Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года

Вопрос 1. Решение суда по автомобилю "Дэу Матиз".

В Ассоциацию потребителей Пензенской области обратилась женщина, которая приобрела в автосалоне новый автомобиль Дэу Матиз стоимостью 241000 рублей. Гарантийный срок составлял 3 года. В холодное время года она обнаружила, что на заднем стекле не работает нить обогрева. Женщина обратилась в автосалон для устранения этого недостатка. Однако автосалон ей ответил, что расценивает заявленный недостаток как эксплуатационный и ремонт возможен только на платной основе. В гарантийном ремонте потребителю было отказано.
Ассоциация потребителей Пензенской области обратилась в суд с иском к автосалону. Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы, повреждение нити обогрева заднего стекла автомашины образовалось в связи с некачественным нанесением нити обогрева на заднее стекло в заводских условиях, то есть повреждение является производственным, проявившимся в процессе пользования автомобилем.
При рассмотрении дела представитель автосалона исковые требования не признал. Считал, что производственный характер дефекта не доказан, поскольку по его мнению заключение эксперта не соответствует действительному положению вещей. Кроме того, покупатель обратился за пределами срока гарантии, поскольку на специфические составные части автомобиля, подверженные влиянию износа естественного характера, такие как стекла, установлен гарантийный срок - 6 месяцев.
Согласно закону "О защите прав потребителей", даже если на комплектующее изделие (заднее стекло) установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие (автомобиль), покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, т.е. в течение 3-х лет.
Более того, суд считает, что условие о 6-месячном гарантийном сроке, относящееся к таким составным частям, как стекла, не применим к нити обогрева заднего стекла, поскольку она не является элементом остекления.
Таким образом, поскольку автомобиль имеет недостаток производственного характера, а ответчик нарушил сроки устранения недостатков товара, и более того, отказал в его устранении, следовательно, в силу закона покупатель имеет право на возврат стоимости автомобиля.
По решению суда, кроме стоимости автомобиля, взысканы с ответчика в пользу покупателя неустойка, компенсация морального вреда и штраф в размере 124000 рублей.

Вопрос 2. Решение суда к заводу "Гидропривод"

Женщина приобрела автомашину ГАЗ-3302 стоимостью 440000 рублей с гарантийным сроком 1 год. Изготовитель транспортного средства - завод "Гидропривод". Через 6 месяцев эксплуатации автомобиля покупатель выявил многочисленные недостатки - тотальную коррозию кузова кабины и других деталей с отслоением лакокрасочного покрытия, которые являются существенными.
Женщина обратилась с претензией в уполномоченную станцию техобслуживания с требованием устранить проявившиеся недостатки - ржавчину на кабине, раме, будке автомобиля. Однако на протяжении более месяца недостатки не были устранены.
Тогда Ассоциация потребителей Пензенской области в интересах автовладельца обратилась в суд с иском к заводу "Гидропривод".
Нарушение уполномоченной станцией техобслуживания срока безвозмездного устранения недостатков является основанием для возврата покупателю стоимости технически сложного товара - автомобиля.
Как следует из проведенных по делу автотехнических экспертиз, на кабине, раме и фургоне автомобиля выявлены производственные дефекты лакокрасочного покрытия - это неоднократные вздутия. Поскольку отсутствуют сколы на вздутиях, то видно, что процесс коррозии металла идет изнутри, поверхность металла не была правильно подготовлена под покраску, нарушен технологический процесс. На вздутиях ЛКП образуются микротрещины, в которые попадает влага и процесс коррозии усиливается за счет внешних факторов.
Поскольку станция техобслуживания не установила срок устранения недостатков в письменной форме, то судом установлено, что минимальные сроки, объективно необходимые для устранения недостатков в автомобиле составляют 4 рабочих дня, которые определены независимой экспертизой, подтверждающей необходимость затраты такого количества времени.
Поэтому суд признал неверным довод ответчика о том, что недостатки могли им устраняться в течение 45 дней, поскольку указанный срок, предусмотренный законом, является максимальным, который может быть установлен соглашением сторон, а поскольку соглашением сторон срок устранения недостатков не был установлен, то необходимо руководствоваться минимальным сроком, который составляет в этой ситуации 4 рабочих дня.
Суд взыскал с ЗАО "Гидропривод" стоимость автомобиля 440 тыс. рублей, компенсацию морального вреда 10 тыс. и штраф в доход государства 225 тысяч рублей.

Вопрос 3. Покупатель собирается приобрести автомашину в кредит. В автосалоне он столкнулся с тем, что обязательно только у них приобрести сигнализацию, запирающее устройство и дополнительное оборудование. Продавцы сказали, что без этого банк может не выдать кредит. Прав ли продавец?

Автосалон не прав, так как Закон РФ "О защите прав потребителей" запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других.
Это один из видов нарушения прав покупателей автосалонами. Вам говорят, что, так как автомобиль покупается в кредит, он должен быть застрахован, а чтобы действовала страховка, именно в этом автосалоне должна быть установлена сигнализация и прочее дополнительное оборудование, которое продается, как правило, по более высоким ценам.
Однако в этом утверждении верна только его первая часть, а именно: "раз автомобиль куплен в кредит, он должен быть застрахован". И если страховой компанией выдвигаются условия о приобретении сигнализации и других дополнительных устройств, то потребитель имеет право выбора: купить все в этом автосалоне либо в другом месте.
Для этого покупатель должен уведомить страховую компанию, что все это оборудование будет устанавливаться не в гарантийной станции техобслуживания при автосалоне, а например, в специализированном центре по установке автосигнализаций.
Далее покупатель сообщает в автосалоне, что со страховой компанией согласована установка дополнительного оборудования в другой организации, и оформляет договор купли-продажи автомобиля.
После того, как охранный комплекс будет установлен на автомобиль, автовладельцу необходимо пройти в страховой компании так называемую процедуру освидетельствования. Она заключается в том, что сотрудник страховой компании должен убедиться, что все требуемое противоугонное оборудование установлено на автомобиле и работает. Он обязан сделать отметку об этом в документах страхового дела.
Главное, не давайте себя запутать, знайте то, что кредит вам дает не автосалон а банк, а автосалон вам просто продает автомобиль и не имеет права навязывать вам свои услуги по установке любого дополнительного оборудования.

Вопрос 4. Автовладелец установил сигнализацию в специализированном центре по установке охранных систем. Через месяц машина перестала заводиться. Он обратился на гарантийное СТО, но при осмотре машины мастер заявил, что сигнализация установлена не у них и ремонт будет производиться за его счет.

В такой ситуации действия автовладельца должны быть следующими. Необходимо обратиться в специализированный центр, где устанавливали сигнализацию и заявить о неисправности в автомобиле. Здесь решение проблемы может закончиться на осмотре автомобиля работниками сервиса, где устанавливали сигнализацию, так как если вина в их работе, то они оплачивают ремонт и устраняют неисправность сигнализации.
Если сервис не признает своей вины в поломке автомобиля из-за установки сигнализации, то необходимо провести независимую экспертизу, которая и выявит причину поломки.
Для этого автовладельцу целесообразно обратиться в автосалон, где приобреталась машина либо в уполномоченную станцию гарантийного обслуживания с претензией и с требованием о проведении независимой экспертизы. Цель экспертизы - установить причины возникновения недостатка и взаимосвязь между установкой сигнализации сторонней организацией и возникновением поломки. По результатам экспертизы можно будет предъявить претензию.
Если неисправность возникла по причине неправильно установленной сигнализации, то все затраты по ремонту должен взять на себя сервис, где вам устанавливали охранную систему. Если причина в производственном недостатке автомобиля и сигнализация тут не при чем, то ремонт признается гарантийным и все расходы автовладельца (эвакуатор, экспертиза и прочее) оплачивает автосалон либо уполномоченная станция гарантийного обслуживания.
Если положительно вопрос для автовладельца не решится и будут нарушены его права, то можно обратиться в суд, а для оказания правовой помощи в Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 65/2, тел. 52-24-62.

Вопрос 5. Результаты Акции общественного контроля Общественного движения "Ассоциация потребителей Пензенской области".

Общественным движением "Ассоциация потребителей Пензенской области" в период августа и сентября проводилась Акция по проведению общественного контроля предпринимателей, занимающихся розничной продажей автозапчастей и оказывающих услуги (выполняющих работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств на территории г. Пензы и Пензенской области" на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.
По результатам акции проведен анализ выявленных нарушений. Так, наиболее распространенные нарушения в работе станций техобслуживания это следующие:
Не оформляются заявки от потребителей на ремонт автомобилей в письменной форме. Если и оформляются заказ-наряды, то в них работники сервисного центра не фиксируют причину обращения потребителя. Такие нарушения, допускаемые при гарантийном обслуживании, затрудняют возможность автовладельцев в последующем при неоднократных поломках автомобиля требовать его возврата или замены.
При гарантийном обслуживании не оформляются акты выполненных работ. В результате у автовладельца отсутствуют документы, подтверждающие проведение гарантийного ремонта автомобиля и сроки ремонта. Вместе с тем эта информация очень важна, поскольку по закону "О защите прав потребителей", если в товаре, например, автомобиле, устранялся производственный недостаток в течение гарантийного срока, то срок гарантии продливается на время нахождения автомобиля в ремонте.
При выполнении платных ремонтных работ автотранспорта в помещениях станций техобслуживания, как правило, отсутствует информация в удобном для обозрения месте:
- о ценах на выполняемые работы и используемые запасные части и материалы,
- о сроках выполнения заказов и сроках гарантии на выполненные работы.
Во многих станциях техобслуживания денежные средства по оплате выполненных работ принимаются без оформления квитанций, и в большинстве случаев это происходит систематически.
Автозапчасти не редко продаются без информации о сроке службы, об изготовителе, и о подтверждении их соответствия требованиям безопасности. Это является серьезным нарушением, так как запчасти устанавливаются на автомобили, являющиеся источником повышенной опасности. Поэтому здесь в особенности должны неукоснительно соблюдаться все требования законодательства.
В отношении предпринимателей, не устранивших допущенные нарушения, направлены иски в суды в защиту прав неопределенного круга потребителей.

Начальник юридического отдела
Общественного движения
"Ассоциация потребителей
Пензенской области"
Ю.С.ВАСИЛЬЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru