Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- государственного инспектора А.В. Тихомирова,
рассмотрев дело № 9, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "М" (<...>, ИНН <...>, ОГРН <...>),
в отсутствие:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "М" установила:
В городе Липецке на рекламной конструкции 3 x 6 м по адресу: Петровский спуск (в районе подземного перехода) 28 июля 2011 года распространялась реклама мегамагазина электроники "М" следующего содержания: "Фантастиш цены_Прессуем цены_Фантастиш Маркт_"М"_Кредит без переплат*_0% переплата_от 0%, первоначальный взнос_24 месяца...". На рекламном баннере изображен холодильник "ВЕКО" по цене 14444. Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Nikon COOLPIX L10".
Помимо указанной информации, в рекламе в правой нижней ее части светлыми буквами очень маленького размера имеется информация, не подвергающаяся прочтению невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств, предположительно содержащая обязательное наименование лица, оказывающего банковские услуги, иные существенные условия предоставления "кредита без переплат" и все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Прочтение информации, выполненной буквами маленького размера, невозможно, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные на расстоянии 5, 10, 15, 20 бордюрных камней от рекламной конструкции, а также с противоположной стороны дороги.
Ввиду того, что данные сведения напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
29.07.2011 в адрес ООО "М" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации об условиях по размещению указанной рекламы на территории Липецкой области. В ответ на запрос представитель ООО "М" - <...> представил запрашиваемые документы. Из представленных документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "М". Часть текста рекламы, о которой шла речь выше, в представленном Обществом макете также не подвергается прочтению.
То обстоятельство, что законодательство не содержит понятия шрифта маленького размера, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (место расположения - рядом с проезжей частью дороги и на довольно-таки дальнем расстоянии от неопределенного круга лиц, ограниченное время считывания информации, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, и иных существенных условий предоставления "кредита без переплат", напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.
Ввиду того, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной: "Фантастиш цены_Прессуем цены_Фантастиш Маркт_"М"_Кредит без переплат*_0% переплата_от 0%, первоначальный взнос_24 месяца" (на рекламном баннере изображен холодильник "ВЕКО" по цене 14444), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством использования рекламной конструкции 3 x 6 м рекламе информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, и иных существенных условиях предоставления "кредита без переплат" отсутствует.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: месторасположение (рядом с проезжей частью дороги, расстояние, на котором размещена реклама для неопределенного круга лиц); ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России, являющейся уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства, от 29.11.2010 № АК/41963 "О применении Федерального закона "О рекламе" в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом" при оценке рекламы следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ "О рекламе" не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Реклама банковской услуги, оказываемой банками-партнерами ООО "М" (ЗАО "Б", ОАО "А", ООО "Р"), направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях получения кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
Между тем в нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама не содержит сведений о лице, оказывающем предоставление кредита.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях - наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч. 3).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" говорит: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Исходя из норм Закона о банках и банковской деятельности, условие о размере процентной ставки по кредиту является существенным для кредитного договора, которая указана в рекламе, и в связи с чем должны быть указаны иные существенные условия.
Исходя из ГК РФ, существенными условиями кредитного договора являются: сумма кредита, срок и порядок его предоставления заемщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов, которые в рекламе не указаны.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО "М".
Таким образом, реклама ООО "М" следующего содержания: "Фантастиш цены_Прессуем цены_Фантастиш Маркт_"М"_Кредит без переплат*_0% переплата_от 0%, первоначальный взнос_24 месяца..." и где изображен холодильник "ВЕКО" по цене 14444, на рекламной конструкции 3 x 6 м по адресу: Петровский спуск (в районе подземного перехода) не содержит обязательного наименования лица, оказывающего банковские услуги, умалчивает об иных существенных условиях предоставления "кредита без переплат" и не содержит все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с указанными выше фактами реклама общества с ограниченной ответственностью "М" содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
24 февраля 2012 года в адрес Липецкого УФАС России от ООО "М" поступили запрашиваемые документы определением о выделении дела в отдельное производство от 07.02.2012. В возражениях по делу № 9 ООО "М" пояснило, что управление неправомерно выделило дело в отдельное производство, так как рекламные плакаты, распространяемые Обществом в рамках одной рекламной акции (в данном случае в рамках сотрудничества с банками по поводу "кредита без переплат"), не могут считаться разными нарушениями и рассматриваться в раздельных производствах, что информацию, размещенную буквами маленького размера, можно прочитать и то, что законодательство не указывает на необходимые размеры шрифта или на допустимое соотношение размеров шрифтов в рекламе и что требования законодательства о рекламе Обществом не были нарушены.
На рассмотрении дела по рекламе № 9 28 февраля 2012 года из имеющихся в материалах дела доказательств Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что реклама ООО "М" нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе. Информация, выполненная мелким шрифтом, затруднительна для восприятия неопределенного круга лиц. Прочтение сведений, указанных мелким шрифтом, также затруднительно и для лиц, проезжающих мимо рекламы на транспортных средствах, поскольку их от рекламы будет отделять полоса встречного движения. Затруднительно прочтение информации и с представленного Обществом макета рекламы (формата А3), и тем более - с представленного ранее Обществом макета рекламы. Также Комиссией установлено, что в рекламе, распространявшейся 28 июля 2011 года, - отличный объект рекламирования от рекламы, распространявшейся 20 июня 2011 года; у реклам разное содержание, разное время распространения и т.п.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "М" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы: "Фантастиш цены_Прессуем цены_Фантастиш Маркт_"М"_Кредит без переплат*_0% переплата_от 0%, первоначальный взнос_24 месяца...", на рекламном баннере изображен холодильник "ВЕКО" по цене 14444, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "М" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru