Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. № 33-а-85

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д.С.Н. на решение Ряжского районного суда Рязанской области от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
Д.С.Н. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области о признании права на единовременную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, перерасчете единовременной денежной выплаты и взыскании невыплаченной суммы единовременной денежной выплаты с учетом индексации отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Д.С.Н., ее представителя К.К.В., представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области И.А.В., судебная коллегия

установила:

Д.С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области о признании права на единовременную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, перерасчете единовременной денежной выплаты и взыскании невыплаченной суммы единовременной денежной выплаты с учетом индексации.
В обоснование своих требований истица указала, что она является родителем погибшего 30.03.1996 в Чечне при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего - сына ФИО1. Согласно удостоверению серии № <...> от 26.03.2009 (дубликат) она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих (ст. 21 ФЗ "О ветеранах").
В марте и октябре 2011 года она обращалась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области о назначении ей, как родителю военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в сумме, установленной участникам Великой Отечественной войны. Ответчик в перерасчете ей ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, отказал ввиду того, что ее сын погиб после введения в действие с 16.01.1995 Федерального закона "О ветеранах".
Д.С.Н. считает отказ ответчика незаконным и нарушающим ее пенсионные права, так как ГУ - УПФ РФ по Ряжскому району выплачивает ей ЕДВ в меньшем размере, чем участникам ВОВ, к которым она приравнена.
Истица полагает, что согласно ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 № 313-1 "О неотложных мерах по улучшении пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготы, предусмотренные для участников ВОВ, распространились на родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы. 16.01.1995 вступил в силу Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах". 01.01.2005 Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 в Закон "О ветеранах" внесены изменения - признан утратившим силу п. 3 ст. 11 и закон дополнен статьей 23.1, устанавливающей различные размеры ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших военнослужащих и участников ВОВ.
Д.С.Н. считает, что в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ № 5-ФЗ "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий пунктом 3 ст. 21 закона распространены на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), родители таких военнослужащих относятся к кругу лиц, имеющих право на ЕДВ.
В соответствии с п. 3 ст. 11 этого же закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-О-П, истица указала, что по смыслу ст. 23.1 Федерального Закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), с принятием которого, система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для: граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Как утверждает Д.С.Н., она приобрела статус родителя военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, еще в период действия Закона СССР от 01.08.1989 (т.е. до 01.01.2005), в связи с чем и после 01.01.2005 на нее должно распространяться право на социальные выплаты для этой категории граждан в размере, не ниже установленного участникам ВОВ.
До 01.01.2005 она пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников ВОВ, однако после замены льгот в натуральной форме денежными выплатами, размер указанной выплаты для членов семей погибших военнослужащих, приравненных по льготам к участникам ВОВ и ветеранов боевых действий с 1 января 2005 года составил <...> руб., а самим участникам ВОВ - <...> руб. Поскольку право на получение льгот возникло у нее, но не было ею реализовано на основании Закона, которым по уровню она была приравнена к участнику ВОВ из числа военнослужащих, то ответчиком нарушены ее конституционные права.
Согласно преамбуле Федерального закона "О ветеранах" от 22.08.2004 № 122-ФЗ данный закон был принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина..., приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. По смыслу ст. 23.1 указанного закона, ЕДВ представляет собой неотъемлемую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, а поэтому предусмотренный взамен ранее установленных натуральных льгот компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь в денежном выражении, должен соответствовать по своему объему ранее предоставленным социальным благам указанным категориям лиц в натуральной форме.
Истица полагает, что поскольку она была приравнена по уровню обеспечения к участникам ВОВ, то она не может быть ущемлена в правах на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан; положения ст. 23.1 ФЗ и п. 19 ст. 44 ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 22.08.2004 № 112-ФЗ) во взаимосвязи не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005.
По мнению Д.С.Н., поскольку ей представлены свидетельства тому, что ее сын погиб до 01.01.2005 при исполнении им обязанностей военной службы, то на нее распространялись все льготы, установленные законодательством до 01.01.2005, поэтому она имеет право на выплату ЕДВ с 01.01.2005, назначаемой в настоящее время в соответствии пп. 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
В своем исковом заявлении она приводит расчет задолженности невыплаченной суммы ЕДВ с 01.01.2005 по 01.12.2011, которая составляет <...> руб. <...> коп. В связи с инфляцией недополученная сумма ЕДВ подлежит индексации и составляет <...> руб. <...> коп.
Д.С.Н. просила признать отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области о признании за ней права на выплату ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, незаконным; признать за ней право на выплату ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01.01.2005; взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области в ее пользу сумму перерасчета ЕДВ (с 01.01.2005 по 01.12.2011), проиндексированную по уровню инфляции, в размере - <...> руб. <...> коп.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Д.С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Д.С.Н. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильную оценку доказательств.
В суде апелляционной инстанции Д.С.Н. и ее представитель К.К.В. поддержали апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району Рязанской области - И.А.В. поддержала письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается, что истица Д.С.Н. является матерью погибшего 30 марта 1996 года в республике Чечня при исполнении обязанностей военной службы по призыву ФИО1, и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". 26 апреля 1996 года военным комиссариатом Рязанской области ей было выдано удостоверение серии № <...> о праве на льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", а 26 марта 2009 г. - дубликат удостоверения серии № <...> о праве на те же льготы.
Указанным Федеральным законом № 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон № 5-ФЗ "О ветеранах", система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
В соответствии с указанными изменениями истице с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего. В настоящее время ЕДВ истице выплачивается Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ряжскому району Рязанской области в размере, установленном для указанной категории граждан, то есть подпунктом 4 пункта 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
До 16 января 1995 г. действовал Закон СССР от 01.01.1989 № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Проверяя доводы истицы о ее праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его решениях по этому вопросу, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", назначаемой в настоящее время в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Истицей не представлено доказательств приобретения ею права пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Поскольку ее сын погиб после 16 января 1995 г., когда вступил в действие Федеральный закон № 5-ФЗ "О ветеранах", ей в соответствии со ст. 28 этого Закона было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 указанного Федерального закона Российской Федерации.
С учетом установленного, в связи с отсутствием правовых оснований районный суд отказал в удовлетворении исковых требований Д.С.Н.
Доводы истицы о том, что она до 2005 г. получала талоны на право получения проездных билетов с 50 процентной скидкой от стоимости проезда (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, что было предусмотрено в качестве льготы для участников Великой Отечественной войны до 1 января 2005 г., и не предусмотрено для членов семей погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", обоснованно не приняты районным судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у Д.С.Н. прав на льготы в соответствии с Законом СССР № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Конституционный Суд РФ в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г. до 1 января 2005 г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1125-О-О, от 15.07.2010 № 1017-О-О, от 23.09.2010 № 1206-О-О, от 23.09.2010 № 1207-О-О, от 24.02.2011 № 246-О-О и др.).
Судебная коллегия по гражданским делам находит доводы апелляционной жалобы Д.С.Н. о неправильном применении судом норм материального права и неправильной оценке доказательств, представленных в подтверждение факта получения талонов на 50-процентную скидку на проезд железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, несостоятельными, поскольку судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ряжского районного суда Рязанской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д.С.Н. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru