Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. № 34

О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Я, Главный государственный санитарный врач по Липецкой области С.И. Савельев, проанализировав состояние заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП), и принимаемые меры по их профилактике в медицинских организациях, установил, что в этой работе имеют место серьезные недостатки.
В Российской Федерации в 2010 - 2011 гг. показатель заболеваемости ИСМП составил 0,8 на 1000 госпитализированных. В области данный показатель за аналогичный период составил 0,7. Наибольшее число случаев внутрибольничных инфекций (ВБИ) регистрируется в учреждениях (отделениях) хирургического профиля (36%) и родовспоможения (22,1%). При этом уровень регистрируемой заболеваемости ВБИ по-прежнему остается низким. Не регистрируются внутрибольничные инфекции мочевыводящих путей, инфекции кровотока, низкий уровень регистрации внутрибольничных пневмоний, между тем за рубежом эта группа инфекций составляет 40% от регистрации всех ВБИ.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

При анализе уровня выявления инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, настораживает тот факт, что в ряде лечебных учреждений в течение ряда лет полностью отсутствует регистрация инфекционных заболеваний. В сравнении с предыдущими годами регистрация гнойно-септической заболеваемости родильниц в районных сведена к нулю, практически вся регистрация случаев приходится на учреждения родовспоможения г. Липецка. Аналогичная ситуация складывается и по регистрации инфекций, связанных с оперативными вмешательствами, которая состоялась в 2011 году только на 6 административных территориях.
Низкий уровень выявления и регистрации случаев внутрибольничного инфицирования пациентов свидетельствует об отсутствии должного понимания и внимания к указанной проблеме медицинских организаций.
На территории области продолжает оставаться серьезной ситуация с регистрацией внутриутробной заболеваемости новорожденных. Несмотря на то, что учет и регистрация данной патологии в области была введена с 1998 года (на 8 лет раньше официальной регистрации по РФ), настораживает продолжающийся рост внутриутробных инфекций (ВУИ): за 2011 год показатель составил 29,0 на 1000 родившихся живыми, по РФ - 12,5 промилле, при низком показателе регистрации внутрибольничных гнойно-септических инфекций (ГСИ) новорожденных (2,5 промилле). Соотношение по области 1:11,5, в целом по стране 1:4,7. Область входит в число территорий РФ с очень высоким уровнем регистрации ВУИ. Анализ данной ситуации показывает, что диагноз внутриутробной инфекции зачастую ставится без лабораторного обследования мамы и ребенка для подтверждения (исключения) диагноза ВУИ; практически не проводится расшифровка ВУИ вирусной этиологии, что указывает на гипердиагностику и перевод диагнозов из внутрибольничной во внутриутробную патологию.
По итогам года в ЛПО области ежегодно снижается уровень этиологической расшифровки внутрибольничных инфекций (84%); не проводится расшифровка внутрибольничных пневмоний; отмечается низкий охват микробиологическими обследованиями пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях; отмечаются большие объемы неинформативных исследований биотопов от пациента. Отдельным вопросом стоит определение стратегии и тактики использования антибиотиков, что является одним из важных направлений профилактики ВБИ. Практически все бактериологическое подтверждение диагноза приходится на областные и городские лечебные учреждения. В большинстве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) отсутствуют автоматизированные программы микробиологического мониторинга.
Данные микробиологического контроля внутрибольничной среды в лечебно-профилактических организациях области свидетельствуют о наличии недостатков в организации и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и нарушениях санитарно-противоэпидемического и дезинфекционного режимов. В ЛПУ ряда территорий остается неудовлетворительным качество проводимой дезинфекции, о чем свидетельствует обнаружение в смывах санитарно-показательных микроорганизмов: в Тербунском районе - 20%, Грязинском - 3,6%, в г. Липецке - 0,6%. Недостаточно осуществляется производственный контроль в ЛПУ сельской местности (ФАПах, амбулаториях, офисах врача общей практики, участковых больницах), не проводится бакконтроль стерилизационной аппаратуры, сроки износа которой на фельдшерских пунктах составили в 2011 году 58%.
Проводимый контроль за обращением с медицинскими отходами показал, что во многих ЛПО имеется ряд грубых нарушений требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, выражающихся в отсутствии: эффективных методов аппаратного обезвреживания опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов; помещений (площадок) для временного хранения отходов; достаточного количества специального оборудования, инвентаря и расходных материалов (специальные пакеты, стойки-тележки, баки, одноразовые и многоразовые емкости, внутри- и межкорпусные тележки и т.д.); дезинфекции многоразовых межкорпусных контейнеров; безопасной транспортной цепи внутри ЛПУ, исключающей возможность контаминации инфицированными медотходами персонала и пациентов; специального транспорта для перевозки отходов до мест уничтожения и т.д. Опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с медицинскими отходами. Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически безопасна.
К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в ЛПО, относится защита медперсонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями. В условиях активной циркуляции вирусов иммунодефицита человека, гепатитов В и С, существенно повышается риск инфицирования медицинских работников этими инфекциями при оказании медицинской помощи пациентам и сборе медицинских отходов (особенно колюще-режущих) в связи с возможностью аварийных ситуаций.
За нарушения законодательства, выявленные в лечебно-профилактических организациях при проведении надзорных мероприятий, Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области был составлен 1021 протокол об административном правонарушении, в том числе 44 протокола на юридических лиц.
На основании изложенного выше, в целях предупреждения заболеваемости внутрибольничными инфекциями пациентов и медицинского персонала медицинских организаций, повышения эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями, мероприятиями по профилактике внутрибольничных инфекций, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563; № 30 (ч. 1), ст. 4591) постановляю:
1. Начальнику управления здравоохранения области (Летниковой Л.И.):
1.1. Обеспечить внедрение Национальной концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
1.2. Разработать целевую программу (подпрограмму) профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, как неотъемлемой части программы развития и модернизации здравоохранения.
1.3. Организовать подготовку руководителей и специалистов лечебно-профилактических организаций по вопросам реализации Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в области, организации надзора за ИСМП и их профилактики.
1.4. В срок до 01.06.2012 провести углубленный анализ работы по надзору и профилактике ИСМП в медицинских организациях, включая оценку истинной заболеваемости и этиологической расшифровки случаев внутрибольничных заболеваний.
1.5. Создать единую базу микробиологического мониторинга, стандартизовать организацию и проведение микробиологического мониторинга.
1.6. Обеспечить надлежащий учет и регистрацию всех нозологических форм внутрибольничных инфекций и своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при их выявлении.
1.7. Взять на контроль работу медицинских организаций по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
1.8. Обеспечить внедрение безопасной системы обращения с медицинскими отходами лечебно-профилактических организаций и их утилизации в целях снижения эпидемиологического риска при обращении с опасными медицинскими отходами, предупреждения случаев профессионального инфицирования. Предпочтение отдавать наиболее прогрессивным и экономически эффективным методам аппаратного обеззараживания (с деструкцией) опасных медицинских отходов.
1.9. Активизировать работу по организации и укреплению диагностических микробиологических лабораторий в медицинских организациях.
1.10. Обеспечить проведение лабораторной диагностики случаев внутрибольничных инфекций с определением чувствительности к антибиотикам выделенных штаммов.
1.11. Принять меры по оснащению медицинских организаций эффективной стерилизующей аппаратурой, дезинфекционными камерами, эффективными средствами дезинфекции; по обеспечению безопасных условий при проведении медицинских манипуляций, сборе и уничтожении отходов, образующихся в медицинских организациях.
1.12. Взять на контроль работу по иммунизации против вирусного гепатита В, кори, краснухи, дифтерии медицинских работников и студентов медицинских образовательных учреждений в строгом соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Главный государственный
санитарный врач
по Липецкой области
С.И.САВЕЛЬЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru