Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. № 33-1306/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю. Майера В.Е.,
при секретаре Ярошенко Ю.К.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2011 г., которым постановлено:
"Заявление Дроздова Сергея Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Омского городского Совета, выразившееся в непринятии мер по исполнению обязанности подписания постановления Омского городского совета "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятого на заседании Омского городского совета 21 декабря 2011 года, и направлению его Мэру города Омска.
Считать постановление Омского городского совета "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятого на заседании Омского городского совета 21 декабря 2011 года, вступившим силу с 29 декабря 2011 года.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Требования в остальной части оставить без удовлетворения.
Взыскать из бюджета города Омска в пользу Дроздова Сергея Владимировича в счет возврата государственной пошлины 200 руб.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Депутат Омского городского Совета Дроздов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления.
В обоснование требований указал, что Председатель Омского городского Совета Алексеев С.Е. длительное время не подписывает Постановление "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятое на заседании Омского городского Совета 21 декабря 2011 года. Просил признать незаконным бездействие Председателя Омского городского Совета Алексеева С.Е. по неисполнению возложенной на него обязанности по подписанию и направлению названного Постановления для официального опубликования, возложить на него обязанность по подписанию Постановления Омского городского Совета "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", а также направить Постановление в Администрацию города Омска для последующего его официального опубликования в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Омска. Кроме того, просил обязать Администрацию города Омска направить названное выше Постановление в официальные печатные издания органов местного самоуправления города Омска для опубликования. Просил также обратить решение суда по данному делу к немедленному исполнению. Судебные расходы отнести на счет заинтересованных лиц.
В судебном заседании заявитель участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя Чинбаев Д.Ф. заявленные требования уточнил, изложив их в следующей редакции: признать незаконным бездействие Председателя Омского горрдского Совета Алексеева С.Е. по неисполнению возложенной на него обязанности по подписанию и направлению Постановления "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятого на заседании Омского городского Совета 21 декабря 2011 года; признать, что досрочное прекращение полномочий Мэра города Омска состоялось 21 декабря 2011 года; вынести частное определение в отношении заместителя Председателя Омского Горсовета Артемьева В.Н., который отсутствовал на заседании Омского городского Совета 21 декабря 2011 года после перерыва. Пояснил, что права депутата Дроздова С.В. нарушаются тем, что до сих пор не подписано и не вступило в силу постановление, принятое на заседании городского Совета.
Председатель Омского городского Совета Алексеев С.Е. в судебном заседании участия не принимал, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель Омского городского Совета Голушков Д.И. требования не признал, пояснил, что названное постановление не подписано по объективной причине - Председатель Омского горсовета Алексеев С.Е. был госпитализирован во время перерыва, который был объявлен в заседании 21.12.2011. До настоящего времени находится на лечении. По окончании лечения подпишет Постановление. К моменту начала перерыва в заседании текст постановления в том варианте, в котором он был принят, не был готов.
Представитель Администрации города Омска Дымура О.И. заявленные требования не признал. Пояснил, что Постановление Омского городского Совета от 21.12.2011 "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" в Администрацию города Омска не поступало.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Омска Батракова И.А. просит решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права отменить, вынести по делу новое решение. Указывает, что Дроздовым С.В. не указан закон, устанавливающий его право на обращение в суд с заявлением в защиту определенного круга лиц, не представлено доказательств неправомерного бездействия заинтересованных лиц, нарушения прав и законных интересов самого заявителя. Полагает ошибочным вывод суда о наличии бездействия Омского городского Совета, поскольку в решении не указано, в чем конкретно выразилось данное бездействие, какие действия должны были (и могли) быть совершены данным органом с целью недопущения неправомерного (по мнению суда) бездействия. Считает, что у заявителя отсутствуют полномочия на подачу такого заявления, суд неправильно рассмотрел заявленные требования, поскольку они заявлялись в отношении Председателя Омского городского Совета, а не самого органа; вопрос о вступлении в силу Постановления "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятого на заседании Омского городского Совета 21 декабря 2011 года, заявитель не ставил, кроме того, такой вывод противоречит конституционному принципу самостоятельности и разделения ветвей власти в Российской Федерации, не соблюдена и процедура официального опубликования документа, не приведено доказательств того, что исполнение решения суда с момента вступления его в законную силу, а не немедленно, может привести к значительному ущербу для взыскателя - Дроздова С.В., защищающего свои права как депутата, проголосовавшего определенным образом.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации города Омска Дымуры О.И., представителя Омского городского Совета Голушкова Д.И., поддержавших доводы жалобы, представителя Дроздова С.В. Чинбаева Д.Ф., согласившегося с решением суда, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.
Разрешая спорные правоотношения, суд в соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценил представленные по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства дела.
27 марта 2005 г. Мэром города Омска избран Шрейдер В.Ф., который 14 марта 2010 г. был переизбран на второй срок.
С 21 декабря 2011 г. Шрейдер В.Ф. является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
12 декабря 2011 г. в Омский городской Совет поступило заявление Мэра города Омска Шрейдера В.Ф. об отставке.
21 декабря 2011 г. на очередном заседании Омского городского Совета большинством голосов было принято постановление о принятии отставки Мэра города Омска с 21 декабря 2011 г. (Постановление "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера").
Поименованное заседание Омского городского Совета проходило под председательством Председателя Омского городского Совета Алексеева С.Е. На заседании присутствовали Первый заместитель Председателя Гнусин В.Е. и заместитель Председателя Артемьев В.Н.
Во время перерыва в заседании Омского городского Совета Председатель Омского городского Совета Алексеев С.Е. и его Первый заместитель Гнусин В.Е. были госпитализированы. Алексеев С.Е. находился на стационарном лечении с 21 по 27 декабря 2011 г., на момент рассмотрения спора судом первой инстанции продолжал лечение амбулаторно. Гнусин В.Е. на момент рассмотрения спора судом первой инстанции находился на стационарном лечении.
Заместитель председателя Омского городского совета Артемьев В.Н. 21 декабря 2011 г. покинул здание Омского городского Совета. В период с 22 декабря 2011 г. и на момент рассмотрения спора судом первой инстанции находился на амбулаторном лечении.
Постановление Омского городского Совета от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", несмотря на его принятие депутатами Омского городского Совета, подписано не было.
Поводом для обращения в суд с заявленными требованиями явилось не подписание в течение длительного времени Председателем Омского городского Совета Алексеевым С.Е. Постановления "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" и не направление его для последующего официального опубликования.
Разрешая заявленный в настоящем деле спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что именно Омский городской Совет должен был принять меры к подписанию уполномоченным на то лицом Постановления от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" и по направлению этого постановления в Администрацию города Омска.
Как следует из частей 1 - 3 статьи 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Омский городской Совет является представительным органом местного самоуправления города Омска. Мэр города Омска является высшим выборным должностным лицом муниципального образования город Омск и возглавляет в соответствии с настоящим Уставом Администрацию города Омска. Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска. Срок полномочий каждого созыва Омского городского Совета составляет пять лет (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 19 Устава города Омска Мэр города Омска вправе подать в отставку, для чего направляет заявление в Омский городской Совет. Омский городской Совет принимает Постановление о прекращении полномочий Мэра города Омска в связи с отставкой, в котором указывается дата прекращения полномочий. В случае непринятия Омским городским Советом отставки Мэра города Омска он вправе сложить свои полномочия по истечении месяца со дня направления в Омский городской Совет заявления об отставке.
В силу правового регулирования, установленного частями 5, 9, 10 Устава города Омска, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В любом случае указанные муниципальные правовые акты не могут вступить в силу ранее, чем на следующий день после дня их официального опубликования. Решения по процедурным вопросам, принимаемые Омским городским Советом в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 14 настоящего Устава, вступают в силу с момента принятия. Иные муниципальные правовые акты, за исключением указанных в части девятой настоящей статьи, вступают в силу с момента их подписания соответствующим должностным лицом либо с иного момента, указанного в самом правовом акте.
В данной связи, поскольку Постановление Омского городского Совета от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" носит индивидуальный правовой характер, в нем не определен момент вступления в силу, оно вступает в силу с момента его подписания.
Согласно части 5 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Частью 9 статьи 16 Устава города Омска закреплено, что в случае отсутствия Председателя Омского городского Совета или невозможности исполнения им своих обязанностей, его функции исполняет первый заместитель Председателя Омского городского Совета. В случае отсутствия Председателя Омского городского Совета и первого заместителя Председателя Омского городского Совета, функции Председателя Омского городского Совета исполняет заместитель Председателя Омского городского Совета. В случае отсутствия Председателя Омского городского Совета и его заместителей, функции Председателя Омского городского Совета по ведению заседаний Омского городского Совета исполняет старейший по возрасту депутат Омского городского Совета.
Из анализа названных норм права следует, что полномочия по подписанию нормативных и иных правовых актов Омского городского Совета имеются лишь у Председателя Омского городского Совета или лиц, его замещающих в соответствии с частью 9 статьи 16 Устава города Омска.
Между тем, как указывалось выше, Постановление Омского городского Совета от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", несмотря на его принятие депутатами Омского городского Совета, уполномоченным на то лицом подписано не было, и, кроме того, Омский городской Совет не принял мер по подписанию названного постановления уполномоченным на то лицом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Председатель Омского городского Совета Алексеев С.Е., его первый заместитель и заместитель на момент вынесения решения находились на лечении (неопределенность периода действия указанного обстоятельства), необходимость зашиты прав граждан на осуществление местного самоуправления, а также тот факт, что Постановление от 21 декабря 2011 года "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" депутатами Омского городского Совета принято, суд обоснованно счел, что данное Постановление подлежит признанию вступившим в силу с момента вынесения судом решения.
Далее, как следует из Постановления от 21 декабря 2011 года "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", оно подлежит официальному опубликованию, в связи с чем в силу части 5 статьи 7 Устава города Омска, а также статьи 5 Регламента Омского городского Совета, оно должно быть опубликовано в течение десяти дней с момента подписания.
Таким образом, поскольку Омским городским Советом меры по подписанию Постановления от 21 декабря 2011 года "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" уполномоченным на то лицом приняты не были, как и не были приняты меры по направлению этого постановления для официального опубликования в Администрацию города Омска, суд обоснованно удовлетворил требования заявителя о признании бездействия Омского городского Совета.
Судебная коллегия считает верным также вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о вынесении частного определения в адрес заместителя председателя Омского городского Совета Артемьева В.Н. за его отсутствие на заседании 21 декабря 2011 г. после перерыва.
Соответствующие выводы суда подробно аргументированы и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Судом исследованы все доказательства, представленные сторонами, и суд в решении дал оценку представленным доказательствам, не соглашаться с которой оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации города Омска Батраковой И.А. о том, что Дроздовым С.В. не указан закон, устанавливающий его право на обращение в суд с заявлением в защиту определенного круга лиц, не представлено доказательств неправомерного бездействия заинтересованных лиц, нарушения прав и законных интересов самого заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда во внимание принять не может.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, права Дроздова С.В. как гражданина Российской Федерации на осуществление местного самоуправления нарушены бездействием Омского городского Совета, выразившемся в непринятии мер по исполнению обязанности подписания постановления Омского городского совета "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", принятого на заседании Омского городского совета 21 декабря 2011 года, и направлению его Мэру города Омска, он имел право на обращение в суд с названными требованиями.
Ссылки апелляционной жалобы на ошибочность вывода суда о наличии бездействия Омского городского Совета, поскольку в решении не указано, в чем конкретно выразилось данное бездействие, какие действия должны были (и могли) быть совершены данным органом с целью недопущения неправомерного (по мнению суда) бездействия, также подлежат отклонению в силу следующего.
Как указывалось ранее, частью 9 статьи 16 Устава города Омска закреплено, что в случае отсутствия Председателя Омского городского Совета или невозможности исполнения им своих обязанностей, его функции исполняет первый заместитель Председателя Омского городского Совета. В случае отсутствия Председателя Омского городского Совета и первого заместителя Председателя Омского городского Совета, функции Председателя Омского городского Совета исполняет заместитель Председателя Омского городского Совета. В случае отсутствия Председателя Омского городского Совета и его заместителей, функции Председателя Омского городского Совета по ведению заседаний Омского городского Совета исполняет старший по возрасту депутат Омского городского Совета.
Однако, во-первых, Постановление Омского городского Совета от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера", несмотря на его принятие депутатами Омского городского Совета, уполномоченным на то лицом подписано не было.
Во-вторых, Омский городской Совет не принял мер по подписанию названного постановления уполномоченным на то лицом.
Таким образом, при том, что во время перерыва в заседании Омского городского Совета Председатель Омского городского Совета Алексеев С.Е. и его Первый заместитель Гнусин В.Е. были госпитализированы, а заместитель председателя Омского городского совета Артемьев В.Н. 21 декабря 2011 г. покинул здание Омского городского Совета, Омский городской Совет имел возможность принять меры к подписанию Постановления Омского городского Совета от 21 декабря 2011 г. "Об отставке Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера" у старейшего по возрасту депутата Омского городского Совета.
Ссылки жалобы на то, что суд неправильно рассмотрел заявленные требования, поскольку они заявлялись в отношении председателя Омского городского Совета, а не самого органа, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявитель обжаловал действия должностного лица, фактически Дроздов С.В. в ходе судебного разбирательства полагал незаконными действия Омского городского Совета по непринятию мер по подписанию вышеназванного постановления.
Какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку изложенных в решении выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся к переоценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, получивших в соответствии с требованиями статей 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в судебном решении.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, предоставленные сторонами доказательства правильно оценены, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2011 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации города Омска Батраковой И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.Зашихина

Судьи областного суда
Е.Ю.Башкатова
В.Е.Майер




Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru