Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу № 112-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
в отсутствии надлежащим образом извещенных ответчика - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, заявителя - коллектива водителей маршрута № 112,
рассмотрев дело № 112-АМЗ-2011, возбужденное в отношении Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) по признакам нарушения статьи 15 и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и ГУП ЧР "Ч." по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

установила:

В Чувашское УФ АС России поступило обращение коллектива водителей маршрута № 112 о неправомерных действиях Минстроя Чувашии и ГУП "Ч.", выразившихся в согласовании ИП Я. и ИП Б. дополнительных рейсов по маршрутам "Чебоксары - Васькино" и "Чебоксары - Кашмаши".
Письмом от 15.06.2011 № 20/27-6370 Минстрой Чувашии сообщил, что такой перевозчик ИП Я. в государственном реестре перевозчиков отсутствует. Автобусный маршрут № 536 "Чебоксары - Васькино" обслуживается ГУП "Ч.". Договор на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа по маршруту № 536 "Чебоксары - Васькино" заключен с ГУП "Ч." 01.10.2007.
Согласно расписанию движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам Чувашской Республики на осеннее осеннее-зимний период 2010 - 2011 по маршруту № 536 "Чебоксары - Васькино" пассажирские перевозки осуществляет ЧПАТП-3ГУП ЧР "Ч." с выездом из г. Чебоксары в 6-30; 8-30; 11-00; 13-00; 15-00; 16-50.
Расписание движения автобусов на указанных маршрутах в весенне-летний период 2010 и в осеннее-зимний период 2010 - 2011 не изменялось.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФ АС России приходит к следующему.
1. Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 "Об организации и пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон) регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики определено организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Положением о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 № 231, определено, что основными задачами Министерства является развитие конкуренции среди организаций, занятых в сфере транспорта. Одними их основных функций являются:
- выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий адресных инвестиционных программ в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом, по разработке схем транспортной инфраструктуры Чувашской Республики;
- выступает организатором открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.
Минстрой как организатор и заказчик маршрутных пассажирских перевозок в соответствии с пунктом 7 Закона:
- осуществляет контроль за соблюдением правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
- координирует работу пассажирского автомобильного транспорта;
- организует изучение состояния рынка транспортных услуг пассажирам автомобильным транспортом на территории Чувашской Республики;
- проводит анализ и прогнозирование регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Таким образом, Минстрой Чувашии должен осуществлять контроль по исполнению обязательств перевозчиков по договорам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа.
Минстрой Чувашии и ГУП ЧР "Ч." 01.10.2007 заключили договор № 60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа. Согласно заключенному договору Минстрой Чувашии поручает, а ГУП ЧР "Ч." принимает на себя исполнение заказа на осуществление маршрутных пассажирских перевозок и обязуется в период действия настоящего договора осуществлять перевозки пассажиров на маршрутах, указанных в приложении № 1 к договору. В приложении имеется маршрут № 536 "Чебоксары - Васькино". Дополнительным соглашением от 18.04.2008 действие договора продлено до 20.04.2009. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 договор продлен до дня проведения открытого конкурса на право осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, но не позднее 31.12.2010. Дополнительным соглашением от 16.12.2010 договор продлен также до дня проведения открытого конкурса на право осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, но не позднее 31.12.2011.
ГУП ЧР "Ч." 20.09.2010 заключил с ИП Я. договор на оказание услуг по организации осуществления пассажирских перевозок на междугородних маршрутах № 10-797/3-6, согласно которому ГУП ЧР "Ч." оказывает услуги ИП Я. по организации осуществления перевозок пассажиров в регулярном междугороднем сообщении по маршруту № 536 "Васькино - Чебоксары".
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществляются уполномоченным органом.
В соответствии с "Современным экономическим словарем" Стародубцева Е.Б. организация пассажирских перевозок - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.
Таким образом, ГУП ЧР "Ч." в соответствии с обязательствами, взятыми по договору № 60 от 01.10.2007 должен надлежащим образом в период определенный договором осуществлять пассажирские перевозки по указанным маршрутам, а не организовывать их.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Минстрой Чувашии не осуществляя должного контроля исполнения ГУП ЧР "Ч." возложенных на него обязанностей по договору № 60 от 01.10.2007 по осуществлению пассажирских перевозок по указанным в приложении № 1 договора маршрутам, предоставило ГУП ЧР "Ч." договором № 60 от 01.10.2007 право самостоятельно организовывать осуществление пассажирских перевозок по указанным маршрутам, включая № 536 "Васькино - Чебоксары", наделяя его тем самым функциями организатора заказчика. Таким образом, бездействие (действие) Минстроя Чувашии нарушает требование части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. В соответствии частью 3 статьи 4 Закона перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.
Согласно части 4 статьи 4 Закона договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 данной статьи.
Часть 5 статьи 4 Закона предусматривает возможность заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах без проведения конкурса на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в следующих случаях:
если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, заключенного с уполномоченным органом, и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах;


признания конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах несостоявшимся;
приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту;
возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.
Пунктом 4.4. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике определено, что Минстрой Чувашии назначает перевозчика на определенный межмуниципальный маршрут (либо отдельные отправления одного межмуниципального маршрута) без проведения конкурса на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.
Договор № 60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа заключен 01.10.2007 с ГУП ЧР "Ч." без проведения конкурса в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике.
Дополнительным соглашением от 18.04.2008 действие договора продлено до 20.04.2009. Дополнительным соглашением от 30.12.2009 договор продлен до дня проведения открытого конкурса на право осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, но не позднее 31.12.2010. Дополнительным соглашением от 16.12.2010 договор продлен также до дня проведения открытого конкурса на право осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, но не позднее 31.12.2011.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны пришли к соглашению относительно новых условий договора, то данное соглашение является договором, заключенным на новых условиях. Таким образом, между Минстроем Чувашии и ГУП ЧР "Ч." были заключены новые договоры на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, в силу того, что срок договора является существенным условием.
Дополнительные соглашения заключены также в нарушение части 5 статьи 4 Закона и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике без проведения открытого конкурса на срок более чем 6 месяцев.
Пунктом 5.1 договора № 60 от 01.10.2007 определено, что договор расторгается в одностороннем порядке ГУП ЧР "Ч." в случае принятия им решения о прекращении осуществления пассажирских перевозок.
Привлечение ГУП ЧР "Ч." договором от 20.09.2010 № 10-797/3-6 перевозчика ИП Я. на маршрут № 536 "Васькино - Чебоксары" свидетельствует о прекращении ГУП ЧР "Ч." осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту, где по договору ГУП ЧР "Ч." выступает организатором перевозок, а не перевозчиком.
Таким образом, дополнительное соглашение от 16.12.2010 к договору № 60 от 01.10.2007, в части маршрута № 536 "Васькино - Чебоксары", должно быть расторгнуто, в соответствии с требованиями Закона и Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96 маршрут № 536 "Васькино - Чебоксары" выставлен на открытый конкурс с целью привлечения перевозчика.
Минстрой Чувашии и ГУП ЧР "Ч." ссылаясь на пункт 2.3.12 договора № 60 от 01.10.2007, который гласит: "ГУП ЧР "Ч." несет ответственность за действия лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозок в области оказания услуг по перевозке пассажиров", утверждают, что ГУП ЧР "Ч." имеет право привлекать лиц к выполнению услуг для осуществления перевозок в области оказания услуг по перевозке пассажиров, однако данное положение договора прямо противоречит статьи 4 Закона.
Как уже установлено Комиссией Чувашского УФ АС России ГУП ЧР "Ч." не обладает полномочиями и не может быть наделено полномочиями по организации пассажирских перевозок по регулярному маршруту № 536 "Васькино - Чебоксары".
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом Минстрой Чувашии заключив с ГУП ЧР "Ч." договор на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа по маршруту № 536 "Васькино - Чебоксары" без проведения открытого конкурса с указанием на возможность привлечения иных лиц к осуществлению пассажирских перевозок, и в нарушении требований частей 4 и 5 статьи 4 Закона и Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике заключая дополнительные соглашения, и уклоняясь от проведения открытого конкурса, а ГУП ЧР "Ч." не осуществляя пассажирских перевозок по указанному маршруту, и привлекая самостоятельно перевозчика на маршрут, заключили соглашение (договор и дополнительные соглашения к нему) на организацию и привлечение перевозчиков, чем нарушили законодательство в сфере пассажирских перевозок на регулярных маршрутах и устранили конкуренцию на данном товарном рынке путем устранения прав и возможностей неограниченного круга перевозчиков в участии в конкурсе с целью заключения договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа по маршруту № 536 "Васькино - Чебоксары".
Тем самым заключив вышеизложенное соглашение Минстрой Чувашии и ГУЛ ЧР "Ч." нарушили требование пункта 4 статьи 16 закона о защите конкуренции.
В силу того, что нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать Минстрой Чувашии нарушившим требования части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать соглашение (договор и дополнительные соглашения к нему) Минстроя Чувашии и ГУП ЧР "Ч." противоречащим пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Минстрою Чувашии предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 112-АМЗ-2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 10.10.2011 по делу № 112-АМЗ-2011 о нарушении Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики части 3 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры:
1. Провести конкурс на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по маршруту № 536 "Васькино - Чебоксары".
2. Об исполнении предписания проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 12 декабря 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru