Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу № А43-37016/2011

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Иванова А.В. (шифр 10-544),
судей Леонова А.В. и Мустафаева Г.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузовихиной С.Д.,
при участии
заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А. (служебное удостоверение ТО № <...>, выдано 30 марта 2009 года),
представителя заинтересованного лица (регулирующего органа, ответчика) - главного специалиста отдела государственного контроля и работы с потребителями Уткина И.Е. (доверенность № 66 от 28 декабря 2011 года),
представителя третьего лица - Паниной Т.В. (доверенность № 7/11 от 15 июня 2011 года),
рассмотрев 10 мая 2012 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
заместителя прокурора Нижегородской области о признании недействующим пункта 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области", с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области,

установил:

заявитель просит признать недействующим пункт 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области".
Заявленные требования основаны на том, что в соответствии с внесенными изменениями в тарифах на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающей организации выделена отдельная категория потребителей - "население", для которой тариф установлен с учетом налога на добавленную стоимость (по ставке 18 процентов) в размере 1456,88 руб./Гкал. В соответствии с прежней редакцией решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области" категория потребителей "население" как самостоятельная категория не выделялась. При этом тариф устанавливался для потребителей без учета налога на добавленную стоимость. Оспариваемым пунктом 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, т.е. со дня введения в действие тарифов на тепловую энергию. Таким образом, как полагает заявитель, названному решению придана обратная сила, что противоречит действующему законодательству, нарушает права потребителей тепловой энергии.
Заинтересованное лицо (ответчик) в представленном отзыве и в объяснениях своих представителей в судебных заседаниях требования заявителя не признает. Относительно довода заявителя о придании решению обратной силы, представитель ответчика указал, что согласно статье 49 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если в самом акте или акте о введении его в действие установлено нормативное предписание, придающее ему обратную силу. Такое предписание установлено оспариваемым пунктом 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11, что не противоречит федеральному закону. Поскольку названное решение юридическую ответственность не устанавливает, отношения в сфере налогов и сборов не регулирует, более того, новых прав и обязанностей для субъектов правоотношений в сфере теплоснабжения не вводит. Издание названного решения, как указывает ответчик, обусловлено тем, что в силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы). Поскольку нормативными актами, действовавшими в период утверждения тарифов для открытого акционерного общества "Тепловые сети Кстовского района" на 2010 и 2011 годы не была предусмотрена категория потребителей "население" в части теплоснабжения, соответствующие тарифы были указаны Региональной службы по тарифам Нижегородской области без учета налога на добавленную стоимость. Однако с учетом названных положений налогового законодательства, при расчетах между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями в части расчетов за потребленную населением тепловую энергию подлежали применению тарифы, увеличенные на сумму налога на добавленную стоимость. Таким образом, фактически никакого изменения тарифа в течение 2011 года не осуществлялось. Просто положения действующего тарифа были отредактированы с учетом группы потребителей - "население" путем включения в действующий тариф суммы налога на добавленную стоимость (1234,64 руб./Гкал x 1,18 = 1456,88 руб./Гкал). Необходимость такого "технического" уточнения ("редактирования") тарифа была обусловлена правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 12552/10. В связи с указанной правовой позицией, Федеральной службой по тарифам был изменен подход к оформлению тарифных решений, внесены изменения в Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию, утвержденный приказом от 8 апреля 2005 года № 130-э. Указанные изменения предусматривают выделение категории потребителей "население" в самостоятельную группу потребителей и установление для нее тарифов с учетом (включением) сумм налога на добавленную стоимость. Согласно позиции Федеральной службы по тарифам о необходимости оформления действующих решений с учетом вышеназванной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 8 августа 2011 года № СН-6273/5, тарифы остаются прежними, изменяется лишь форма принятия решения. Федеральная служба по тарифам прямо указывает на то, что внесение подобных изменений не является пересмотром действующих тарифов и не влечет превышения предельных индексов. В свою очередь, в соответствии с пунктом 6.13 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, указанный орган вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Кроме того, ответчик полагает, что решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 не затрагивает какие-либо права и законные интересы каких-либо потребителей, включая "население", поскольку объем их денежных обязательств, связанных с потреблением коммунальных ресурсов, остался неизменным. Так, в силу статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации указанная группа потребителей обязана оплачивать соответствующий коммунальный ресурс по цене, включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость. Иными словами, итоговая сумма платежа потребителя - гражданина остается неизменной, независимо от того, содержит ли тарифное решение тариф с включением в него суммы налога на добавленную стоимость, либо без включения суммы этого налога.
Третье лицо, - открытое акционерное общество "Тепловые сети Кстовского района" полностью разделяет позицию ответчика по делу.
Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими отклонению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 192, части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По своему юридическому содержанию правовые акты - решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области" и оспариваемое решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области", являются нормативными, поскольку устанавливают обязательную для применения цену в отношении регулируемого вида деятельности, рассчитанную на неоднократное применение в периоде тарифного регулирования. Тариф на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района" потребителям Кстовского района Нижегородской области распространяется на неопределенный круг конечных потребителей товаров (работ, услуг), подлежит применению, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом регулирующего органа.
При этом в силу правила пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
Региональной службой по тарифам Нижегородской области 30 ноября 2010 года издано решение № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области", пунктом 58.1 которого в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и на основании рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов, представленных открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", экспертного заключения рег. № в-200 от 11 июня 2010 года, дополнительного экспертного заключения рег. № в-961 от 26 ноября 2010 года установлены и введены в действие тарифы (без учета сумм налога на добавленную стоимость) на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", потребителям Кстовского района Нижегородской области в размере 1234,64 руб./Гкал. В этом же решении отражено, что расходы, учтенные при формировании тарифов, установленных этим решением, рассчитаны с учетом системы налогообложения, действующей в организации на момент вынесения решения. Тарифы, установленные в пункте 58.1 этого решения, действуют с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 11 августа 2011 года № 484-э и в целях приведения в соответствие с действующими нормативными правовыми актами вышеназванного тарифа, Региональной службой по тарифам Нижегородской области принято частично оспариваемое в данном деле решение от 19 сентября 2011 года № 38/11 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области".
В пункте 11.1.1 оспариваемого решения установлено: "В пункте 58.1 решения слова "(без учета налога на добавленную стоимость)" исключить. Согласно пункту 11.1.2 оспариваемого решения, Приложение 1 к решению изложено в следующей редакции:

"Приложение 1
к решению
Региональной службы по тарифам
Нижегородской области
от 30 ноября 2010 г. № 42/58

ТАРИФЫ
НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, ОТПУСКАЕМУЮ ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ
ОБЩЕСТВОМ "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ КСТОВСКОГО РАЙОНА", Г. КСТОВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ КСТОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

┌────┬─────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ №  │                         │        Тариф на тепловую энергию         │
│п/п │                         ├────────┬──────────────────┬──────────────┤
│    │                         │Горячая │   Отборный пар   │   Острый и   │


│    │                         │  вода  │давлением (кг /кв.│редуцированный│
│    │                         │        │       см)        │     пар      │
│    │                         │        ├───┬───┬────┬─────┼──────────────┤
│    │                         │        │От │От │ От │Свыше│              │
│    │                         │        │1,2│2,5│7,0 │13,0 │              │
│    │                         │        │до │до │ до │     │              │
│    │                         │        │2,5│7,0│13,0│     │              │
├────┼─────────────────────────┴────────┴───┴───┴────┴─────┴──────────────┤
│1.  │Потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии: │
├────┼─────────────────────────┬────────┬───┬───┬────┬─────┬──────────────┤
│1.1.│одноставочный (без  учета│1 234,64│ - │ - │ -  │  -  │      -       │
│    │НДС), руб./Гкал          │        │   │   │    │     │              │
│    │                         │        │   │   │    │     │              │
│    │                         │        │   │   │    │     │              │
├────┼─────────────────────────┴────────┴───┴───┴────┴─────┴──────────────┤
│    │Население (с учетом НДС)                                            │
├────┼─────────────────────────┬────────┬───┬───┬────┬─────┬──────────────┤
│1.2 │одноставочный, руб./Гкал │1 456,88│ - │ - │ -  │  -  │      -       │
└────┴─────────────────────────┴────────┴───┴───┴────┴─────┴──────────────┘

В оспариваемом пункте 11.2 названного решения указано, что это решение вступает в силу в установленном порядке и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 опубликовано для всеобщего сведения в установленном порядке в издании "Нижегородская правда", № 140 (25316) от 21 декабря 2010 года, решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 опубликовано в издании "Нижегородская правда", № 117 (25437) от 25 октября 2011 года.
Указывая, что пункт 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, неоправданно возлагая обязанность по оплате тепловой энергии в размере, превышающем допустимые пределы, прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая настоящее дело по существу, арбитражный суд исходит из следующих правовых положений.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года № 171 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Нижегородской области (далее - Положение). Согласно пункту 1.1 Положения Региональная служба по тарифам Нижегородской области создана в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и действует на основании этого Положения. Региональная служба по тарифам Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов. В силу пункта 2.2 Положения одной из основных задач Региональной службы по тарифам Нижегородской области является установление подлежащих государственному регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, частично оспариваемое в данном деле решение вынесено уполномоченным органом государственной власти с соблюдением установленной процедуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146, пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации тепловой энергии являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость и облагаются по налоговой ставке 18 процентов. Согласно пунктам 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). Соответственно, само по себе включение суммы налога на добавленную стоимость в тариф на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района" потребителям - населению не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Как видно из Приложения 1 оспариваемого в части решения, ответчиком из потребителей Кстовского района Нижегородской области отдельно выделяется такая категория как "население" и в отношении этой категории отдельно указывается тариф на тепловую энергию в размере 1456,88 руб./Гкал. (с учетом налога на добавленную стоимость). При этом для остальных категорий потребителей тариф сохраняется в размере 1234,64 руб./Гкал. без учета налога на добавленную стоимость. Таким образом, тарифы по своей экономической сути являются одинаковыми, с той лишь разницей, что в тариф для населения в силу прямого указания пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации включена сумма налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.
Следовательно, смыслом принятия оспариваемого решения является лишь четкое указание на то обстоятельство, что в тариф для категории "население" уже заложена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взысканию в любом случае.
Названное уточнение, носящее технический характер, не может быть признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку запретов на такое уточнение в них не содержится.
Превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов никоим образом не произошло, т.к. если из тарифа для населения исключить сумму налога на добавленную стоимость, то сам тариф будет находиться в установленных пределах.
Как было упомянуто выше, уточнение действующего тарифа для категории "население" с указанием на включение в сумму тарифа налога на добавленную стоимость носит лишь уточняющий характер. Соответственно, оспариваемое решение не может оцениваться как нормативный правовой акт, которым устанавливается новый тариф, либо увеличивается ранее действовавший тариф, а равно оспариваемое решение не подпадает под признаки акта, в связи с принятием которого устанавливаются новые (дополнительные) обязанности либо иным образом ухудшается положение потребителей теплоснабжения.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что распространение действия оспариваемого пункта 11.2 решения на правоотношения, возникшие до момента его вступления в силу, противоречит действующему федеральному законодательству, является необоснованной.
Каких-либо доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в целом или чьи-либо в частности, суду не представлено и самим судом в рассматриваемой ситуации не усматривается.
При изложенном, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, иных судебных расходов суду не заявлено, поэтому вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать заместителю прокурора Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования.
Признать соответствующим действующему законодательству Российской Федерации пункт 11.2 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 сентября 2011 года № 38/11 "О внесении изменений в решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 ноября 2010 года № 42/58 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети Кстовского района", г. Кстово Нижегородской области, потребителям Кстовского района Нижегородской области".
Настоящее решение вступит в законную силу немедленно со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.

Председательствующий судья
А.В.ИВАНОВ

Судья
А.В.ЛЕОНОВ

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru