Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- государственного инспектора А.В. Тихомирова,
рассмотрев дело № 8, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "М" (<...>, ИНН <...>),
в отсутствие представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "М" - о месте и времени рассмотрения дела № 8 уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление в материалах дела, установила:
Липецкое УФАС России 19 декабря 2011 года, осуществляя в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, установило факты распространения рекламы ООО "М" (<...>; адрес филиала: <...>), а именно в распространяемых в городе Липецке журналах "М1" с 15 декабря 2011 года по 1 января 2012 года № 26 (146) на странице 40 рекламируется LED-телевизор PHILIPS по суперцене! 24999,00, который можно приобрести в кредит <*>; на странице 42 рекламируется LED-телевизор TOSHIBA по суперцене! 21999,00, который можно приобрести в кредит <*>; на странице 49 рекламируется кофемашина DELONGHI по суперцене! 15999,00, которую можно приобрести в кредит <*>; на странице 53 рекламируется холодильник SAMSUNG по суперцене! 17499,00, который можно приобрести в кредит <*>.
20.12.2011 в адрес ООО "М" (<...>) Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации:
- копии договора с рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанного журнала на предмет его изготовления и (или) распространения на территории Липецкой области;
- копии согласованного с рекламопроизводителем макета указанного журнала;
- в случае если макет был предоставлен для печати в готовом виде, необходимо сказать об этом в сопроводительном письме и указать, в каком виде он был предоставлен (с приложением необходимой информации);
- копий счетов и платежных документов, подтверждающих заказ и оплату рекламодателем за изготовление и (или) распространение указанного журнала на территории Липецкой области;
- сведений о лице, предоставляющем кредит на покупку вышеперечисленных товаров (с приложением копии договора о сотрудничестве и копии лицензии);
- копий документов, подтверждающих, что вышеперечисленные товары продаются по суперценам;
- иных документов по Вашему усмотрению.
В ответ на запрос о предоставлении информации ООО "М" представило копии запрашиваемых документов. Из представленных документов следует, что рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем является ООО "М". Кредит на покупку товаров предоставляется ЗАО "К", что подтверждается соглашением о сотрудничестве № 1243-77-1С от 31 октября 2008 года. Товары, поименованные в запросе, продаются, по мнению Общества, по суперценам с учетом того, что цены на товар были достаточно существенно снижены, по данным выгрузки из системы.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "можно в кредит", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара, хотя на практике непонятно, какое лицо оказывает кредитование: ЗАО "К" или ООО "М", из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Между тем в нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама не содержит сведений о лице, оказывающем финансовые услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч. 3).
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть общество с ограниченной ответственностью "М".
Согласно части 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28 Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть общество с ограниченной ответственностью "М".
Таким образом, реклама ООО "М" в распространяемых в городе Липецке журналах "М1" с 15 декабря 2011 года по 1 января 2012 года № 26 (146) на страницах: 40, 42, 49, 53 не содержит обязательного наименования банка, предоставляющего финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ООО "М" содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрение дела по рекламе № 8 28 февраля 2012 года представитель ООО "М" не явился, о месте и времени рассмотрения дела Общество уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление в материалах дела. Ранее в адрес Липецкого УФАС России поступило письменное пояснение Общества, в соответствии с которым круг лиц, которым адресована информация, нельзя считать неопределенным, т.к. рассчитана на клиентов Общества, информация о которых имеется у Общества. Общество также считает, что значок-уведомление о возможности купить товар в кредит не является рекламой. С данными доводами Комиссия не может согласиться, поскольку распространяемая информация является общедоступной (при входе в торговый центр, переход журнала из рук в руки) и потенциально воспринимается и замечается, принимается во внимание и которая может быть использована любым потребителем. Кроме того, такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком определенном лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (информация о том, что определенный круг лиц может приобретать товары из журнала, не содержится ни на одной из страниц этого самого журнала). Неопределенный круг лиц возможных правоотношений - это те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о товаре (услуге) должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.
Комиссией Липецкого УФАС России также было установлено, что реализуемые Обществом с 15 декабря 2011 по 01 января 2012 товары: LED-телевизор PHILIPS 40PFL5606 по суперцене! 24999,00, LED-телевизор TOSHIBA 42HL833 по суперцене! 21999,00, кофемашина DELONGHI ESAM 2200S по суперцене! 15999,00, холодильник SAMSUNG RL-34EGMS1/ECMS1 по суперцене! 17499,00 продавались вовсе не по суперценам. Согласно материалам дела LED-телевизор TOSHIBA 42HL833 в магазинах "М2" на указанный выше период времени стоил 19999,00, а в магазине "М3" - 19990,00, холодильник SAMSUNG RL-34 ECMS1 в магазине "Э" на указанный выше период времени стоил 15999,00.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, реклама Общества содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (LED-телевизор TOSHIBA 42HL833, холодильник SAMSUNG RL-34 ECMS1) перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "М" в распространяемых в городе Липецке журналах "М1" с 15 декабря 2011 года по 1 января 2012 года № 26 (146), а именно в котором на странице 40 рекламируется LED-телевизор PHILIPS по суперцене! 24999,00, который можно приобрести в кредит <*>; на странице 42 рекламируется LED-телевизор TOSHIBA по суперцене! 21999,00, который можно приобрести в кредит <*>; на странице 49 рекламируется кофемашина DELONGHI по суперцене! 15999,00, которую можно приобрести в кредит <*>; на странице 53 рекламируется холодильник SAMSUNG по суперцене! 17499,00, который можно приобрести в кредит <*>, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "М" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время данная реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru