Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. № 33-а-124

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Рязани на решение Советского районного суда г. Рязани от 24 января 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации г. Рязани в предоставлении С.С.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Обязать Администрацию г. Рязани предоставить С.С.В. и ее семье благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Мошечкова А.И., объяснения С.С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С.С.В. обратилась с иском к администрации г. Рязани о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она с супругом С.В.А., дочерьми С.М.В. и А.В. проживают в квартире <...>. Жилой дом, в котором они проживают, 18.05.2011 межведомственной комиссией был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом. Истица с семьей с 1989 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в порядке общей очереди. На ее заявление о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке ответчик ответил отказом. Просила признать незаконным отказ Администрации г. Рязани в предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке и обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле были привлечены несовершеннолетние дети истицы С.М.В. и А.В., а также ее муж С.В.А. в качестве третьего лица.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Рязани просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ, жилые помещения из муниципального жилищного фонда представляются лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилищных условиях по договору социального найма, а С.С.В. и члены ее семьи в установленном порядке не признаны малоимущими, и не включены в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу С.С.В. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Постановленное решение данным требованиям не отвечает.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из материалов дела и судом установлено, С.С.В. с семьей из 4-х человек проживают по договору социального найма и зарегистрированы по адресу: <...> и с 1989 года состоит в администрации г. Рязани на учете нуждающихся в получении жилого помещения (номер очереди 1113).
Заключением межведомственной комиссии от 18 мая 2011 года жилой дом <...> был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом основных элементов здания в процессе эксплуатации.
На обращение С.С.В. Администрация г. Рязани письмом от 18.07.2011 разъяснила истице, что право на внеочередное получение жилого помещения имеют только граждане, признанные малоимущими.
С.С.В. с семьей в установленном порядке малоимущей признана не была.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Из содержания части 1 статьи 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ), но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Отказывая С.С.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, Администрация г. Рязани исходила из того, что право на внеочередное получение жилья по договору социального найма имеют только граждане, признанные малоимущими.
Районный суд не согласился с ответчиком, указав в решении, что истица с семьей встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан до 1 марта 2005 г., а потому на нее не распространяются требования нового ЖК РФ о принятии на такой учет лишь малоимущих граждан.
С данной позицией суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Действительно, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Поскольку истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1989 году, она сохраняет право состоять на общей очереди и быть обеспеченным жилым помещением в связи с этим независимо от признания ее малоимущим.
Вместе с тем, основания для предоставления С.С.В. и ее семье жилого помещения во внеочередном порядке в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом, возникли у истицы с 18 мая 2011 года с момента принятия заключения межведомственной комиссией, то есть после вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
По ранее действовавшему законодательству, на момент постановки истицы на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий такого права у истицы не имелось, поскольку согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось лишь тем гражданам, жилище которых стало непригодным для проживания только в результате стихийного бедствия.
В связи с этим, для приобретения права на получение социального жилья во внеочередном порядке по нормам нового Жилищного кодекса РФ требуется соблюдение всех условий, установленных этим законом - статьями 49, 52 ЖК РФ, в частности, признание гражданина малоимущим.
Такое толкование закона согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При таких обстоятельствах, суд необоснованно принял решение об удовлетворении исковых требований С.С.В., поскольку оснований для внеочередного предоставления истице и ее семье жилья не имеется, что не лишает их права на получение жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий в дальнейшем, в порядке общей очередности.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, так как оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлекшим вынесение неправосудного решения, в связи с чем подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 24 января 2012 года отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Рязани о предоставлении С.С.В. и ее семье благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru