Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу № 3-120/11

Санкт-Петербургский городской суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
адвоката Смирновой Т.Ф.
при секретаре К.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. об оспаривании законности отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующих в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года принят и 19 июля 2005 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Закон официально опубликован в издании "Санкт-Петербургские ведомости", № 137 от 28 июля 2005 г. и в Вестнике администрации Санкт-Петербурга № 8, 2005. (л.д. 198).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимались малоимущие граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 167).
26 апреля 2006 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 05 мая 2006 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (л.д. 177).
Пунктом 2 статьи 25 данного Закона в пункт 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" внесены изменения и дополнения, в частности: после абзаца первого дополнено абзацами, в том числе: "ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий" (л.д. 182, оборот).
После внесенных изменений и дополнений в Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующие категории:
граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 Закона Санкт-Петербурга;
многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий: и т.д.
Заявители:
ветеран-участник Великой Отечественной войны, инвалид первой группы К.В.П., 01.07.1926 года рождения;
ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы Г.Р.И., 06.11.1930 года рождения;
вдова участника-ветерана Великой Отечественной войны Б.Н.А., награжденного тремя орденами "Отечественной войны 1 и 2-й степени, тремя орденами "Красной Звезды", семью медалями за взятие городов, в том числе: "За взятие Берлина", "За победу над Германией" Б.Н.С., 05.08.1931 года рождения, инвалид первой группы, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлениями о признании недействующими отдельных положений абзаца 4 части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующих в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в части слов "на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" в отношении ветеранов Великой Отечественной войны.
При этом заявители указали на то, что полагают недопустимым внесения ограничений в виде временных рамок, так называемого "ценза оседлости" в 10 лет для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., имеющих безусловные заслуги перед государством, поскольку это нарушает их права и свободы, препятствует получению льгот, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", а значит противоречит указанному Федеральному закону, Жилищному кодексу РФ, противоречит Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании уточненные требования поддержали представитель К.В.П. по доверенности К.В.В., представитель Б.Н.С. по доверенности А.В.Н. и адвокат по ордеру Смирнова Т.Ф., заявительница Г.Р.И., и ее представитель по доверенности С.Е.М. и адвокат по ордеру Смирнова Т.Ф., которые кроме правовой позиции указали суду на то, что в силу преклонного возраста, состояния здоровья (инвалиды первой группы) они были вынуждены переехать в семьи детей, проживающих в Санкт-Петербурге, которые осуществляют за ними уход и заботу, оставив при этом места постоянного проживания в других регионах и при этом никогда не имели достойного благоустроенного жилья, т.к. проживали в сельской местности в домах без удобств. Заявители подчеркнули, что никогда не пользовались льготами и не получали жилье от органов государственной власти.
Представители по доверенностям: Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Л.Н.А., Губернатора Санкт-Петербурга П.В.А. и К.С.А., Жилищного комитета Санкт-Петербурга К.С.А. не поддержали позицию заявителей и полагали их доводы необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
В статьях 14 - 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" для указанных в данных статьях категорий граждан в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 12 Жилищного кодекса РФ установлена компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлена компетенция органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений.
Указанные нормы определяют критерии нуждаемости в жилых помещениях по договорам социального найма.
При этом следует отметить, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве критерия срок проживания, как условие для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предусматривая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации и передавая полномочия по обеспечению жильем таких категорий как ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривает возможность введения ограничения срока проживания как условия постановки на учет ветеранов Великой Отечественной войны.
Между тем, Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующий в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", в части 2 статьи 1 устанавливает, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет такие категории как ветераны Великой Отечественной войны.
Суд полагает, что введение дополнительных условий для ветеранов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) фактически лишает данную категорию мер социальной защиты по обеспечению жильем, установленной для определенных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, согласно статье 23.2 Федерального закона "О ветеранах", что представляется недопустимым.
Статья 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
Между тем, реализуя свое право на введение организационно-учетных правил субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург обязан соблюдать требования Федерального закона "О ветеранах", соблюдать принцип равенства и соответствия нормам федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство.
Однако, Россия не только правовое государство, но в силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации еще и социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Отдавая дань глубокого уважения ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Президент Российской Федерации в своем Указе от 09.01.2010 г. № 30 постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, введение ограничений оспариваемой нормой Закона Санкт-Петербурга 10-летнего срока проживания, как условия постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны приводит к нарушению прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О ветеранах", Жилищным Кодексом РФ.
Системный анализ действующего федерального законодательства позволяет суду сделать вывод о необоснованности правовой позиции представителей органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении льготной категории ветеранов Великой Отечественной войны, изложенной ими в ходе судебного разбирательства и в письменных отзывах (л.д. 163-166, 193-198, 205-208).
Статья 253 ГПК РФ предоставляет суду право в случае установления, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу признавать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного норма Закона Санкт-Петербурга, принятая в нарушении указанного выше федерального законодательства подлежит признанию недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления К.В.П., Б.Н.С., Г.Р.И. об оспаривании законности отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующих в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения отдельные положения абзаца 4 части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", действующие в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в части слов: "на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" категории ветераны Великой Отечественной войны.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, в которых был официально опубликован нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru