ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июня 2012 г. № 392-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
В целях определения тенденций и количественных параметров социально-экономического развития области, воздействия решений федеральных и областных органов исполнительной власти на экономические и социальные процессы в регионе утвердить прогноз
социально-экономического развития Сахалинской области на 2013 - 2015 годы (прилагается).
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
Утвержден
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 01.06.2012 № 395-р
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
┌───────────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────┬───────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Показатели │ Единица │ Отчетный │ 2011 │ Оценка │ Прогнозируемый период │
│ │ измерения │ период │ │ ├───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┤
│ │ │ │ │ │ 2013 │ 2014 │ 2015 │
│ │ ├──────────┤ ├───────────┼───────────┬───────────┼───────────┬───────────┼───────────┬───────────┤
│ │ │ 2010 │ │ 2012 │ вариант 1 │ вариант 2 │ вариант 1 │ вариант 2 │ вариант 1 │ вариант 2 │
├───────────────────────┼───────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│1. Демографические │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│показатели │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Численность │тыс. человек │ 499,00│ 496,10│ 494,80│ 493,50│ 493,50│ 492,40│ 492,40│ 491,60│ 491,60│
│постоянного населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(среднегодовая) - всего│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│в том числе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
К концу 2015 года предполагается увеличение числа учащихся в общеобразовательных школах за счет увеличения притока учащихся в начальных классах.
Контингент обучающихся в учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования в 2015 году будет иметь положительную тенденцию относительно 2012 года.
Прогноз выпуска в вузах и ссузах в прогнозируемые годы останется стабильным.
Здравоохранение.
Основной задачей государственной политики в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
Региональным министерством здравоохранения разработан ряд мероприятий по обеспечению сбалансированности объемов медицинской помощи по видам ее оказания в рамках областной Программы
государственных гарантий и Программы
модернизации здравоохранения Сахалинской области. Утвержден межведомственный региональный План
первоочередных мероприятий на 2012 - 2015 годы Правительства Сахалинской области по реализации основных направлений демографической политики (распоряжение
Правительства Сахалинской области от 05.03.2012 № 137-р) с включением мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, стимулирование рождаемости.
Основным направлением оказания медицинской помощи жителям области является приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи.
Будет совершенствоваться система оказания скорой медицинской помощи путем создания кабинетов неотложной помощи в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
Развитие внебольничного сектора оказания реабилитационных услуг планируется с помощью создания Центра восстановительной медицины и реабилитации.
Продолжится процесс сокращения избыточных и неэффективно работающих коек в муниципальных учреждениях здравоохранения, что отразится на снижении показателя обеспеченности больничными койками. Оптимизация структуры коечного фонда стационаров будет продолжена и за счет сокращения длительности госпитального этапа.
Переход с 2013 года от сметного на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования (деньги будут поступать в медицинские учреждения за пролеченного больного) позволит улучшить показатель обеспеченности коечным фондом.
В рамках Программы
модернизации для обеспечения доступности хирургических методов лечения открыты два межмуниципальных хирургических центра (МБУЗ "Тымовская ЦРБ", МБУЗ "Охинская ЦРБ"). В целях совершенствования оказания специализированной онкологической помощи запланировано создание трех межмуниципальных онкологических центров (МУЗ "Поронайская ЦРБ", МУЗ "Холмская ЦРБ" и МУЗ "Охинская ЦРБ").
В отрасли предпринимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. В то же время остро стоит вопрос обеспечения учреждений здравоохранения области медицинскими, в особенности врачебными, кадрами. С целью обеспечения притока в учреждения здравоохранения и закрепления врачей по наиболее востребованным специальностям для достижения уровня укомплектованности, позволяющего реально обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь населению области, а также увеличения количества молодых специалистов разработана Программа
кадрового обеспечения системы здравоохранения Сахалинской области на 2012 - 2017 годы (утверждена постановлением
Правительства Сахалинской области от 28.04.2012 № 198).
Социальная защита.
В системе социальной защиты населения Сахалинской области функционируют 25 учреждений, в том числе 11 государственных стационарных учреждений для престарелых граждан и инвалидов. Наполняемость учреждений производится в строгом соответствии с коечной емкостью учреждений.
В 2012 году и последующие прогнозируемые годы уровень обеспеченности стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов области составит 30 мест на 10 тыс. населения (нормативный уровень).
Культура.
Сфера культуры области представлена сетью учреждений культуры в количестве 352 единиц, в том числе 336 муниципальных. Количество общедоступных библиотек в области составляет 174 единицы, учреждений культурно-досугового типа - 114 единиц.
В среднесрочном периоде планируется сохранение сети учреждений культурно-досугового типа и библиотек на существующем уровне.
За счет сокращения численности населения к концу 2015 года относительно 2012 года обеспеченность учреждениями культуры несколько возрастет и составит: общедоступными библиотеками - 35,4 и 35,6 единицы, учреждениями культурно-досугового типа - 23,1 и 23,2 единицы соответственно.
Жилищный фонд и коммунальное хозяйство.
По оценке, в 2012 году ввод жилья в области составит 300 тыс. кв. метров (125,3% к уровню 2011 года), ввод жилья индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и с помощью кредитов оценивается в объеме 60 тыс. кв. метров.
В 2012 - 2015 годах планируется дальнейшее строительство нового сейсмостойкого жилья в рамках ФЦП
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", строительство жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного ветхим и аварийным, в рамках долгосрочной целевой программы
"Строительство жилья в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
В рамках реализации вышеуказанной Программы
будет продолжено строительство жилых домов для всех категорий граждан.
В 2013 - 2014 годах ввод жилья планируется в объеме 300 тыс. кв. метров ежегодно. В 2015 году ввод жилья увеличится по сравнению с предыдущим годом на 50 тыс. кв. метров (116,7%) и составит 350 тыс. кв. метров.
Из общего объема жилья за счет средств федерального бюджета по строительству сейсмостойкого жилья и переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда планируется ввести в действие в 2013 году 4,5 тыс. кв. метров, в 2014 году - 9 тыс. кв. метров, в 2015 году - 10 тыс. кв. метров.
За счет средств областного и местного бюджетов ввод жилья в 2013 году предусматривается в объеме 37 тыс. кв. метров, в 2014 году - 40 тыс. кв. метров, в 2015 году - 55 тыс. кв. метров.
В рамках Программы по развитию жилищного строительства предусмотрена государственная поддержка в строительстве жилья молодым семьям, молодым ученым, работникам бюджетной сферы.
Ввод жилья индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и с помощью кредитов в 2013 году прогнозируется в объеме 70 тыс. кв. метров, в 2014 году - 75 тыс. кв. метров, в 2015 году - 80 тыс. кв. метров.
По оценке, в 2012 году стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, достигнет 11,2 млрд. рублей (105,6% к уровню 2011 года), собираемость платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги составит 92%.
К 2015 году фактический уровень платежей населения прогнозируется на уровне 93%, а стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг составит 13 млрд. рублей в соответствии с предельными индексами увеличения тарифов коммунальных компаний, утверждаемыми РЭК области, а также за счет повышения качества предоставления услуг.
Правонарушения.
В 2012 году с учетом сокращения общего числа зарегистрированных преступлений относительно 2011 года уровень преступности снизится и составит 1920 преступлений на 100 тыс. населения (2011 год - 2021 преступлений).
Сокращение общего числа регистрируемых преступлений станет следствием планомерной работы правоохранительных органов и гражданских институтов по профилактике правонарушений и преступлений, своевременному реагированию на изменения оперативной обстановки и принятию решений по повышению эффективности проводимой работы.
В 2013 - 2015 годах в результате принятия мер по дальнейшему укреплению правопорядка уровень преступности будет постепенно снижаться от 1730 до 1530 единиц на 100 тыс. населения.
Внедрение в деятельность органов внутренних дел современных технических комплексов для обеспечения охраны общественного порядка позволит снизить количество преступлений, совершаемых в общественных местах, в том числе на улицах, а также повысить общий уровень защищенности граждан.
Реализация мероприятий молодежных программ профилактики будет способствовать снижению уровня криминализации в подростковой среде, а в последующем позитивно отразится на уровне преступности в области.
Охрана окружающей среды
По оценке, инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования, в 2012 году составят 2,1 млрд. рублей (80% к уровню 2011 года).
В период 2013 - 2015 годов предполагается инвестировать в охрану окружающей среды 1,8 - 2,5 млрд. рублей.
Продолжится реализация областной целевой программы
"Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)".
В 2015 году планируется строительство двух полигонов в муниципальных образованиях "Тымовский городской округ" и Углегорский муниципальный район, станций перегруза твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях "Анивский городской округ" и "Невельский городской округ".
В 2015 году прогнозируется увеличение объема сброса загрязненных сточных вод (на 3,3 млн. куб. метров) к уровню 2011 года и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (на 3,6 тыс. тонн).
Объем водопотребления к 2015 году составит 94,9 млн. куб. метров (105,6% к уровню 2011 года).
В прогнозируемом периоде будут продолжены работы: по обеспечению экологической безопасности, капитальному ремонту очистных сооружений, реконструкции систем водоотведения, газоочистных устройств, а также лесовосстановительные работы, работы по сохранению биологического разнообразия, обеспечению охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, обитающих и произрастающих на территории Сахалинской области.
Туризм
Динамика развития основных экономических показателей туристической отрасли региона в течение последних лет имеет тенденцию к росту и сохранится в прогнозируемом периоде.
В области зарегистрировано 56 туристических компаний, из них 23 туроператора и 33 турагента.
По оценке, в 2012 году объем туристических услуг, оказанных населению, составит 380 млн. рублей (101,8% к уровню 2011 года).
В 2015 году объем услуг прогнозируется в размере 508,3 млн. рублей и возрастет по сравнению с 2011 годом на 10,9%.
Увеличение объемов туристических услуг обусловлено стабильным ростом поездок сахалинцев за рубеж, которые составляют 96%.
Как и в предыдущие годы, лидирующие позиции по выезду за рубеж занимают такие страны, как Китай, Япония, Таиланд, Турция.
Ожидаемое количество иностранных посетителей (нерезидентов) в прогнозируемый период будет ежегодно возрастать и к 2015 году составит 6,1 тыс. человек. Среди иностранных граждан, посещающих область, по-прежнему основную долю (70%) составляют японские туристы.
Количество выезжающих в поездки жителей региона увеличится с 17,3 тыс. человек в 2011 году до 30 тыс. человек в 2015 году, при этом сохранится тенденция превышения поездок сахалинцев за рубеж (96% от числа всех выехавших в поездки) над поездками по России (4%).
На развитие туристической отрасли положительное влияние оказывает реализация областной целевой программы
"Развитие туризма в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы".
С целью развития туризма разрабатывается долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".
Использование накопленного опыта
и новых организационных форм и методов
осуществления региональной экономической политики
Реализация шельфовых проектов в Сахалинской области оказала стимулирующее воздействие на развитие многих отраслей региональной экономики - от модернизации строительной сферы до активного роста сервисных компаний и потребительского рынка. Достигнутые Сахалинской областью в последние годы отдельные положительные результаты рассматриваются как основа для формирования условий, способствующих дальнейшим позитивным изменениям.
Основными драйверами модернизации экономики Сахалинской области сейчас и в ближайшие годы будут являться нефтегазовый, топливно-энергетический и рыбопромышленный комплексы, а также добыча угля, лесная промышленность и деревообработка.
В рамках модернизации региональной экономики и формирования полноценного отраслевого нефтегазового кластера Правительство Сахалинской области осуществляет целенаправленную работу с ведущими компаниями этой отрасли экономики.
Стратегия развития островного региона предполагает углубление процессов нефтепереработки, строительство новых высокоэффективных нефтегазоперерабатывающих заводов, в том числе с целью экспорта нефтепродуктов.
Проекты в угольной отрасли имеют значительный потенциал для обеспечения энергетических потребностей Сахалинской области, а также наращивания экспортных поставок (с учетом уже существующих экспортных контактов и перспектив их расширения). Формирование угольного кластера в средней части острова Сахалин может получить дополнительный импульс в связи с резким изменением энергобаланса в экономике Японии, в том числе в контексте расширения спроса на уголь со стороны японских энергетических компаний.
Рыбопромышленный комплекс занимает особое место по вкладу в развитие Сахалинской области. Он обладает большим потенциалом конкурентоспособности как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке России.
Главной задачей в рыбопромышленном комплексе является создание производств замкнутого цикла: от искусственного воспроизводства до глубокой переработки и формирования узнаваемого на рынке бренда для нашей продукции.
Сегодня предприятиями рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области проводится активная инвестиционная деятельность, направленная на модернизацию и технологическое переоборудование производств и флота.
Строительная отрасль области также претерпела кардинальные изменения за последние годы. Сегодня активно внедряются новые технологии в строительстве жилья, социальных объектов, технико-технологически обновляется отрасль строительных материалов.
Для устойчивого развития экономики необходимо создание специальных условий правового, организационного и финансового характера.
Именно поэтому ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, обеспечению координирующего государственного участия в инвестиционных процессах.
Для стимулирования развития основных отраслей региональной экономики приняты Закон
Сахалинской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" и долгосрочная целевая программа
"Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011 - 2018 годы", а также ряд нормативно-правовых актов Правительства Сахалинской области. В рамках данных документов установлен перечень преференций, которые могут быть предоставлены потенциальным инвесторам на территории Сахалинской области.
Важным аспектом поддержки является готовность Сахалинской области сотрудничать с инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. Правительство Сахалинской области готово вкладывать бюджетные инвестиции в обустройство необходимой бизнесу инфраструктуры либо участвовать в реализации инвестиционных проектов на условиях раздела рисков.
На сегодняшний день в Сахалинской области уже имеется определенная практика применения механизма государственно-частного партнерства.
Современная экономика в определенной степени зависит от предпринимательской инициативы. В сфере малого бизнеса региона занято более 81 тыс. чел., то есть каждое третье рабочее место в региональной экономике создано в предпринимательской сфере.
С учетом этого за последние три года в регионе для поддержки и развития малого бизнеса принята необходимая нормативно-правовая база, включая областной закон и целевую программу, а также аналогичные муниципальные документы.
Накопленный опыт и внедрение новых организационных форм и методов осуществления региональной экономической политики направлены на решение следующих задач:
- диверсификация экономики, создание высокотехнологичных перерабатывающих производств в сфере газо- и нефтехимии;
- развитие инфраструктуры (транспортная, энергетическая, коммунальная) с целью снятия инфраструктурных ограничений;
- внедрение инновационных технологий, укрепление научно-образовательного комплекса;
- модернизация социальной сферы с выходом на решение демографической проблемы, увеличение роста и качества жизни населения островного региона.