Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. по делу № А67-2028/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011
Полный текст решения изготовлен 14.07.2011
ЗАО "Транспорт-97" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации города Томска о признании незаконным решения, об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, и обязании Администрации города Томска устранить допущенное нарушение прав и свобод Общества путем рассмотрения заявления ЗАО "Транспорт-97" и принятия решения в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения предмета заявленных требований от 30.05.2011).
Представитель ЗАО "Транспорт-97" в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях по делу, отметила в частности, что ООО "Транспорт-97", реализуя свое право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Администрацию города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, общей площадью 2641 кв. м, для эксплуатации железнодорожного тупика, предоставив все предусмотренные законодательством документы, между тем, Ответчик незаконно отказал в предоставлении указанного земельного участка в собственность, поскольку деятельность Общества по использованию спорного земельного участка нельзя отнести к деятельности организации транспорта и указанный земельный участок не находится в полосе отвода железной дороги.
С учетом вышеизложенного, по мнению представителей ЗАО "Транспорт-97", заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях по делу, в том числе указала, что испрашиваемый земельный участок, как занятый железнодорожным путем (т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги) и предоставленный организации, оказывающей транспортные услуги, является земельным участком, который в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничен в обороте, поскольку возможность предоставления земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта и занятых железнодорожными путями, в частную собственность федеральными законами не предусмотрена.
В соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 04.04.2005 № 1278-з испрашиваемый земельный участок был ранее предоставлен для эксплуатации железнодорожного тупика, т.е. для нужд организации транспорта. Кроме того, согласно статьям 11 - 13 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к организациям железнодорожного транспорта отнесены не только владельцы инфраструктур, но и перевозчики, а также организации, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
В связи с тем, что спорный земельный участок, как занятый железнодорожным путем, т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги, и предоставленный организации, оказывавшей транспортные услуги, является земельным участком, ограниченным в обороте, решение Администрации города Томска, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями законодательства, с учетом всех обстоятельств дела, отмене не подлежит, в удовлетворении заявленных требований, следует отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ЗАО "Транспорт-97" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 06.05.2002 г., внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000854781, ИНН 7020030951.
Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - железнодорожный тупик длиной 300 м., расположенный по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (свидетельство от 11.06.1997 № 60-256 (л.д. 68).
Для эксплуатации железнодорожного тупика постановлением Мэра г. Томска № 1278-з от 04.04.2005 г. ЗАО "Транспорт-97" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (учетный номер 70:21:010601:11) площадью 2641 кв. м.
06 июля 2005 года между Муниципальным образованием город Томск (Арендодателем) и ЗАО "Транспорт-97" (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка № ТО-21 15494, в соответствии с которым Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, находящийся по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, общей площадью 2641 кв. м, в целях эксплуатации железнодорожного тупика (1 л.д. 41 - 46).
08 сентября 2010 года Общество обратилось в Администрацию города Томска с заявлением от 12.08.2010 о приобретении в собственность земельного участка, как собственник расположенного на нем объекта недвижимости.
Решением Администрации города Томска, оформленным письмом № 163-з от 28 января 2011 года, ЗАО "Транспорт-97" отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 (учетный номер 70:21:010601:11) площадью 2641 кв. м, поскольку испрашиваемый земельный участок, как занятый железнодорожным путем, т.е. находящийся в полосе отвода железной дороги, и предоставленный для нужд организации транспорта, ограничен в обороте, и возможность предоставления земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта и занятых железнодорожными путями, в частную собственность федеральными законами не предусмотрена.
Полагая, что решение Администрации города Томска, оформленное письмом № 163-з от 28 января 2011 года, является незаконным и нарушающим законные права и интересы ЗАО "Транспорт-97", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое удовлетворению не подлежит, при этом суд исходит из следующего.
Как следует из текста письма № 163-з от 28 января 2011 года, основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, послужил вывод Администрации города Томска о том, что указанный земельный участок ограничен в обороте, поскольку находится в полосе отвода железной дороги, т.к. занят железнодорожным путем, и предоставлен организации, оказывавшей транспортные услуги - по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом.
Данный довод Администрации г. Томска, по мнению суда, нашел подтверждение в ходе судебного заседания, является правомерным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, при этом ограничиваются в обороте, в том числе, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования, установлены Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог, а полосой отвода железной дороги являются: земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, и земельные участки, занятые железнодорожными путями.
Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, под полосой отвода понимаются как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, так и, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, которые в свою очередь, примыкают непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения ходатайства ЗАО "Транспорт-97" от 10.10.2001 г. за № 8507, постановлением Мэра г. Томска от 18.01.2002 г. № 106-з образован земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м для эксплуатации и обслуживания железнодорожного тупика, который был предоставлен ЗАО "Транспорт-97" в аренду сроком на пять лет для эксплуатации и обслуживания железнодорожного тупика и складирования транзитных грузов, установив в нем облагаемую арендной платой площадь равной 10402 кв. м.
Постановлением Мэра г. Томска от 23.07.2004 г. № 2394з ЗАО "Транспорт-97" предоставлено в общую долевую собственность за плату ранее образованный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м для эксплуатации нежилого здания, обслуживания железнодорожного тупика и складирования транзитных грузов, установив долю в праве собственности на земельный участок в размере 2641/106878.
Постановлением Мэра г. Томска от 04.04.2005 г. № 1278-з внесены изменения в постановление от 23.07.2004 г. № 2394-з, согласно которым образованы земельные участки путем разделения ранее образованного земельного участка по адресу: ул. Большая Подгорная, 244 площадью 10687,8 кв. м, на земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 2641 кв. м. - для эксплуатации железнодорожного тупика и на земельный участок по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 8046,8 кв. м., с ограниченным режимом пользования в границах охранной зоны железной дороги, в соответствии с которым землепользователям участков запрещается хозяйственная и всякая иная деятельность, угрожающая сохранности и безопасности эксплуатации железнодорожных объектов.
Из представленных в материалы дела постановлений Мэра г. Томска, Договора аренды от 06.07.2005 № ТО-21-15494, кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, Акта обследования земельного участка от 22.09.2010 г., следует, что на испрашиваемом ЗАО "Транспорт-97" земельном участке расположен железнодорожный тупик, являющийся железнодорожным путем необщего пользования, что в свою очередь не отрицается представителем Заявителя.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что предоставленный ЗАО "Транспорт-97" земельный участок, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1 площадью 2641 кв. м, предназначен для эксплуатации железнодорожного тупика.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок, занят железнодорожным путем необщего пользования, следовательно, в соответствии с положениями действующего законодательства, находится в полосе отвода железной дороги.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
При этом, согласно положениям статей 11 - 13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к организациям железнодорожного транспорта помимо владельцев инфраструктуры относятся также перевозчики, организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения железнодорожных путей и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из представленных представителем Заявителя в материалы дела учредительных документов (пункт 2.1. Устава ЗАО "Транспорт-97" - первоначальная редакция) следует, что ЗАО "Транспорт-97" для достижения своих уставных целей осуществляет следующие виды деятельности: торгово-закупочную, коммерческо-посредническую деятельности, а также оказывает складские и транспортные услуги.
Протоколом № 3 от 11.11.2010 г. в пункт 2.1 Устава ЗАО "Транспорт-97" внесены изменения, а именно: пункт 2.1 изложен в следующей редакции: "Для достижения своих уставных целей "Общество" осуществляет все виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ, которые не подлежат лицензированию. Для осуществления всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, "Общество" получает лицензию в порядке, определенном действующим законодательством РФ".
В то же время, внесение изменений в устав не изменяет фактических обстоятельств из которых следует, что на данном земельном участке находится железнодорожный тупик, переданный Обществу 11.06.1997 г. с баланса железнодорожный станции Томск-Грузовой, и указанный земельный участок предоставлен организации для эксплуатации данного железнодорожного тупика по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом.
При этом, арбитражным судом отклоняется довод представителя Заявителя о том, что Общество не является организацией транспорта так как не оказывает транспортные услуги, поскольку статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит в качестве критерия определения организации транспорта, такой критерий как осуществление транспортных услуг в качестве основного вида деятельности организации.
Кроме того, к организациям железнодорожного транспорта, действующим законодательством, отнесены не только владельцы инфраструктур, но и перевозчики, а также организации, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
Таким образом, судом в ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, с разрешенным использованием, назначением - для эксплуатации железнодорожного тупика, находится в полосе отвода железной дороги, поскольку занят железнодорожным путем необщего пользования, является земельным участком, предоставленным для нужд организации, оказывавшей транспортные услуги - по обработке транзитных грузов, поступающих железнодорожным транспортом, и соответственно ограничен в обороте, в связи с чем, на основании положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит передаче в частную собственность.
Кроме того, поскольку спорный земельный участок имеет конкретное разрешенное использование (назначение) - эксплуатация железнодорожного тупика, и фактически использовался обществом как земельный участок, входящий в земли транспорта для обеспечения деятельности Заявителя как организации транспорта, следовательно, с учетом критериев, содержащихся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, данный спорный участок следует относить к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения, в связи с чем, довод представителя Общества, о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, не может входить в состав земель специального назначения судом не принимается.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, суд должен установить наличие двух критериев, необходимых для оценки законности принятия ненормативного акта: соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, выводы Администрации города Томска о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, ограничен в обороте, возможность предоставления указанного земельного участка в собственность федеральными законами не предусмотрена, в связи с чем испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность обществу, являются правомерными, материалам дела не противоречат.
Из представленных представителем Заявителя доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения Администрации города Томска, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также наличия факта нарушения прав последнего как хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требования Общества о признании незаконным решения Администрации города Томска, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, у арбитражного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 167 - 170, 201 АПК РФ арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований ЗАО "Транспорт-97" о признании незаконным решения Администрации города Томска, об отказе в предоставлении ЗАО "Транспорт-97" земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100013:0054, общей площадью 2641 кв. м, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Большая Подгорная, 244, стр. 1, для эксплуатации железнодорожного тупика, оформленного письмом № 163-з от 28 января 2011 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru