АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. по делу № А67-2028/2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011
Полный текст решения изготовлен 14.07.2011
ЗАО "Транспорт-97" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации города Томска о признании незаконным решения, об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, и обязании Администрации города Томска устранить допущенное нарушение прав и свобод Общества путем рассмотрения заявления ЗАО "Транспорт-97" и принятия решения в соответствии со статьей 36
Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения предмета заявленных требований от 30.05.2011).
Представитель ЗАО "Транспорт-97" в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях по делу, отметила в частности, что ООО "Транспорт-97", реализуя свое право, предусмотренное статьей 36
Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Администрацию города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, общей площадью 2641 кв. м, для эксплуатации железнодорожного тупика, предоставив все предусмотренные законодательством документы, между тем, Ответчик незаконно отказал в предоставлении указанного земельного участка в собственность, поскольку деятельность Общества по использованию спорного земельного участка нельзя отнести к деятельности организации транспорта и указанный земельный участок не находится в полосе отвода железной дороги.
С учетом вышеизложенного, по мнению представителей ЗАО "Транспорт-97", заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях по делу, в том числе указала, что испрашиваемый земельный участок, как занятый железнодорожным путем (т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги) и предоставленный организации, оказывающей транспортные услуги, является земельным участком, который в соответствии со статьей 27
Земельного кодекса Российской Федерации, ограничен в обороте, поскольку возможность предоставления земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта и занятых железнодорожными путями, в частную собственность федеральными законами не предусмотрена.
В соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 04.04.2005 № 1278-з испрашиваемый земельный участок был ранее предоставлен для эксплуатации железнодорожного тупика, т.е. для нужд организации транспорта. Кроме того, согласно статьям 11
- 13
Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к организациям железнодорожного транспорта отнесены не только владельцы инфраструктур, но и перевозчики, а также организации, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
В связи с тем, что спорный земельный участок, как занятый железнодорожным путем, т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги, и предоставленный организации, оказывавшей транспортные услуги, является земельным участком, ограниченным в обороте, решение Администрации города Томска, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями законодательства, с учетом всех обстоятельств дела, отмене не подлежит, в удовлетворении заявленных требований, следует отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ЗАО "Транспорт-97" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 06.05.2002 г., внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000854781, ИНН 7020030951.
Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - железнодорожный тупик длиной 300 м., расположенный по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (свидетельство от 11.06.1997 № 60-256 (л.д. 68).
Для эксплуатации железнодорожного тупика постановлением Мэра г. Томска № 1278-з от 04.04.2005 г. ЗАО "Транспорт-97" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (учетный номер 70:21:010601:11) площадью 2641 кв. м.
06 июля 2005 года между Муниципальным образованием город Томск (Арендодателем) и ЗАО "Транспорт-97" (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка № ТО-21 15494, в соответствии с которым Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, находящийся по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, общей площадью 2641 кв. м, в целях эксплуатации железнодорожного тупика (1 л.д. 41 - 46).
08 сентября 2010 года Общество обратилось в Администрацию города Томска с заявлением от 12.08.2010 о приобретении в собственность земельного участка, как собственник расположенного на нем объекта недвижимости.
Решением Администрации города Томска, оформленным письмом № 163-з от 28 января 2011 года, ЗАО "Транспорт-97" отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (учетный номер 70:21:010601:11) площадью 2641 кв. м, поскольку испрашиваемый земельный участок, как занятый железнодорожным путем, т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги, и предоставленный для нужд организации транспорта, ограничен в обороте, и возможность предоставления земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта и занятых железнодорожными путями, в частную собственность федеральными законами не предусмотрена.
Полагая, что решение Администрации города Томска, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, является незаконным и нарушающим законные права и интересы ЗАО "Транспорт-97", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое удовлетворению не подлежит, при этом суд исходит из следующего.
Как следует из текста письма № 163-з от 28 января 2011 года, основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, послужил вывод Администрации города Томска о том, что указанный земельный участок ограничен в обороте, поскольку находится в полосе отвода железной дороги, т.к. занят железнодорожным путем, и предоставлен организации, оказывавшей транспортные услуги - по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом.
Данный довод Администрации г. Томска, по мнению суда, нашел подтверждение в ходе судебного заседания, является правомерным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом
, федеральными законами.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27
Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27
Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 4 статьи 28
Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, при этом ограничиваются в обороте, в том числе, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования, установлены Федеральным законом
от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2
Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог, а полосой отвода железной дороги являются: земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, и земельные участки, занятые железнодорожными путями.
Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (пункт 1 статьи 2
Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В пункте 1 статьи 2
Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, под полосой отвода понимаются как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, так и, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, которые в свою очередь, примыкают непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения ходатайства ЗАО "Транспорт-97" от 10.10.2001 г. за № 8507, постановлением Мэра г. Томска от 18.01.2002 г. № 106-з образован земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м для эксплуатации и обслуживания железнодорожного тупика, который был предоставлен ЗАО "Транспорт-97" в аренду сроком на пять лет для эксплуатации и обслуживания железнодорожного тупика и складирования транзитных грузов, установив в нем облагаемую арендной платой площадь равной 10402 кв. м.
Постановлением Мэра г. Томска от 23.07.2004 г. № 2394з ЗАО "Транспорт-97" предоставлено в общую долевую собственность за плату ранее образованный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м для эксплуатации нежилого здания, обслуживания железнодорожного тупика и складирования транзитных грузов, установив долю в праве собственности на земельный участок в размере 2641/106878.
Постановлением Мэра г. Томска от 04.04.2005 г. № 1278-з внесены изменения в постановление от 23.07.2004 г. № 2394-з, согласно которым образованы земельные участки путем разделения ранее образованного земельного участка по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м, на земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 2641 кв. м. - для эксплуатации железнодорожного тупика и на земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 8046,8 кв. м., с ограниченным режимом пользования в границах охранной зоны железной дороги, в соответствии с которым землепользователям участков запрещается хозяйственная и всякая иная деятельность, угрожающая сохранности и безопасности эксплуатации железнодорожных объектов.
Из представленных в материалы дела постановлений Мэра г. Томска, Договора аренды от 06.07.2005 № ТО-21-15494, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, Акта обследования земельного участка от 22.09.2010 г., следует, что на испрашиваемом ЗАО "Транспорт-97" земельном участке расположен железнодорожный тупик, являющийся железнодорожным путем необщего пользования, что в свою очередь не отрицается представителем Заявителя.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что предоставленный ЗАО "Транспорт-97" земельный участок, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 2641 кв. м, предназначен для эксплуатации железнодорожного тупика.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок, занят железнодорожным путем необщего пользования, следовательно, в соответствии с положениями действующего законодательства, находится в полосе отвода железной дороги.
В силу пункта 1 статьи 2
Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
При этом, согласно положениям статей 11
- 13
Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к организациям железнодорожного транспорта помимо владельцев инфраструктуры относятся также перевозчики, организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 статьи 90
Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения железнодорожных путей и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из представленных представителем Заявителя в материалы дела учредительных документов (пункт 2.1. Устава ЗАО "Транспорт-97" - первоначальная редакция) следует, что ЗАО "Транспорт-97" для достижения своих уставных целей осуществляет следующие виды деятельности: торгово-закупочную, коммерческо-посредническую деятельности, а также оказывает складские и транспортные услуги.
Протоколом № 3 от 11.11.2010 г. в пункт 2.1 Устава ЗАО "Транспорт-97" внесены изменения, а именно: пункт 2.1 изложен в следующей редакции: "Для достижения своих уставных целей "Общество" осуществляет все виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ, которые не подлежат лицензированию. Для осуществления всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, "Общество" получает лицензию в порядке, определенном действующим законодательством РФ".
В то же время, внесение изменений в устав не изменяет фактических обстоятельств из которых следует, что на данном земельном участке находится железнодорожный тупик, переданный Обществу 11.06.1997 г. с баланса железнодорожный станции Томск-Грузовой, и указанный земельный участок предоставлен организации для эксплуатации данного железнодорожного тупика по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом.
При этом, арбитражным судом отклоняется довод представителя Заявителя о том, что Общество не является организацией транспорта так как не оказывает транспортные услуги, поскольку статья 27
Земельного кодекса Российской Федерации не содержит в качестве критерия определения организации транспорта, такой критерий как осуществление транспортных услуг в качестве основного вида деятельности организации.
Кроме того, к организациям железнодорожного транспорта, действующим законодательством, отнесены не только владельцы инфраструктур, но и перевозчики, а также организации, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
Таким образом, судом в ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, с разрешенным использованием, назначением - для эксплуатации железнодорожного тупика, находится в полосе отвода железной дороги, поскольку занят железнодорожным путем необщего пользования, является земельным участком, предоставленным для нужд организации, оказывавшей транспортные услуги - по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом, и соответственно ограничен в обороте, в связи с чем, на основании положений статьи 27
Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит передаче в частную собственность.
Кроме того, поскольку спорный земельный участок имеет конкретное разрешенное использование (назначение) - эксплуатация железнодорожного тупика, и фактически использовался обществом как земельный участок, входящий в земли транспорта для обеспечения деятельности Заявителя как организации транспорта, следовательно, с учетом критериев, содержащихся в статье 90
Земельного кодекса Российской Федерации, данный спорный участок следует относить к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения, в связи с чем, довод представителя Общества, о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, не может входить в состав земель специального назначения судом не принимается.
На основании пункта 4 статьи 200
АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, суд должен установить наличие двух критериев, необходимых для оценки законности принятия ненормативного акта: соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, выводы Администрации города Томска о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, ограничен в обороте, возможность предоставления указанного земельного участка в собственность федеральными законами не предусмотрена, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность обществу, являются правомерными, материалам дела не противоречат.
Из представленных представителем Заявителя доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения Администрации города Томска, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, Земельному кодексу
Российской Федерации, Федеральному закону
от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также наличия факта нарушения прав последнего как хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201
АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требования Общества о признании незаконным решения Администрации города Томска, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, у арбитражного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110
, 176
, 167
- 170
, 201
АПК РФ арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований ЗАО "Транспорт-97" о признании незаконным решения Администрации города Томска, об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.