Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. по делу № А04-409/2011

(извлечение)

10 марта 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
10 марта 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" (ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" (далее - заявитель, ООО "Строительная компания "Востокстройинвест") с заявлением о признании незаконным решения УФМС по Амурской области об отказе в полном объеме в возврате излишне уплаченной обществом государственной пошлины в размере 2646000 (два миллиона шестьсот сорок шесть тысяч) рублей, оформленное письмом от 29 декабря 2010 г. № 10/3509. Просит произвести возврат обществу из бюджета денежных средств в размере (два миллиона шестьсот сорок шесть тысяч) рублей, оплаченных платежным поручением от 23 апреля 2010 г. № 598. В судебное заседание представлены уточнения, в которых заявитель указал, что второе требование заявлено с целью восстановления нарушенного права на основании пункта части 5 статьи 201 АПК Российской Федерации. Уточненные требования в соответствии со ст. 49 АПК Российской Федерации приняты судом к уточнению.
Ответчик требования не признал, в письменном отзыве указал, что в соответствии с разъяснением Министерства финансов РФ от 1 июля 2010 г. № 03-05-04-03/82, общий порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, определен ст. 333.40 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ возврат государственной пошлины, уплаченной за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае отказа уполномоченного органа в выдаче указанных разрешений не предусмотрен. Государственная пошлина обществом была уплачена платежным поручением от 23 апреля 2010 г. № 598 в установленном размере с учетом заявленного количества подлежащих трудоустройству иностранных граждан. При таких обстоятельствах, считает, что юридически значимые действия, в данном случае подача заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и в дальнейшем последовавший отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных граждан уполномоченным органом были совершены, в связи с чем оснований для возврата государственной пошлины не было.
В соответствии с положениями части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Востокстройинвест" зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 7 октября 2002 года, ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035.
В течение 2010 года ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" обращалось в УФМС по Амурской области с заявлениями о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Селемджинского района Амурской области.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за каждого привлекаемого иностранного работника уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
В связи с чем обществом оплачена государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в количестве 441 человек в общей сумме 2646000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 598 от 23 апреля 2010 г.
Письмами № 8/2362 от 19 августа 2010 г., 8/1371 от 11 мая 2010 г., 8/2573 от 20 сентября 2010 г., 8/2866 от 27 октября 2010 года и другими Управлением ФМС по Амурской области отказано в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников в связи с получением заключения управления труда и занятости населения Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников о нецелесообразности привлечения и использования 441 иностранного работника по заявленным профессиям.
8 декабря 2010 года ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" обратилась с заявлением в Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины в размере 2646000 руб. 00 коп. в связи с отказами в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
29 декабря 2010 года письмом за № 10/3509 УФМС по Амурской области сообщило заявителю о том, что в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврат государственной пошлины, уплаченной за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае отказа уполномоченного органа в выдаче указанных разрешений, не предусмотрен.
Считая данный отказ не соответствующими требованиям закона, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 681 (далее - Правила), разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в Российской Федерации.
В соответствии с Правилами для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель либо уполномоченное им лицо подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, к которому прилагаются документы, перечень которых приведен в указанном пункте.
Одним из этих документов является документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (подпункт "д" пункта 6 Правил).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 23, а не подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.
Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления (пункт 8 Правил).
Из пункта 27 Правил следует, что орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на работу.
На основании пункта 8 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2, результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешений.
В соответствии с пунктом 29.1 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче территориальным органом Федеральной миграционной службы разрешения на привлечение и использование иностранных работников являются, в том числе заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
Согласно статье 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются организации или физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
В силу статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении, в том числе, в уполномоченные государственные органы, за совершением в отношении плательщиков государственной пошлины юридически значимых действий.
В целях главы 25.3 НК РФ выдача документов приравнивается к юридически значимым действиям, за совершение которых государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, взимают с организаций и физических лиц государственную пошлину, являющуюся сбором (статья 333.16 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 Правил и пунктами 43.2, 43.3 и 43.4 Административного регламента вместе с заявлением на привлечение и использование иностранных работников работодатель представляет также документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Таким образом, уплата государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников осуществляется до подачи заявления и иных документов на совершение юридически значимых действий.
Согласно материалам дела после рассмотрения заявлений общества ему было в выдаче разрешения на использование и привлечение 441 иностранных граждан отказано.
Из вышеуказанного следует, что УФМС по Амурской области совершены юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 НК РФ.
Общий порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.
Исходя из данного перечня, основанием для возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 главы 25.3 НК РФ, является, в том числе, уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган, государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Поскольку госпошлина уплачена ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" в установленном размере с учетом заявленного количества подлежащих трудоустройству иностранных граждан, а с отказом от совершения юридически значимого действия до его совершения заявитель не обращался, у УФМС по Амурской области не имелось оснований для возврата обществу уплаченной госпошлины.
В соответствии с частью 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается организациями в размере 2000 рублей.
Заявителем при подаче заявления государственная пошлина оплачена платежным поручением № 112 от 9 февраля 2011 г. в размере 38230 руб. 00 коп. Следовательно, излишне оплаченная государственная пошлина в сумме 36230 руб. 00 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" (ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035) о признании незаконным решения УФМС по Амурской области от 29 декабря 2010 г. № 10/3509, отказать.
Возвратить ООО "Строительная компания "Востокстройинвест" (ОГРН 1022800516540, ИНН 2801086035) из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в сумме 36230 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru