Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2012 г. № 3

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ В 2012 ГОДУ ПО ИТОГАМ ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 2011 ГОДА

Проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2011 года на территории области, установил.
Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2011 года были определены перечнем Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 22.02.2011 № 46а "Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей Томской области в 2011 - 2013 годах" и реализованы в рамках Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков, а также аналогичного плана управления Роспотребнадзора, согласованного с Администрацией Томской области.
В области в 2011 году организованными формами отдыха и оздоровления охвачено 63058 детей (в 2010 году - 62734 ребенка), что составляет 100,1% от планируемого количества (63 тыс. детей). Функционировало 624 оздоровительных учреждения различного типа, что на 24 ЛОУ больше, чем предусмотрено планом. Общие расходы на проведение мероприятий, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей, в 2011 г. составили 406,66 млн руб. (2010 г. - 380 млн руб.).
ЛОУ всех типов начали свою работу после получения положительных санитарно-эпидемиологических заключений. В целом предписания Роспотребнадзора выполнены на 100,0%. Из 32 загородных учреждений в 11 проведен частичный капитальный ремонт систем водоснабжения, отопления, вентиляции, спальных корпусов, пищеблоков.
При проведении приемок особое внимание уделялось готовности водопроводных и канализационных сетей, пищеблоков, гигиенической подготовке и аттестации персонала. В большей части загородных оздоровительных учреждений были проблемы с комплектованием педагогическим персоналом, поварами, особенно в первую смену, в результате отмечалось несвоевременное прохождение медицинского осмотра.
Практически во всех загородных учреждениях отдыха существует проблема по организации медицинского обслуживания. Это слабая материально-техническая база медицинских пунктов, недостаточный набор помещений и оборудования: отсутствие медицинских кушеток, манипуляционных столиков, динамометров, спирометров, бактерицидных облучателей. Не снята проблема комплектования оздоровительных учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. Медицинские работники не имеют опыта работы в загородных оздоровительных учреждениях, направляются на работу несвоевременно, без предварительной подготовки на семинарах. В медпунктах нет необходимой нормативной документации по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе по профилактике острых кишечных инфекций. Не организован должный медицинский контроль за питанием детей, несвоевременно и не в полном объеме проводятся противоэпидемические мероприятия, что может привести к возникновению групповой инфекционной заболеваемости в летних оздоровительных учреждениях области.
В период летней оздоровительной кампании 2011 года в оздоровительных учреждениях области было зарегистрировано 10 случаев острых кишечных инфекций. Вспышечная заболеваемость не регистрировалась.
В истекшем году в ЛОУ выявлены факты завоза инфекционных заболеваний с общим числом пострадавших 3 человека, в том числе 2 случая педикулеза в санаторий-профилакторий "Строитель" из Колпашевского района и 1 случай ветряной оспы в ДООЛ "Орленок" г. Туапсе из детского дома с. Бакчар. Все поступившие имели справки о состоянии здоровья и отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями. В результате дети с педикулезом и ребенок с отсутствующими сведениями о перенесенном заболевании ветряной оспой были отправлены домой.
В 2012 году отмечаются высокие уровни заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) среди населения области. Показатель заболеваемости за период январь - март 2012 года составил 291,2 на 100 тысяч населения, что превышает уровень заболеваемости ОКИ за аналогичный период 2011 года в 1,4 раза. Среди заболевших 70% составляют дети.
Эпидемиологическое неблагополучие по данным инфекциям обусловлено высоким уровнем заболеваемости ОКИ вирусной этиологии и ОКИ неустановленной этиологии.
Необходимо отметить, что за истекший период 2012 года острые кишечные инфекции вирусной этиологии составили более 80% всех эпидемических очагов (от 5 случаев и более), зарегистрированных по данным оперативного анализа. В половине случаев не исключена реализация инфекции пищевым путем, поскольку в ходе эпидемиологического расследования были выявлены носители инфекции среди сотрудников пищеблока, а также нарушения по содержанию пищеблоков учреждений, хранению продуктов и приготовлению блюд. Особенностью таких очагов является небольшая пораженность контингента, преобладание легких клинических форм и быстрое исчезновение симптоматики. Вместе с тем низкая инфицирующая доза возбудителей, бессимптомные формы и легкое течение болезни способствуют широкому распространению инфекции среди населения и заносам вирусов в организованные коллективы. По данным Роспотребнадзора, в оздоровительную кампанию 2011 года норовирусная инфекция составила 40% всех очагов в учреждениях отдыха и оздоровления.
В настоящее время обследование декретированных групп населения, в том числе сотрудников пищеблоков, в обязательном порядке на носительство возбудителей кишечных инфекций вирусной этиологии действующими нормативными документами не предусмотрено.
В целях профилактики клещевого энцефалита проводился энтомологический контроль территорий ЛОУ. Площадь акарицидной обработки ЛОУ составила 158,4 га. Противоклещевые обработки проводились на территориях всех загородных ЛОУ и общеобразовательных учреждений, прилегающих к лесному массиву, на базе которых работали лагеря с дневным пребыванием детей. В 2011 году в ЛОУ не зарегистрировано ни одного случая присасывания клещей.
Руководителями всех ЛОУ были заключены договоры на поставку продуктов питания. Загородные оздоровительные учреждения работали с поставщиками, которые зарекомендовали себя с положительной стороны в предыдущие годы. Нареканий на качество и своевременность доставки продуктов со стороны руководителей оздоровительных учреждений в управление Роспотребнадзора не поступало. Анализ накопительных ведомостей в учреждениях отдыха показал, что нормы питания по основным видам продуктов выполнялись.
В мае - августе за пределы области отправлено 3443 ребенка. Замечаний по отправке детей к местам отдыха не отмечено.
Проведена оценка эффективности оздоровления детей и подростков в загородных учреждениях. В текущем году выраженный оздоровительный эффект отмечался у 82,0% детей (показатель по России - 86,6%), слабый оздоровительный эффект - у 16,0% детей (показатель по России - 11,6%), его отсутствие - у 2,0% детей (показатель по России - 1,8%).
В течение оздоровительного сезона 2011 года специалистами Роспотребнадзора проводились проверки учреждений отдыха детей, в том числе контроль за организацией питания, условиями пребывания детей.
К виновным в нарушениях санитарных требований применялись меры административного воздействия: составлено 28 протоколов, 22 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 35300 руб., 6 предупреждений.
Основанием для принятия мер административного воздействия были замечания на пищеблоках, в частности, не соблюдалась маркировка разделочного инвентаря, несвоевременно заполнялась необходимая документация, неправильно хранилась суточная проба, не соблюдались правила мытья посуды.
В целях совершенствования работы по подготовке летних учреждений к оздоровительному сезону 2012 года и предупреждения очагов инфекционных заболеваний постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований области в срок до 25.05.2012.
1.1. Завершить работу:
1.1.1 по определению дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование материально-технической базы летних оздоровительных учреждений;
1.1.2. по принятию мер, направленных на комплектование каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях.
1.2. Обратить внимание на качество работы с туристическими фирмами и туроператорами, организующими отдых детей; соблюдение требований по исполнению договорных обязательств; обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических правил во время проживания в местах отдыха и при перевозке детей.
1.3. Рекомендовать совместно с руководителями заинтересованных ведомств, директорами летних оздоровительных учреждений всех форм собственности рассмотреть вопрос об обследовании персонала пищеблоков детских учреждений, в первую очередь летних оздоровительных лагерей, на носительство возбудителей острых кишечных инфекций вирусной этиологии.
2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства.
2.2. Разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы и обеспечить выполнение всех запланированных мероприятий по развитию материально-технической базы на 2012 год, предусмотрев при этом изменение необходимых объемно-планировочных решений помещений, обеспечение качества воды хозяйственно-питьевого назначения, обеспечение оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
2.3. Максимально ужесточить требования к поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за принимаемыми детскими оздоровительными учреждениями продуктами питания.
2.4. Обеспечить проведение акарицидных обработок, мероприятий по дератизации и дезинсекции в оздоровительных учреждениях перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства.
2.5. Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционных заболеваний.
2.6. Обеспечить прием на работу сотрудников, включая врачей-педиатров, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра в установленном порядке, а также профессиональной гигиенической подготовки.
2.7. Обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений за выполнением должностных обязанностей руководителями учреждений.
2.8. Не допускать открытия детских оздоровительных учреждений без получения санитарно-эпидемиологических заключений, выданных управлением (территориальными отделами) Роспотребнадзора в установленном законодательством порядке.
3. Заместителю начальника отдела по работе с органами власти Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" (Воробьев В.М.):
3.1. Обеспечить при подготовке пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки организованных детских коллективов:
3.1.1. Формирование железнодорожных составов вагонами, оборудованными биотуалетами и исправными системами вентиляции и кондиционирования воздуха.
3.1.2. Включение в состав поездов дальнего следования вагонов-ресторанов с целью обязательной организации горячего питания организованных детских коллективов в пути следования свыше 1 суток.
3.1.3. Заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и пищевыми продуктами, соответствующими требованиям нормативно-технической документации по показателям безопасности.
3.2. Продолжить практику продажи билетов для организованных детских групп только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
4. Начальнику Департамента здравоохранения Администрации Томской области (Кобякова О.С.):
4.1. Обеспечить:
4.1.1. Контроль за проведением отдыха и оздоровления детей в период летних каникул, в том числе за организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей.
4.1.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные учреждения, в том числе включая осмотр на педикулез.
4.1.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда к местам отдыха детей, о наличии профилактических прививок, сведений о перенесенных инфекционных заболеваниях.
4.1.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительной кампании, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
4.2. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
4.3. Обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений:

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4.1.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдения температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
4.1.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
5. Организациям, осуществляющим отправку детей на отдых за пределы области, обеспечить:
5.1. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.
5.2. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в Управление Роспотребнадзора по Томской области и в Томский филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждении обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей.
5.3. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.
5.4. Организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов водного транспорта при нахождении в пути свыше 1 суток.
5.5. Питание организованных групп детей наборами пищевых продуктов ("сухими пайками"), согласованными с Управлением Роспотребнадзора по Томской области.
5.6. При осуществлении выезда организованных групп детей в здравницы Краснодарского края необходимо самостоятельно убедиться в наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения у детского оздоровительного учреждения и уточнить сведения о его вместимости.
6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Томской области (Бурдова Л.М., Коновалов В.Н., Ларченко С.И., Перетятько А.М., Шелудков Н.Н.), заместителю начальника отдела санитарного надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Томской области (Каширина В.В.):
6.1. Обеспечить:
6.1.1. Открытие детских оздоровительных учреждений всех типов при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6.1.2. Действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания.
6.2. Довести текст настоящего постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации отдыха и оздоровления детей в период каникул, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего постановления.
7. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения - Центру гигиены и эпидемиологии в Томской области (Шихин А.В.):
7.1. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля при приемке детских оздоровительных учреждений и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения.
8. Главному врачу Томского филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения - Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту (Башков О.Н.):
8.1. Обеспечить проведение санитарной экспертизы на объектах железнодорожного транспорта:
8.1.1. Пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при их подготовке в рейс с целью соблюдения противоэпидемического режима в пути следования, обращая особое внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств и предметов гигиены.
8.1.2. Вагонов-ресторанов с целью контроля за соблюдением в них санитарно-гигиенического режима, за качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды, приготовлением блюд в соответствии с согласованным меню.
9. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Томской области (Бурдова Л.М., Коновалов В.Н., Ларченко С.И., Перетятько А.М., Шелудков Н.Н.):
9.1. Подготовить и направить информацию в Управление Роспотребнадзора по Томской области:
- о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании в срок до 10.05.2012;
- о готовности детских оздоровительных учреждений в срок до 31.05.2012;
- немедленно информировать о случаях массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в оздоровительных учреждениях;
- об итогах каждой оздоровительной смены.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности главного государственного
санитарного врача по Томской области
О.П.МАРАКУЛИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru