Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А79-6160/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям
открытого акционерного общества "Росспиртпром" и Федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
с участием заинтересованного лица - Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики,
о признании недействительными решения и предписания от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010,
при участии:
от заявителя - ОАО "Росспиртпром" - Д. по доверенности № 27 от 24.02.2011,
от заявителя - ФГУП "Росспиртпром" - С. по доверенности № 55/1 от 01.10.2011,
от Управления ФАС по ЧР - В. по доверенности от 27.12.2011,
от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - не было,

установил:

открытое акционерное общество "Росспиртпром" (далее - ОАО "Росспиртпром") и федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром" (федеральное казенное предприятие) (далее - ФГУП "Росспиртпром") обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании недействительными решения и предписания от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010.
В обоснование заявления ОАО "Росспиртпром" указало, что выводы Управления ФАС по ЧР в оспариваемом решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, являются необоснованными и не подтвержденными.
Установление в предписании Управления ФАС по ЧР для ОАО "Росспиртпром" обязанности запуска производства на будущее время не соответствует закону и нарушает права ОАО "Росспиртпром" в сфере хозяйственной деятельности.
Заявитель - ОАО "Росспиртпром" указывает, что вывод Комиссии Управления ФАС по ЧР о том, что между ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром" было достигнуто устное соглашение, которое привело к прекращению производства спирта и ликероводочной продукции на территории Чувашской Республики не подтвержден доказательствами и не соответствует действительности.
В поведении ОАО "Росспиртпром" отсутствуют признаки бездействия как правонарушения, а именно вина и наличие возложенных правовых обязанностей в совершении действий, поскольку в компетенцию ОАО "Росспиртпром" отнесен вопрос о приеме имущества, вносимого в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", в то время как вопрос об изъятии и передаче ОАО "Росспиртпром" указанного имущества к компетенции ОАО "Росспиртпром" не относится, что, по мнению ОАО "Росспиртпром", свидетельствует о невозможности оказания влияния ОАО "Росспиртпром" на сроки проведения мероприятий по изъятию имущества у ФГУП "Росспиртпром" и его передаче ОАО "Росспиртпром".
Из вышеизложенного следует невозможность участия ОАО "Росспиртпром" в соглашении, целью, которого является затягивание передачи недвижимого имущества ФГУП "Росспиртпром".
В обоснование заявления ФГУП "Росспиртпром" указало, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают обязанности, создают иные препятствия для осуществления текущей деятельности.
Решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010 в части возобновления работы до 29.07.2011 по производству спирта на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг. и производству ликероводочной продукции на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг. нарушает права ФГУП "Росспиртпром" и препятствует дальнейшей реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1014 следует, что обеспечение реализации мероприятий по изъятию из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущества в соответствии с приложениями № № 1 - 3 к указанному постановлению, возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Следовательно, ФГУП "Росспиртпром" не осуществляет передачу недвижимого имущества в ОАО "Росспиртпром" и не может влиять на ход самого процесса передачи.
Таким образом, Правительством Российской Федерации предусмотрена ликвидация ФГУП "Росспиртпром", дальнейшее внесение имущества предприятия в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", что подразумевает завершение работы предприятия, а сам процесс прекращения деятельности филиалов ФГУП "Росспиртпром" по производству спирта и ликероводочной продукции является предусмотренным законодательно закономерным и необходимым этапом.
ОАО "Росспиртпром" является самостоятельной организацией и требования общества о получении государственных преференций, дальнейшее планы общества по финансовым инвестициям в создание современного спиртового и ликероводочного предприятия являются самостоятельными, не могут влиять на законодательно предусмотренный процесс ликвидации ФГУП "Росспиртпром" (в частности прекращение производства на филиалах) и никаким образом не влияет на интересы ФГУП "Росспиртпром" как хозяйствующего субъекта, подлежащего ликвидации, и предприятие не может знать о действиях общества.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики о месте и времени рассмотрения дела в судебном заседании извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассматривается без его участия, в силу статей 123, 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ОАО "Росспиртпром" и ФГУП "Росспиртпром" в судебном заседании просили суд признать недействительными решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010 по ранее изложенным доводам.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве от 27.09.2011 и дополнениям к нему от 21.11.2011.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 16 часов 45 минут 11.01.2012.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления ФАС по ЧР обратилось Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики с письмом № 01/28 - 6805 от 22.12.2010 об оценке решений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, принявшим распоряжения от 29.12.2009 № 2150-р, № 2151-р (л.д. 71 Том 1), и действия ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром", которые привели к резкому сокращению производства алкогольной продукции и прекращению производства спирта их филиалами, расположенными на территории Чувашской Республики (Спиртовой завод "Марпосадский", "Спиртовой завод "Ядринский" и "Чебоксарский ликероводочный завод").
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики при этом указало, что принятые указанными лицами решения без учета предыдущего опыта эффективной и рентабельной деятельности предприятий, расположенных на территории Чувашской Республики, привели к вытеснению продукции филиалов с рынка алкогольной продукции и создали их конкурентам благоприятные условия для доступа на товарный рынок.
С учетом пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и нахождением ФГУП "Росспиртпром" в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, и долю менее 65 процентов на рынке производства и реализации спирта-сырца этилового в Чувашской Республике, долю более 65 процентов на рынке производства и реализации водки и ликероводочных изделий в Чувашской Республике (доминирующее положение на рынке производства и реализации спирта, водки и ликероводочных изделий в Чувашской Республике), Управление ФАС по ЧР на основании приказа руководителя Управления № 433 от 28.12.2010 в отношении ФГУП "Росспиртпром" возбуждено дело № 206-АМЗ-2010 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически или технологически необоснованного сокращения или прекращения производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.
06 мая 2011 года комиссией Управления ФАС по ЧР по рассмотрению дела № 206-АМЗ-2010 о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании ФГУП "Росспиртпром" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 и пункт 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а также о признании ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром" нарушившими пункт 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В решении от 06.05.2010 по делу № 206-АМЗ-2010 Комиссия Управления ФАС по ЧР указала, что производство спирта на филиале ФГУП "Росспиртпром" Спиртовой завод "Марпосадский" было прекращено в марте 2008 года; производство водки в июле 2010 года, производство спирта на филиале ФГУП "Росспиртпром" спиртовой завод Ядринский было прекращено в июне 2010 года, производство водки - в сентябре 2010 года; производство ликероводочных изделий на филиале ФГУП "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский" было прекращено в сентябре 2010 года. У ФГУП "Росспиртпром" на территории Чувашской Республики имелось три вышеназванных филиала.
В этот же день ОАО "Росспиртпром" и ФГУП "Росспиртпром" выдано предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции для чего:
- до 29.05.2011 организовать (запустить) производство ликероводочной продукции в филиале ОАО "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, д. 63) в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 г. г.;
- до 29.07.2011 организовать (запустить) производство спирта на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" (Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Шоссейная, д. 102) в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг.;
- до 29.07.2011 организовать (запустить) производство ликероводочной продукции на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром", "Спиртовой завод "Ядринский" (Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Шоссейная, д. 102) в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг.
ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром" о выполнении указанного предписания в срок до 01.08.2011 должны были проинформировать Управление ФАС по ЧР путем предоставления заверенных надлежащим образом копий соответствующих документов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 указанного Кодекса бремя доказывания законности принятия законности оспариваемых решения и предписания, в частности, наличия обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на антимонопольный орган, который принял такое решение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе, согласно которому Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Статья 22 Закона о защите конкуренции определяет функции антимонопольного органа, к которым относится в том числе предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые решение и предписание приняты уполномоченным органом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, для квалификации действий субъекта права по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо решить вопросы о наличии определенных действий хозяйствующего субъекта, его доминировании на определенном товарном рынке и наступлении (возможности наступления) одного из указанных в данной норме последствий.
В данном случае судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ФГУП "Росспиртпром" включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, и долю менее 65 процентов на рынке производства и реализации спирта - сырца этилового в Чувашской Республике, долю более 65 процентов на рынке производства и реализации водки и ликероводочных изделий в Чувашской Республике, следовательно, ФГУП "Росспиртпром" занимает доминирующее положение на рынке производства и реализации спирта, водки и ликероводочных изделий в Чувашской Республике.
Как следует, из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью первой статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из буквального толкования пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что запрет на сокращение или прекращение производства пользующегося спросом товара напрямую обусловлен отсутствием экономического или технологического обоснований и наличием возможности рентабельного производства товара.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1014 "Об особенностях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" (федерального казенного предприятия) определены особенности приватизации ФГУП "Росспиртпром", а именно: учреждение ОАО "Росспиртпром", изъятие из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" основанного на праве оперативного управления недвижимого имущества и внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" при его учреждении по перечню согласно приложению № 1.
В приложении № 1 предусмотрено внесение в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" недвижимого имущества филиалов ФГУП "Росспиртпром" на территории Чувашской Республики по следующим пунктам:
(здания): ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" - п.п. 471 - 504; ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский" - п.п. 505 - 521; ФГУП "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский" - п.п. 522 - 541;
- сооружения: ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" - п.п. 859 - 902, в том числе бардохранилище (п. 901) и реконструкция бардохозяйства (незавершенное строительство) (п. 902); ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский" - п.п. 903 - 915; земельные участки: ФГУП "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский" - п.п. 1006 - 1007; ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Марпосадский" - п.п. 1008 - 1013; ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" - п.п. 1014 - 1020.
При этом в постановлении от 29.12.2007 № 1014 Правительство Российской Федерации не определило сроки изъятия из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внесения в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" движимого имущества.
Согласно передаточному акту от 31.12.2009 недвижимое имущество Спиртового завода "Марпосадский" внесено в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", недвижимое имущество "Спиртовой завод "Ядринский" и "Ликеро-водочный завод "Чебоксарский" в ОАО "Росспиртпром" не передано.
Подпунктом "б" пункта 9 постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 1014 обеспечение реализации мероприятий по изъятию из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущества в соответствии с приложениями № № 1 - 3 к указанному постановлению, возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривается внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО Росспиртпром" имущества филиалов ФГУП "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский" и "Спиртовой завод "Ядринский.
Из пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации следует, что обеспечение реализации мероприятий по внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущества филиалов ФГУП "Росспиртпром" возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом совместно с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и определены их сроки: 9 месяцев.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень иного имущества, планируемого к приватизации в 2011 - 2013 годах, раздела II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2102-р.
Следовательно, в компетенцию ОАО "Росспиртпром", как правильно указали заявители, входит только вопрос о приеме имущества, вносимого в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", что свидетельствует о невозможности оказания влияния ОАО Росспиртпром" на сроки проведения мероприятий по изъятию имущества у ФГУП - Росспиртпром" и его передаче ОАО "Росспиртпром".
Из вышеизложенного следует невозможность участия ОАО "Росспиртпром" в соглашении, целью которого является затягивание передачи недвижимого имущества ФГУП "Росспиртпром", в связи чем довод Управления ФАС по ЧР о том, что бездействие ФГУП "Росспиртпром" и ОАО "Росспиртпром" свидетельствует о соглашении, повлекшем затягивание передачи недвижимого имущества ФГУП "Росспиртпром" в ОАО "Росспиртпром", получения лицензии и последующего запуска производства спирта и ликероводочной продукции на территории Чувашской Республики суд считает необоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.
Как указали заявители, на филиале ОАО "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" производство спирта и спиртосодержащей продукции невозможно в связи с тем, что требуемые согласно действующему законодательству очистные сооружения или оборудование, позволяющие осуществить полную переработку барды, отсутствуют. Отсутствие оборудования по переработке барды не позволяет произвести лицензирование завода. Средняя стоимость такого оборудования составляет 110 000 000 руб.
Несмотря на отсутствие факта передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал, ОАО "Росспиртпром" предприняты все необходимые действия, в результате которых было приобретено движимое имущество и заключен договор аренды недвижимого имущества филиала ОАО "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский", получена лицензия на право осуществления филиалом производства, хранения и поставки произведенных спиртных напитков. В данный момент указанный филиал осуществляет производственную деятельность на основании выданной лицензии. Средний ежемесячный объем производства алкогольной продукции на филиале составляет 55 231 дал. При этом движимое имущество, необходимое для осуществления производственной деятельности, приобретено у ФГУП "Росспиртпром" более чем за 51 000 000 руб., а ежемесячная арендная плата за пользование недвижимым имуществом, включая плату за пользование земельным участком, составляет более 900 000 руб.
Таким образом, несмотря на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1014 предусматривает безвозмездную передачу недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", в настоящее время ОАО "Росспиртпром" вынуждено нести затраты по аренде такого недвижимого имущества в целях осуществления производственной деятельности на филиале ОАО "Росспиртпром" "Ликероводочный завод "Чебоксарский".
ОАО "Росспиртпром" включено в перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Главная задача работы с такими компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как: государственные гарантии; субсидирование процентных ставок; реструктуризация налоговой задолженности; государственный заказ; таможенно-тарифная политика и т.д.
Поскольку субсидирование является одним из законных способов поддержки компаний, входящих в перечень системообразующих организаций, ОАО "Росспиртпром" обратилось к Правительству Чувашской Республики с предложением о финансировании в целях поддержки усилий ОАО "Росспиртпром" в реализации проекта по запуску производства водок и ликероводочных изделий на территории Чувашской Республики.
Единственным учредителем ОАО "Росспиртпром" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом с долей в уставном капитале - 100%, следовательно, доводы Управления о том, что требования ОАО "Росспиртпром" незаконных государственных преференций являются несостоятельными и не применимыми по отношению к ОАО "Росспиртпром".
Как пояснил представитель ОАО "Росспиртпром" в ходе судебного разбирательства вопрос о субсидировании части затрат, связанных с производством и реализацией продукции данного Общества, включая создание современного спиртового и ликероводочного предприятия в г. Ядрин обсуждался на рабочих совещаниях в Кабинете Министров Чувашской Республики по осуществлению ОАО "Росспиртпром" крупных инвестиционных мероприятий: обеспечение загрузки производственных мощностей по выпуску этилового спирта и алкогольной продукции; осуществление своевременной уплаты налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики; реализация на территории Чувашской Республики инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и расширение производственных должностей на территории Чувашской Республики в 2011 - 2013 годах; разработка и согласование с Кабинетом Министров Чувашской Республики инвестиционной программы на общую сумму 500 млн. руб. по модернизации и расширению производственных мощностей на территории Чувашской Республики; оказание содействия в перепрофилировании производственных мощностей Марпосадского спиртового завода и Чебоксарского ликероводочного завода; осуществление переноса производства с Чебоксарского ликероводочного завода на Ядринский спиртовой завод с его модернизацией мощностей в период с 2011 - 2013 годов; оказание в период отопительного сезона 2010 - 2011 годов услуг водоотведения и теплоснабжения для объектов муниципальной собственности по тарифам, установленным на территории Чувашской Республики.
Вышеназванные мероприятия были отражены в проекте Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "Росспиртпром", в письме Председателю Кабинета Министров Чувашской Республике С. № ВИ-01-1309 от 17.11.2010, № ВИ-ИМ-1234 от 03.11.2010, Президенту Чувашской Республики И. № ВИ-01-1310 от 17.11.2010, заместителю Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министру экономического развития, промышленности и торговли М. от 16.12.2010 № ВИ-ИМ-1448.
Довод Управления ФАС по ЧР о том, что для запуска производства ликероводочной продукции на филиалах ОАО "Росспиртпром" достаточно два месяца (время, необходимое для получения оборудования и заключения договора аренды на недвижимое имущество, а также получения лицензии) суд считает необоснованным, поскольку законодательством Российской Федерации какие-либо сроки, в течение которых организация должна начать лицензируемый вид деятельности после постановки организации или филиала на налоговый учет, не установлены.
Кроме того, в рассматриваемом случае, не может принят во внимание запуск производства ликероводочной продукции на филиале "Петрозаводской ликероводочный завод "Петровский" в ноябре 2009 года с учетом постановки его на налоговый учет 10.11.2009, а также запуск производства ликероводочной продукции на филиале "Костромской ликероводочный завод" в июле 2010 года с учетом постановки его на налоговый учет 10.05.2010.
Следовательно, вывод Управления ФАС по ЧР о возможности осуществления запуска производства ликероводочной продукции на филиале "Ликероводочный завод "Чебоксарский" в течение двух месяцев, которое достаточно для получения оборудования, заключения договора аренды на недвижимое имущество, получения лицензии) документально необоснован и является предположением членов Комиссии Управления ФАС по ЧР.
Пунктом 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Как было указано ранее, подпунктом "б" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1014 обеспечение реализации мероприятий по изъятию из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущества в соответствии с приложениями № № 1 - 3 к указанному постановлению, возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, ФГУП "Росспиртпром" не занимается передачей недвижимого имущества в ОАО "Росспиртпром" и не может влиять на ход самого процесса передачи.
Учитывая то, что постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1014 "Об особенностях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" (федерального казенного предприятия)", предусматривающее внесение имущества ФГУП "Росспиртпром" в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", до настоящего времени не реализовано и, как указано выше, не по вине ОАО "Росспиртпром", у которого отсутствовала возможность приступить к осуществлению производственной деятельности и оказывать влияние на сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос, поскольку для начала производственной деятельности на территории Чувашской Республики ОАО "Росспиртпром" не передано ни одного объекта недвижимого имущества филиалов "Ликероводочный завод "Чебоксарский" и "Спиртовой завод "Ядринский".
Таким образом, пункт 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не может быть применим к ОАО "Росспиртпром", поскольку в данной норме права указано на наличие возможности рентабельного производства товаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановило изъять из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущество по перечню согласно Приложению в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
При этом в соответствии с перечнем имущества в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" вносится имущество филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский".
Согласно указанному постановлению Правительство Российской Федерации поручило Федеральному агентству по управлению государственным имуществом совместно с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в 9-месячный срок обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1 данного постановления.
Следовательно, собственником имущества принято решение о передаче имущества связи с необходимостью проведения мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421, у ФГУП "Росспиртпром" отсутствует возможность рентабельного производства на филиале ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский", что является экономически и технологически обоснованным.
Управление ФАС по ЧР пришло к выводу, что действия ФГУП "Росспиртпром" по прекращению производства спирта и ликероводочной продукции на территории Чувашской Республики и ОАО "Росспиртпром" по требованию незаконных государственных преференций свидетельствуют об устном соглашении, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Однако, вышеназванные действия не могут рассматриваться как устное соглашения сторон с учетом следующего.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 1014 Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по окончании мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 4, 7 и 8 настоящего Постановления, после прекращения предприятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке всех обязательств, включая налоговые, представить в Правительство Российской Федерации проект решения о ликвидации предприятия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановило изъять из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" имущество по перечню согласно Приложению в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
При этом в соответствии с перечнем имущества в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром" вносится имущество филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский".
Таким образом, Правительством Российской Федерации предусмотрена ликвидация ФГУП "Росспиртпром", дальнейшее внесение имущества предприятия в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Росспиртпром", что подразумевает завершение работы предприятия, а сам процесс прекращения деятельности филиалов ФГУП "Росспиртпром" по производству спирта и ликероводочной продукции является предусмотренным законодательно закономерным и необходимым этапом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производитель алкогольной продукции обязан представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и пеней. Поскольку филиалы ФГУП "Росспиртпром" имеют налоговую задолженность перед бюджетом, обеспечить законность производственной деятельности, как правомерно указали заявители, не представляется возможным.
В соответствии с указанным Законом выдача указанных марок производится только при отсутствии у предприятия налоговой задолженности перед бюджетом.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.06.2010 задолженность ФГУП "Росспиртпром" перед бюджетами всех уровней составляет в размере 2,814 млрд. рублей, включая налоги и пени, следовательно, в этом случае не представляется возможным получить федеральные специальные марки для обязательной маркировки алкогольной продукции.
Таким образом, запуск производства ликероводочной продукции в филиале ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" возможен только при условии погашения указанной налоговой задолженности перед бюджетом.
Для работы ликероводочного производства филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" необходимо наличие федеральных специальных марок для обязательной маркировки алкогольной продукции.
В связи с изданием вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации у ФГУП "Росспиртпром" отсутствует возможность рентабельного производства, в связи с чем Управление ФАС по ЧР необоснованно ссылается на нарушения заявителями пункта 4 части 1 статьи 10, пункта 7 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, вынесение Управлением ФАС по ЧР решения и предписания от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010 в части возобновления работы до 29.07.2011 по производству спирта на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг. и производству ликероводочной продукции на производственной базе филиала ФГУП "Росспиртпром" "Спиртовой завод "Ядринский" в объемах не ниже уровня производства 2008 - 2009 гг. нарушает права заявителей и препятствует дальнейшей реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 № 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Управление ФАС по ЧР в обоснование рентабельности филиалов ФГУП "Росспиртпром" ссылается на чистую прибыль, указанную в отчетах о прибыли и убытках за 2009 год.
Однако данные в отчетах указывают о снижении чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: по филиалу "Спиртовой завод "Ядринский" с 23 364 тыс. руб. до 12 637 тыс. руб., по филиалу "Ликероводочный завод "Чебоксарский" с 57 911 тыс. руб. до 38 625 тыс. руб.
Следовательно, вышеназванные показатели влияют и на изменение спроса на продукцию, в связи с чем выводы Управления ФАС по ЧР о наличии стабильного спроса и рентабельного производства несостоятельны и не подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, суд считает, что решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010 подлежат признанию недействительными.
При обращении в суд заявители платежными поручениями уплатили по <...> государственной пошлины. Всего уплачена государственная пошлина по данному делу в размере <...>. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере <...> подлежит возвращению каждому заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления ФАС по ЧР в пользу заявителей подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявления открытого акционерного общества "Росспиртпром", г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21 и Федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром", г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21А, удовлетворить полностью.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 06.05.2011 по делу № 206-АМЗ-2010.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в пользу открытого акционерного общества "Росспиртпром", г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21, расходы по государственной пошлине в сумме <...>, уплаченной по платежному поручению № 706 от 02.08.2011.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром", г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21А, расходы по государственной пошлине в сумме <...>, уплаченной по платежному поручению № 1628 от 18.05.2011.
Возвратить открытому акционерному обществу "Росспиртпром", г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21 (ИНН 7730605160, ОГРН 1097746003410), расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере <...> по платежному поручению № 706 от 02.08.2011.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Росспиртпром", (ИНН 7730130125, ОГРН 1027739481527), расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 34, строение 21А из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере <...> по платежному поручению № 1628 от 18.05.2011.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru