Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- государственного инспектора А.В. Тихомирова,
рассмотрев дело № 6, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "К" (Юр. адрес: <...>, факт. адрес: <...>, ИНН <...>), по факту нарушения ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" обществом с ограниченной ответственностью "М" (<...>, ИНН <...>),
в отсутствие:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "К",
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "М" (<...>) установила:
17 ноября 2011 года на автомобильной дороге Р205 - "Липецк - Данков", 8 км + 100 м (Лебедянское шоссе) на рекламной конструкции 3 x 6 м распространялась реклама, в которой говорится: "КупиКупон для себя и друзей КУПИ со скидкой до 99%* МЕЧТУ! UZ-DAEWOO качество и доступность наше достоинство! <...>...".
Помимо указанной информации, в рекламе в нижней ее части буквами очень маленького размера имеется информация, не подвергающаяся прочтению невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств, предположительно содержащая сроки проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Ввиду того, что данные сведения напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
21.11.2011 в адрес общества с ограниченной ответственностью "К" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации об условиях по размещению указанной рекламы. В ответ ООО "К" представило копии запрашиваемых документов. Из представленных Обществом документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "К", а рекламораспространителем - общество с ограниченной ответственностью "М".
Из представленного ООО "К" макета рекламы следует, что микрошрифт в нижней части рекламной конструкции звучит следующим образом: "Организатор акции: ООО "У". Срок проведения акции с 10.10.11 по 31.10.11. Для акции предоставляются 31 автомобиль Matiz, комплектация М 18. Приобрети автомобиль Matiz или Nexia в период с 01.09.11 по 26.10.11 у официального дилера Uz-Daewoo и распечатай бесплатный купон на сайте www.kupikupon.ru. Проведение розыгрыша автомобилей со скидкой 99% среди обладателей этих купонов состоится 29 октября на сайте www.uzdaewoo.ru. Более подробную информацию вы можете получить у официальных дилеров UZ-DAEWOO".
То обстоятельство, что законодательство не содержит понятия шрифта маленького размера, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (место расположения - рядом с проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе сведений о сроках проведения стимулирующего мероприятия, об источнике информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.
Ввиду того, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной (КупиКупон для себя и друзей КУПИ со скидкой до 99%* МЕЧТУ! UZ-DAEWOO качество и доступность наше достоинство! <...>), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством рекламной конструкции 3 x 6 м рекламе сведения, содержащие сроки проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, отсутствуют.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: информация выполнена буквами очень маленького размера, месторасположение (рядом с проезжей частью дороги), высота расположения рекламной конструкции над уровнем поверхности земли; ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит: под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "КУПИ со скидкой до 99%* МЕЧТУ!", то есть возможности воспользоваться купоном при приобретении автомобиля Matiz (хотя из текста рекламы не видно, т.к. выполнена буквами маленького размера, что срок проведения стимулирующего мероприятия уже истек, поскольку распространение рекламы специалистами Липецкого УФАС России было выявлено 17.11.2011, а срок стимулирующего мероприятия истек 26.10.2011, и из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе должна быть ссылка на источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. То есть необходимо сообщить, где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информацией и правилами участия.
Организатором стимулирующего мероприятия может выступать юридическое лицо, получившее право на его проведение (если обязанность получения лицензии предусмотрена законом), государственное или муниципальное образование. Организатор проводит мероприятие непосредственно или через оператора, но несет ответственность самостоятельно перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту). Информация об организаторе необходима как сведения о лице, обязанном по заключаемому договору.
Следующая обязательная информация, источник которой должен быть раскрыт в рекламе, - о правилах стимулирующего мероприятия - совокупность норм, которые устанавливают права и обязанности участников, регулируют ход мероприятия, критерии оценки победителя и иные условия, которые необходимо соблюдать, вступая в состязательный процесс. Непредоставление информации о правилах ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои силы и ориентироваться в происходящем вокруг. Если лицо не ознакомилось с правилами по своей инициативе, это его выбор и решение. Организатор и рекламодатель обязаны обеспечить неограниченному количеству лиц, которые могут попасть в число призеров, равные права и возможности для полноценного участия в соревновании.
В рекламе должно быть сообщено о том, где узнать, сколько человек могут рассчитывать на получение призов. Масштабы мероприятия, затраты на участие в нем в идеале должны соответствовать шансам на удачу. По крайней мере, участники должны быть поставлены в известность об этих цифрах, чтоб самим их оценить. Кроме того, называние определенного числа призов в приглашающих слоганах служит гарантией того, что не менее заявленного количества их можно будет потребовать от организатора в случае возникновения равноправных претендентов на выигрыш.
Праву потребителя участвовать в розыгрыше корреспондирует обязанность организатора допустить выполнившего все условия человека к игре. Праву выиграть - обязанность признать победителем достигшего требуемых результатов. Факт победы предполагает право забрать приз и обязанность организатора его отдать по требованию победителя. Отсутствие информации о месте и времени получения выигрыша является препятствием к осуществлению законных прав потребителя, отказ от надлежащего исполнения своих обязательств по договору организатором. Поэтому закон прямо требует обеспечения потребителей информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. В рекламе должен быть указан источник информации о сроках, месте и порядке получения (например, что должен предъявить призер, какие документы заполнить) призов и выигрышей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 5, статьей 9 Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть общество с ограниченной ответственностью "К".
Согласно части 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, статьей 9 Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть общество с ограниченной ответственностью "М".
В соответствии с указанными выше фактами реклама общества с ограниченной ответственностью "К" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 ФЗ "О рекламе", т.к. реклама вводит потребителей в заблуждение по поводу возможности приобрести автомобиль со скидкой 99%, а также не содержит сроков проведения стимулирующего мероприятия, источника информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения; реклама общества с ограниченной ответственностью "М" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, содержит признаки нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе", т.к. реклама не содержит сроков проведения стимулирующего мероприятия, источника информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
На рассмотрении дела № 6, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, законный представитель ООО "М" - <...> пояснил, что Общество не предполагало о том, что своими действиями оно нарушило требования ФЗ "О рекламе", и что фактически рекламораспространителем рекламы ООО "К" в ноябре 2011 года на щитовой конструкции формата 3 x 6 м по адресу: автомобильная дорога Р205 - "Липецк - Данков", 8 км + 100 м (Лебедянское шоссе) ООО "М" не являлось, оно являлось посредником, а рекламораспространителем указанной выше рекламы являлась ИП Н. <Представитель> также пояснил: Общество не посмотрело на то обстоятельство, что предоставленный ООО "К" рекламный баннер содержал признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела по рекламе № 6 09 февраля 2012 года из имеющихся в материалах дела доказательств Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что реклама ООО "К", ООО "М" нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе, а доводы директора ООО "М" не находят своего подтверждения в имеющихся материалах дела, т.к. ООО "М" является рекламораспространителем в соответствии с договором № МК-077/11 от 31 марта 2011, заключенным с ООО "К".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "КупиКупон для себя и друзей КУПИ со скидкой до 99%* МЕЧТУ! UZ-DAEWOO качество и доступность наше достоинство! <...>..." ООО "К" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ст. 9 Федерального закона "О рекламе". Признать ненадлежащей рекламу: "КупиКупон для себя и друзей КУПИ со скидкой до 99%* МЕЧТУ! UZ-DAEWOO качество и доступность наше достоинство! <...>..." ООО "М" как лица, осуществившего распространение рекламы с помощью привлечения Исполнителя (ИП Н.), поскольку в ней нарушены требования ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "К", ООО "М" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru