Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. по делу № А04-436/2011

(извлечение)

8 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
10 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест"
ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035
о взыскании 307720 руб.
Третье лицо: Уссурийская таможня (ОГРН 1022500869533, ИНН 2511008765)

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" (далее - ООО "СК "Востокстройинвест") штрафа в размере 307720 руб.
Определением суда от 28 апреля 2011 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Уссурийская таможня.
Свои требования истец обосновывает тем, что в период с 31 января 2010 г. по 28 мая 2010 г. грузоотправитель - ООО "СК "Востокстройинвест" производил отправку вагонов на станцию назначения - Суйфэньхе Китайской железной дороги - КНР через пограничную станцию Гродеково. По перевозочным документам к перевозке был принят груз - лесоматериалы.
В связи с нарушением грузоотправителем таможенных правил, спорные вагоны были задержаны на приграничной станции Гродеково пограничным постом Уссурийской таможни. Факт нарушения требований в отношении экспортных грузов по причинам отсутствия в перевозочных документах сведений об объеме груза с корой, окончание срока действия и срока переоформления фитосанитарных сертификатов подтверждается уведомления пограничного таможенного поста Уссурийской таможни, оформлен актами общей формы станции Гродеково.
В соответствии со ст.ст. 47, 100 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав), в связи с нарушением грузоотправителем таможенных правил, повлекшим за собой задержку таможенным органом вагонов на железнодорожных приграничных станциях, грузоотправитель должен уплатить перевозчику штраф в размере 307720 руб.
Представитель истца в заседаниях на иске настаивает, указав в заседании 8 июня 2011 г., что в связи с наличием опечатки в исковом заявлении и указании номера накладной АЖ 524989, истец просит считать требования заявленными по накладной АЖ 524999, как это указано в расчете исковой суммы.
Уточнение принято судом к рассмотрению на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ответчика в заседаниях и в отзыве считает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку вина ответчика в нарушении правил перевозок грузов, а также таможенных правил и вина в простое грузов не доказана. Вынесенное Уссурийским городским судом постановление по делу об административном правонарушении № 10716000-213-2010 от 31 января 2011 г. не вступило в законную силу, т.к. ответчиком подана кассационная жалоба на данное постановление. Кроме того, в уведомлениях, представленных Уссурийской таможней истцу значится, что вагоны задержаны на досмотр. Остановка вагонов на досмотр не свидетельствует о наличии вины ответчика в нарушении таможенных правил и простое вагонов.
Представитель третьего лица в заседание 8 июня 2011 года не явился, в отзыве на иск указал, что в период с 31 января 2010 г. по 28 мая 2010 г. грузоотправитель - ООО "СК "Востокстройинвест" производил отправку вагонов на станцию назначения - Суйфэньхе Китайской железной дороги - КНР через пограничную станцию Гродеково. По всем перевозочным документам к перевозке был принят груз - лесоматериалы. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированного запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Задержание транспортных средств производилось по причине отсутствия сведений об объеме вывозимых лесоматериалов (с корой) для целей таможенного контроля. В таможенный орган оформления были подготовлены и направлены запросы, после получения ответчика на запросы, транспортные средства выпускались.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В период с 31 января 2010 г. по 28 мая 2010 г. грузоотправитель - ООО "СК "Востокстройинвест" по железнодорожным накладным: АЖ 523602, АЖ 52604, АЖ 523609, АЖ 523610, АЖ 523605, АЖ 523608, АЖ 523606, АЖ 523607, АЖ 523596, АЖ 523597, АЖ 523655, АЖ 524976, АЖ 524977, АЖ 524972, АЖ 524978, АЖ 524982, АЖ 524981, АЖ 524991, АЖ 524974, АЖ 524973, АЖ 524996, АЖ 524987, АЖ 524999, АЖ 524979, АИ 755302, АИ 763585, АИ 763636, АИ 763584, АИ 763637 передал перевозчику - ОАО "РЖД" к перевозке вагоны: № 67752956, № 60770039, № 68478080, № 68588169, № 68520212, 67824516, № 67817486, № 62628847, № 60036324, № 65215923, № 67481333, № 61737128, № 64242407, № 65190753, № 61337317, № 63006753, № 61691432, № 67102418, № 68521376, № 68167923, № 67835918, № 60697448, № 63402747, № 68676972, № 68669969, № 63069355, № 67449116, № 61094124, № 62077524 с лесоматериалами для их отправки на станцию назначения - Суйфэньхе Китайской железной дороги - КНР через пограничную станцию Гродеково.
Указанные вагоны были задержаны и досмотрены на ст. Гродеково пограничным таможенным постом Уссурийской таможни.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями, заявками на предоставление к осмотру, актами таможенного досмотра, актами общей формы, из которых следует, что причинами задержки и досмотра вагонов послужили: отсутствие сведений об объеме лесоматериала с корой и без коры, расхождение по кубатуре; истечение срока действия фитосанитарных сертификатов.
При этом судом установлено, что на момент отправки ответчиком не были указаны сведения об объеме лесоматериалов с учетом объема коры и без учета объема коры. Грузоотправителем указанные сведения были уточнены (реестры ответчика) после уведомления таможни. Уточнение ответчиком сведений об объеме лесоматериалов с учетом объема коры и без учета объема коры явилось основанием для разрешения выпуска товара с таможенной территории РФ.
По факту выявленных нарушений в отношении экспортных грузов были оформлены акты общей формы станции Гродеково: № 4/607104, № 4/607094, № 4/60796, № 4/607078, № 4/607079, № 4/607080, № 4/607081, № 4/607072, № 4/607073, № 4/607183, № 4/607380, № 4/607381, № 4/607372, № 4/607373, № 4/607346, № 4/607347, № 4/607350, № 4/607351, № 4/607354, № 4/607355, № 4/607261, № 4/607262, № 4/607260, № 4/607400, № 4/607401, № 4/607404, № 4/607405, № 4/607451, № 4/607450, № 4/607426, № 4/607427, № 4/607432, № 4/607433, № 4/607422, № 4/607423, № 4/607490, № 4/607723, № 4/607722, № 4/607721, № 4/607724.
На основании актов общей формы станции Гродеково были составлены накопительные ведомости № 030303, № 030305, № 030306, № 030309, № 040300, № 060401, № 050408, № 030409, № 200305, № 070407, № 120403, № 100405, № 110412, № 100404, № 230414, № 100601 и предъявлены ответчику для ознакомления и подписания, однако ответчик от их подписания отказался, что подтверждается отметками на накопительных ведомостях и актами общей формы № 1/605433, № 1/605432, № 1/605431, № 1/605430, № 1/605429, № 1/605428, № 1/605427, № 1/605426, № 1/605425.
На основании уведомлений пограничного таможенного поста Уссурийской таможни, актов общей формы станции Гродеково и накопительных ведомостей ответчику был начислен штраф на общую сумму 307720 руб., что подтверждается уведомлениями об уплате штрафа от 3 марта 2010 г. № 5, № 7, № 8, № 11, от 16 марта 2010 г. № 30, от 16 апреля 2010 г. № 71, № 72, 73, № 69, № 70, от 21 апреля 2010 г. № 82, № 77, № 78, № 79, от 6 мая 2010 г. № 100, от 7 июля 2010 г. № 143 и счетом № 632 от 2 февраля 2010 г., однако ответчиком штраф уплачен не был.
ОАО "РЖД", полагая, что простой вагонов произошел по вине ООО "СК "Востокстройинвест", обратилось с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании штрафных санкций на основании статей 47, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ).
Поскольку перевозка грузов по вышеуказанным накладным осуществлялась из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, на условия этой перевозки распространяется действие положений Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (измененное и дополненное на Конференциях в Москве 31 июля 1953 г., в Берлине 30 июля 1955 г., в Пекине 25 мая 1957 г.; с изменениями и дополнениями, утвержденными Комитетом ОСЖД 2 мая 1959 г., 30 ноября 1964 г., 29 мая 1970 г., 15 апреля 1971 г., 23 октября 1980 г., 17 октября 1988 г.) (далее - СМГС).
В соответствии со статьей 11 СМГС отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также в случае необходимости сертификат и спецификацию. Согласно вышеназванной статье СМГС отправитель несет ответственность перед железной дорогой за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.
Статьей 12 СМГС предусмотрено, что отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, помещенных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной.
Этой же статей предусмотрено, что если перевозка или выдача груза задерживаются вследствие того, что отправитель не представил необходимых сопроводительных документов или документы, представленные им и указанные в накладной в графе "Документы, приложенные отправителем", являются недостаточными или неправильными, то за время задержки взыскиваются штрафы, сборы, как-то: за хранение груза, простой вагонов. Если указанная задержка происходит на дороге отправления или дороге назначения, то этот штраф исчисляется в соответствии с внутренними правилами, действующими на этих железных дорогах.
Обязанность грузоотправителя при предъявлении груза для перевозки передать перевозчику на каждую отправку транспортную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы установлена также статьей 25 УЖТ, а, следовательно, ответственность за полноту пакета документов, передаваемых перевозчику, несет грузоотправитель.
Согласно пункту 1 статьи 47 УЖТ в случае нарушения грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокапятикратном и пятнадцатикратном размерах минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
В соответствии с абзацем 3 настоящей статьи грузоотправитель, виновный в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции, вносит перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, а при простое, превышающем указанные настоящей статьей сроки, несет ответственность, предусмотренную статьями 100 и 101 УЖТ.
Статьей 100 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 6 октября 2005 г. № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что перевозчики, предъявляя иски о взыскании штрафа на основании статьи 47 названного Закона, должны указать, какие правила перевозок и таможенные правила, касающиеся перевозок, нарушены грузоотправителем, доказательства этих нарушений, а также того, что такие нарушения привели к предусмотренным статьей 47 Устава последствиям.
Как усматривается из представленных в материалы дела железнодорожных накладных, перевозке подлежали лесоматериалы: пиловочник - лиственница.
Согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, применяемой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 (действующим с период осуществления ответчиком отправок), группе 44 - древесина и изделия из нее, древесный уголь, применительно к экспортируемой ответчиком продукции, указанной в накладных, соответствует код 4403 20 лесоматериалы прочие из хвойных пород, что соответствует коду товара, указанному грузоотправителем (ответчиком) в дорожных ведомостях.
Согласно Перечню товаров, к описанию которых при заявлении таможенного режима экспорта или таможенного режима переработки вне таможенной территории устанавливаются специальные требования, утвержденного приказом ФТС РФ № 1883 от 15 октября 2009 года "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД" (в редакции приказа ФТС от 28 декабря 2009 г. № 2419), действующего в спорный период времени, в графе 31 ГТД о лесоматериале с кодом 4403 (кроме 4403 41 000 0, 4403 49, 4403 99 590 1) должен быть указан, в том числе: объем лесоматериалов, куб. м указанный в контракте (с учетом номинальной длины и без учета коры; объем лесоматериалов, куб. м (с учетом фактической длины и с учетом коры).
В соответствии со статьей 26 УЖТ и пунктом 13 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28 (далее - Правила), при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
Статьей 76 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период времени) (далее - ТК РФ) предусмотрено, что при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик железнодорожной накладной указывает, в том числе вес брутто товаров (в килограммах).
В силу статьи 27 УЖТ ответственность за искажение сведений о массе груза лежит на грузоотправителе.
Согласно части 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 149 ТК РФ основанием для выпуска товаров является представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 13 ТК РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Это в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон № 99-ФЗ) каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений" под подкарантинной продукцией (подкарантинный материал, подкарантинный груз) понимается растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Пунктом 6 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов" предусмотрено, что фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны - члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней.
В силу пункта 8 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 43, обстоятельства, послужившие основанием для задержки вагонов, удостоверяются актом общей формы.
Суд исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, по правилам ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что факт нарушения грузоотправителем таможенных правил (отсутствие сведений об объеме лесоматериала с корой и без коры, расхождение по кубатуре; истечение срока действия фитосанитарных сертификатов), что повлекло за собой задержку и досмотр таможенным органом спорных вагонов, подтвержден документально.
Непривлечение ответчика к административной ответственности за совершение таможенного правонарушения не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с грузоотправителя штрафа по статьям 47, 100 УЖТ, поскольку в силу диспозиции указанных правовых норм не является обязательным.
Суд проверив представленный истцом расчет штрафа в размере 307720 руб., признает его верным, а требования истца о взыскании с ответчика штрафа в размере 307720 руб. законными обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании ст.ст. 47, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ госпошлина по настоящему делу, составляет 9154 руб. 40 коп., которая была уплачена истцом при подаче иска платежным поручением № 1100196 от 14 февраля 2011 г.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9154 руб. 40 коп. относится на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" (ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) штрафа в размере 307720 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 9154 руб. 40 коп., всего 316874 руб. 40 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru