Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ПИСЬМО>
от 20 февраля 2012 г. № 16-07/03941

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 172 НК РФ

Управление ФНС России по Приморскому краю, рассмотрев запрос МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о порядке применения нормы статьи 172 НК РФ при предъявлении счетов-фактур подрядными организациями, в связи с проведением ими капитального строительства, а также в целях выработки единой позиции по данному вопросу всеми Инспекциями Приморского края, сообщает следующее.
Согласно пп. 1 и 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
На основании п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.
Порядок сдачи и приемки работ по договору строительного подряда регулируется ст. 753 "Сдача и приемка работ" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Так, согласно п. 1 ст. 753 Гражданского кодекса, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом в соответствии с п. 3 данной статьи Гражданского кодекса заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
На основании п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Следует учитывать, что согласно п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" при осуществлении строительства здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты по форме № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
Таким образом, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то акты по форме № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", подписываемые заказчиком в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчиком, и согласно договору не являются принятием результата работ заказчиком.
Учитывая изложенное, вычет налога на добавленную стоимость по работам, выполненным подрядными организациями, возможен на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями в порядке, установленном п. 3 ст. 168 и ст. 169 Кодекса, и при условии принятия налогоплательщиком на учет результата указанных работ в объеме, определенном в договоре.
Данная позиция изложена в письме Минфина от 14.10.2010 № 03-07-10/13.
Кроме того, в письме ФНС России от 25.01.2011 № KE-4-3/860@ даны разъяснения, что передачей результата выполненных по договору подряда работ и приемкой таких работ заказчиком может быть передача подрядной организацией и приемка заказчиком законченного капитальным строительством объекта в целом или выполненного этапа строительных работ (если понятие "этап работ" определено в договоре) либо передача подрядчиком и приемка заказчиком отдельных строительных (монтажных, пусконаладочных) и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом, работ.
Учитывая изложенное, операциями по реализации строительно-монтажных работ, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса, могут быть:
- результат выполненных по договору строительного подряда работ, свидетельствующий о законченном капитальном строительстве объекта в целом;
- результат выполненного этапа строительных работ (если определение этапа работ предусмотрено в договоре);
- результат выполненных монтажных, пусконаладочных и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом, работ.
В указанных выше случаях на основании п. 3 ст. 168 Кодекса подрядчик обязан не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи законченного капитальным строительством объекта в целом (либо со дня передачи выполненного этапа строительных работ) или выполненных монтажных, пусконаладочных и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом, работ, выставить в адрес заказчика-инвестора соответствующую счет-фактуру. Данная счет-фактура составляется на основании соответствующих первичных учетных документов (актов).
Если счет-фактура выставляется подрядчиком в иных случаях, помимо выше перечисленных, то заказчик на основании такого документа не вправе предъявлять налоговый вычет по НДС, о чем свидетельствуют разъяснения Минфина России и ФНС России.
В случае если составление первичного учетного документа (форма КС-2) производится ежемесячно на объем строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком за истекший календарный месяц, и при этом данный объем работ не является определенным договором результатом работ и, соответственно, не свидетельствует о передаче подрядчиком и приемке заказчиком-инвестором результата работ, то денежные средства, полученные подрядчиком от заказчика-инвестора в размере, определенном актом по форме КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3, являются предоплатой (частичной оплатой) объема строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком за истекший месяц. В этом случае на основании п. 3 ст. 168 Кодекса при получении подрядчиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) подрядчик обязан выставить в адрес заказчика-инвестора счет-фактуру с указанием в нем реквизитов, перечисленных в п. 5.1 ст. 169 Кодекса.
На основании счетов-фактур от подрядчика, выставленных и оформленных на суммы полученной предоплаты согласно п. 5.1 ст. 169 НК РФ, заказчик вправе принять к вычету суммы НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ).
В данном случае, согласно п. 9 ст. 172 НК РФ, для применения налогового вычета заказчик кроме счета-фактуры должен иметь документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм предоплаты покупателем, и договор, предусматривающий возможность перечисления сумм предоплаты.
После передачи подрядчиком и приемки заказчиком результата работ, выполненных по договору подряда, вычеты сумм НДС, предъявленные подрядчиком, применяются заказчиком в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ. Одновременно суммы налога, ранее принятые заказчиком к вычету с перечисленной им предоплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 170 НК РФ.
При этом, следует обратить внимание, что если аванс был перечислен в большем размере, чем стоимость выполненного этапа работ (объекта в целом), НДС следует восстановить в сумме, указанной в счете-фактуре на этот этап или объект (Письмо Минфина России от 28.01.2009 № 03-07-11/20).

Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Е.Д.КАГРАМАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru