Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 12 мая 2012 г. № 5705/12

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ВВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р о введении с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет методические рекомендации по введению в 4 классах курса ОРКСЭ.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение

ВВЕДЕНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ).
В связи с этим в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312, внесены изменения.
Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 69 от 31 января 2012 г. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом от 5 марта 2004 г. № 1089";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312".
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Курс ОРКСЭ - составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего учебную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Комплексный учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
- "Основы православной культуры";
- "Основы исламской культуры";
- "Основы иудейской культуры";
- "Основы буддийской культуры";
- "Основы мировых религиозных культур";
- "Основы светской этики".
Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Изучение курса осуществляется с учетом региональных и этнокультурных особенностей. При этом базовыми являются такие его блоки, как "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики".
Учебный курс ОРКСЭ согласно приказу Минобрнауки России изучается в 4-м классе в объеме 34 часов. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Преподавание курса в общеобразовательных учреждениях республики обеспечено следующими пособиями:
- Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. (при участии Р.М.Мухаметшина). Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2011.
- Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2012.
Готовится к изданию методическое пособие для учителя:
- Пискарев В.И., Сафронова И.В. Основы религиозных культур народов России.
Кроме того, в образовательных учреждениях республики есть учебное пособие "История религий: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2007", которое учитель может использовать в качестве информационного источника.
Дополнительные материалы размещены на специализированном портале www.orkce.org.
С целью оказания методической поддержки педагогам при реализации курса ОРКСЭ МОиН РФ направило методические материалы для учителей и кураторов данного курса (Письмо Минобрнауки РФ от 08.07.2011 № МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"). В этих материалах содержатся ответы на вопросы, наиболее часто поступающие в адрес органов управления образованием, СМИ, а также учреждений, оказывающих методическую поддержку.
Основополагающими принципами при изучении курса ОРКСЭ являются:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на развитие личности и индивидуальности ребенка. Реализация данного принципа на занятиях ОРКСЭ направлена на установление взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и индивидуализацией;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса ОРКСЭ, развития у них навыков самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать знаниями в других ситуациях;
- принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, на значимости нравственных категорий: добро, достоинство, красота в широком понимании слова и др.;
- принцип связи обучения с жизнью предполагает формирование опыта нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный опыт учащихся;
- принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение учителем на занятиях по курсу ОРКСЭ знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов (литературное чтение, курс "Окружающий мир" и др.).
Система ценностных установок и нравственных ориентиров учащихся формируется средствами различных учебных предметов. Преподавание курса ОРКСЭ подразумевает единство воспитательных воздействий школы (со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, внеурочной деятельностью, образовательным пространством учебного заведения), семьи, общественности.
Углублению знаний учащихся, созданию условий для реализации познавательных интересов учащихся и их личностного развития способствует внеурочная деятельность.
Организация внеурочной деятельности по проблемам, связанным с ОРКСЭ, должна строиться с учетом таких подходов, как:
- формирование мотивационных основ изучения курса ОРКСЭ;
- целенаправленное включение учащихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений об Отчизне и долге перед ней, о нравственности в контексте отечественной, в том числе региональной, культурной традиции;
- организация различных форм самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе занятий внеурочного блока курса ОРКСЭ (проектной, исследовательской);
- обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности, реализация межпредметных подходов;
- обеспечение позитивного эмоционального фона занятий, обеспечивающего личностное восприятие содержания занятий.
Важным моментом повышения эффективности изучения курса являются региональный и этнический компоненты. Содержательный аспект региональной составляющей внеурочной деятельности обеспечивается использованием материала об этнокультурных ценностях, традиционных религиях народов, населяющих Татарстан. В условиях Республики Татарстан в содержании курса могут найти отражение такие ценности, как:
- традиции многовековых добрососедских межэтнических контактов;
- мирное существование различных конфессий в регионе;
- совместное участие в защите и укреплении Российского государства.
Соответствующие сюжеты могут быть предметом изучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с присущими религиозной и светской традициям духовно-нравственными ценностями, имеющими место в личной, семейной жизни, общественной жизни.
В качестве механизмов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и новые образовательные технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
Введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" должна предшествовать подготовительная работа с родителями. Основная ее задача - создание установки на сотрудничество, стимулирование заинтересованности родителей в изучении и позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
В целях подготовки к введению учебного курса муниципальным органам управления образованием необходимо:
- осуществить анализ готовности образовательных учреждений к введению курса;
- организовать обучающие семинары для учителей, ведущих курс;
- провести "круглые столы", посвященные различным аспектам преподавания курса, с участием педагогов, родителей, представителей общественности.
При анализе готовности образовательных учреждений к введению курса важно выяснить:
- готовность учителей к преподаванию курса;
- состояние учебно-материальной базы (обеспеченность учебными пособиями, справочной и иной литературой по проблематике курса, наличие современных технических средств).
Обучающие семинары организуются с учетом конкретных условий на местах. Они могут быть посвящены рассмотрению следующих вопросов:
- цели и задачи изучения курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ);
- особенности организации образовательного процесса по курсу;
- роль региональной и этнической составляющей в изучении курса, варианты интеграции этого материала в содержание курса;
- формы и методы работы с родителями учащихся, обучающихся по курсу ОРКСЭ.
"Круглые столы", конференции с участием педагогов, родителей, представителей общественности также должны отражать наиболее актуальные проблемы духовно-нравственного становления школьников:
- светский характер образования как принцип государственной политики и религиоведческий компонент в содержании школьного образования;
- предмет, структура, цели и задачи курса ОРКСЭ;
- социальные и духовные факторы в воспитании школьников;
- взаимодействие религиозных и светских духовно-нравственных ценностей.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Его преподавание призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании достойного гражданина, уважающего духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, готового к диалогу и сотрудничеству во имя процветания общего Отечества.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru