Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2012 г. по делу № А54-2608/2011

(извлечение)

Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтник" об обязании последнего прекратить доступ к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" объекта дорожного сервиса (АЗС), расположенного на км 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал", ликвидировав примыкания путем установки барьерного ограждения на данном примыкании, расположенного по адресу: км 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора привлечены Муниципальное образование - Листвянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие ответчика и третьего лица Муниципального образования - Листвянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на отсутствие у ответчика согласований на примыкание к федеральной автомобильной дороге с владельцем автомобильных дорог.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области пояснил, что на участке км 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал" не имеются ни пересечения данной автомобильной дороги с автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения, ни примыкания с указанной автомобильной дорогой.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено:
Приказом Федерального дорожного департамента Министерства транспорта РФ от 18.11.1994 № 58 создана Федеральная дирекция автомобильной дороги Москва - Самара, которая Приказом Российского дорожного агентства от 22.10.1999 № 158 переименована в государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Российского дорожного агентства".
Данным приказом на ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" возложены функции по управлению магистральными и другими федеральными автомобильными дорогами, в частности федеральной автодорогой М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска.
Приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2004 № ВБ-30 учредительные документы ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" приведены в соответствие с действующим законодательством.
Согласно Уставу Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" к компетенции учреждения отнесены следующие полномочия: выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог (пп. 3.2.1 Устава); обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам Дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пп. 3.3.7 Устава); организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий (пп. 3.3.8 Устава); организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п. 3.2.2 Устава).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от 06.03.2006 № 82-р федеральная автодорога М-5 "Урал" закреплена за истцом на праве оперативного управления.
13.05.2010 комиссией, в которую вошли представители ФГУ "Поволжуправтодор", ОГИБДД по Рязанской области, ПТС "Рязаньавтодор", ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства", установлено, что на участке 217+300 км федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал" расположен объект придорожного сервиса (АЗС), владельцем которого является общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник". Объект имеет примыкание (въезд, выезд) к федеральной дороге. При размещении зафиксированы следующие нарушения: отсутствуют переходно-скоростные полосы; организация въезда и выезда не соответствует проектным решениям; дорожные знаки, определяющие условия движения не соответствуют требованиям ГОСТ; освещение переходно-скоростной полосы отсутствует.
24.06.2011 в адрес ответчика направлено предписание исх. № 18-7-501/3 с требованием привести размещение объекта в нормативное состояние в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которое осталось без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на то, что строительство объекта осуществлено без согласия ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства", примыкания не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29. 04. 2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве) и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Истец является лицом, на которое возложено управление федеральными автомобильными дорогами, в том числе федеральной автомобильной дорогой М-5 "Урал", а также лицом, осуществляющим контроль и технический надзор за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Материалами дела подтверждается, что на участке 217+300 км федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал" расположен объект придорожного сервиса (АЗС), владельцем которого является общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник". Объект имеет примыкание (въезд, выезд) к федеральной дороге. Земельный участок с разрешенным использованием - для строительства АЗС, принадлежит ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В данном случае спорное примыкание к федеральной дороге осуществлено ответчиком по полосе отвода без разрешения и без учета требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации дорог, а именно: расстояние от оси дороги до ближайшего объекта сервиса 32 м, тогда как съезды к сооружениям обслуживания должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 0,5 км на дорогах второй категории, к которой относится федеральная автомобильная дорога М-5 "Урал".
По смыслу п. 8 ст. 22 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги, который должен быть проинформирован о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.
Согласно п. 11 указанной статьи реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
В данном случае, договор на присоединение объектов дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" между сторонами не заключался. Примыкания на км 217+300 федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" истцом не согласовывались, технические условия ответчику не выдавались.
Согласно п. 12 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку судом установлен факт примыкания объектов дорожного сервиса, принадлежащих ООО "Ремонтник" к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" без законных на то оснований, что влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, норм строительства и эксплуатации дорог, обусловленное действиями ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент рассмотрения спора, Арбитражный суд, применяя к спорным правоотношениям положения ст. 22 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ, ст. 304 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что требования истца о прекращении доступа к федеральной автомобильной дороге путем ликвидации примыканий заявлены обоснованно и на ООО "Ремонтник" должна быть возложена обязанность прекратить доступ к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" объекта дорожного сервиса, расположенного на км 217 + 300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал" путем ликвидации примыканий, с помощью установки на них барьерного ограждения.
Согласно ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, Арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения. Определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, Арбитражный суд учитывает погодные условия, температурный режим, а потому считает возможным обязать ответчика ликвидировать примыкания, путем установки барьерного ограждения на данном примыкании, расположенного по адресу: км. 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал", в срок до 01.06.2012.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
С учетом положений данной статьи с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник" (Рязанская область, Рязанский район, с. Болошнево; ОГРН 1026200700239) прекратить доступ к федеральной автомобильной дороге М-5 "Урал" объекта дорожного сервиса (АЗС), расположенного на км 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал", ликвидировав примыкания путем установки барьерного ограждения на данном примыкании, расположенного по адресу: км. 217+300 федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал", в срок до 01.06.2012.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ремонтник" (Рязанская область, Рязанский район, с. Болошнево; ОГРН 1026200700239) в пользу Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (г. Пенза, ул. Кураева, д. 1а; ОГРН 1025801363455) 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru