотренного статьями 36 и 40 ЖК РФ согласия собственников исключительно путем решения общего собрания собственников. Содержание данной нормы не исключает возможность получения согласия предусмотренного статьями 36 и 40 ЖК РФ согласия собственников и другим способом, а не только путем проведения общего собрания, а ссылка на ст. 46 ЖК РФ в данном случае, учитывая общий смысл подпункта и все его содержание, касается иных, не предусмотренных ст. 36 и 40 ЖК РФ, случаев, которые приводят к изменению долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
В связи с этим оснований для вывода о несоответствии подпункта 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3690, Жилищному кодексу РФ не имеется.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела органом местного самоуправления не мотивировано надлежащим образом и не подтверждено соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации абзаца 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 ЖК РФ, в данной части оспариваемый акт подлежит признанию недействующим. Применительно к остальным требованиям органом местного самоуправления обоснована правомерность и наличие полномочий для принятия оспариваемых актов, а заявителем их несоответствие нормам ЖК РФ не подтверждено, в связи с чем требования в остальной части удовлетворению не подлежат.
В связи с признанием одного из оспариваемых положений в части недействующим судебные расходы на уплаты государственной пошлины по удовлетворенному требованию подлежат взысканию в пользу заявителя с органа местного самоуправления как со стороны по делу на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, в части, предусматривающей получение согласия всех собственников только в порядке, установленном статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, признать не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации и недействующим.
В остальной части абзац 3 пункта 2 Регламента прохождения документов для принятия решения о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение на территории ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 07.07.2009 № 2170, признать соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации. В удовлетворении требований Сигитова Константина Эдуардовича об оспаривании указанной нормы в данной части отказать.
Подпункт 6 пункта 11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 24.11.2009 № 3690, признать соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации. В удовлетворении требований Сигитова Константина Эдуардовича об оспаривании указанной нормы отказать.
Взыскать с Администрации ЗАТО Северск Томской области в пользу Сигитова Константина Эдуардовича судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru