Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. № 84-ПГ

О КОНЦЕПЦИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации на территории Мурманской области единой государственной политики в сфере региональной системы защиты информации и во исполнение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию защиты информации в Мурманской области.
2. Определить Аппарат Правительства Мурманской области уполномоченным органом, ответственным за проведение единой государственной политики в сфере защиты информации в Мурманской области.

Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН





Утверждена
постановлением
Губернатора Мурманской области
от 14 мая 2012 г. № 84-ПГ

КОНЦЕПЦИЯ
ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Концепция защиты информации в Мурманской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание проблемы защиты информации в Мурманской области, а также на цели, задачи, принципы и основные направления формирования и развития системы защиты информации в Мурманской области (далее - СЗИМО).
Концепция предназначена для использования в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, органах местного самоуправления Мурманской области (далее - органы власти), на подведомственных им предприятиях.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов, отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация с ограниченным доступом - документированная информация, которая по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Защищаемая информация - хранящаяся, передаваемая, обрабатываемая на объектах информатизации или циркулирующая в речевом виде информация, содержащая сведения, составляющие государственную или служебную тайну.
Защищаемый объект информатизации (объект информатизации) - совокупность предназначенных для обработки и передачи защищаемой информации средств и систем различного уровня и назначения, систем связи, отображения и размножения документов вместе с помещением, в котором они установлены, а также специально выделенное помещение, предназначенное для ведения закрытых переговоров.
Несанкционированный доступ к информации - доступ к защищаемой информации с нарушением установленных прав или правил доступа, приводящий к получению субъектом возможности ознакомления с информацией и/или воздействия на нее.
Охраняемые от технических разведок сведения (охраняемые сведения) - составляющие государственную или служебную тайну сведения об объектах защиты, в отношении которых принято решение об их защите и осуществляется защита от технических разведок.
Объект защиты - объект, имеющий охраняемые сведения, и/или объект, на котором осуществляются работы с защищаемой информацией.
Специальное воздействие на информацию - преднамеренное воздействие на информацию с нарушением установленных прав и/или правил, приводящее к ее уничтожению, искажению и/или блокированию доступа к ней для законных пользователей.
Техническая разведка - деятельность, направленная на добывание разведывательной информации с помощью технических средств.
Технический канал утечки информации - совокупность объекта защиты, физической среды и средства технической разведки, которым добывается защищаемая информация.
Техническая защита информации (ТЗИ) - деятельность, направленная на ограничение или исключение возможностей иностранных государств или иных заинтересованных сторон для получения, уничтожения, искажения или блокирования защищаемой информации в результате ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к этой информации и специальных воздействий на нее.
Утечка информации по техническим каналам - неконтролируемое распространение защищаемой информации по техническим каналам.



- резервное копирование программ и данных;
- использование выделенных каналов связи;
- диверсификацию доступа к коммуникационным средам;
- резервирование выделенных линий связи;
- применение аппаратных платформ с повышенной надежностью;
- использование источников гарантированного электропитания;
- использование средств гарантированного уничтожения информации;
- аттестацию объектов информатизации по требованиям безопасности информации.
Наибольшая эффективность этих мер достигается при условии предварительного выполнения всех организационных мер, а также при соблюдении следующих принципов:
- возможности технических средств защиты информации, основанные на тех или иных информационных технологиях, должны максимально использоваться для целей защиты информации в информационных и информационно-телекоммуникационных системах органов власти и организаций;
- средства защиты информации субъектов информационного обмена в региональной системе защиты информации не дублируют, но взаимно дополняют возможности по противодействию угрозам безопасности информации в информационных и информационно-телекоммуникационных системах;
- в корпоративных (интегрированных) информационных и информационно-телекоммуникационных системах безопасность каждого компонента (сегмента) подтверждается их операторами выполнением требований федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий, а также выданными этими федеральными органами сертификатами на используемые средства защиты информации или путем декларирования этой безопасности;
- аттестация информационных систем по требованиям безопасности информации при наличии в них информации ограниченного доступа является необходимым условием функционирования их в составе информационных и информационно-телекоммуникационных систем Мурманской области.

4. Перечень основных мероприятий по совершенствованию
системы защиты информации и пути реализации Концепции

Уточняется состав Региональной комиссии по защите информации Мурманской области.
Вносятся дополнения в положения о подразделениях (специалистах) по защите информации, определенные требованиями нормативных документов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах и безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.
Проводятся учет и регистрация информационных и телекоммуникационных систем региона.
Формируется Реестр информационных и информационно-телекоммуникационных систем Мурманской области. Оператор Реестра - исполнительный орган государственной власти Мурманской области, осуществляющий работы в сфере информационных технологий Мурманской области.
Проводится анализ обрабатываемой в информационных и информационно-телекоммуникационных системах, а также в помещениях органов власти и подведомственных им организаций информации на предмет ее отнесения к информации с ограниченным доступом. Результаты анализа оформляются актами операторов информационных систем. Акты утверждаются руководителями органов власти, организаций.
Разрабатываются и утверждаются типовые перечни сведений конфиденциального характера для органов власти и подведомственных им организаций с учетом требований нормативных актов в области защиты информации.
Проводится классификация (уточнение класса защищенности) информационных систем с учетом категорий информации, определенной ранее, полученные результаты отражаются в актах классификации. Акты утверждаются руководителями органов власти, организаций.
Проводится ознакомление исполнителей с упомянутыми выше перечнями в части, их касающейся. Устанавливается разрешительная система доступа исполнителей к документам и сведениям ограниченного доступа (матрицы доступа, другие документы, отражающие полномочия пользователей), допуска в помещения, где обрабатывается информация ограниченного доступа.
Проводится оценка достаточности и соответствия принятых ранее организационных и технических мер в каждой информационной и информационно-телекоммуникационной системе требованиям нормативных правовых актов и методических документов. Разрабатываются планы работ по формированию систем защиты для каждого объекта защиты. Планы утверждаются руководителем соответствующего органа власти, организации. В наиболее важных информационных и информационно-телекоммуникационных системах планируется проведение аудита организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Проводятся работы по анализу состояния защищенности информационных и информационно-телекоммуникационных систем органов власти Мурманской области, оцениваются общий масштаб и стоимость основных работ. Проводятся расчеты по обоснованию затрат на формирование и поддержание системы защиты информации на год. Данные расходы закладываются в бюджеты соответствующих органов власти и организаций.
Осуществляется планомерная работа по отбору и назначению специалистов (штатных, нештатных), подготовке, переподготовке и повышению квалификации данных специалистов в области защиты информации, ведется учет специалистов и проводится оценка уровня их профессиональной подготовки. Создаются подразделения по защите информации (назначаются специалисты) в органах власти и подведомственных им организациях. Подразделения по защите информации собирают и передают в Управление ФСТЭК России по СЗФО данные в реестр ключевых систем информационной инфраструктуры федерального округа, формируют и ведут перечень ключевых систем в Мурманской области.
Определяется перечень общих и типовых документов, подлежащих централизованной разработке. Разрабатываются первоочередные нормативные правовые акты, организационно-распорядительные и методические документы для систем защиты информации.
Информационные и информационно-телекоммуникационные системы оцениваются на предмет их оснащения лицензионными программными средствами, а также сертифицированными средствами защиты информации.
Определяются: общая организация, форма и регламент контроля за выполнением требований нормативных правовых актов и методических документов в области защиты информации (собственный контроль в органах власти и организациях, контроль со стороны подразделения по защите информации), организуется контроль состояния защиты информации в региональной системе защиты информации.
Формируется база данных органов власти Мурманской области о состоянии региональной системы защиты информации.
Мероприятия, определенные данным документом, проводятся под контролем Управления ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу, при поддержке Межведомственного совета по защите информации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, отражаются в годовых планах работ с отчетами о проделанной работе в конце года

5. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:
- улучшить организационную структуру СЗИМО, ее кадровое обеспечение;
- улучшить обеспеченность органов СЗИМО документами в области технической защиты информации;
- комплексно, при минимальных затратах и в короткие сроки привести информационные и информационно-телекоммуникационные системы Мурманской области в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области защиты информации;
- завершить оснащение информационных и информационно-телекоммуникационных систем Мурманской области высокоэффективными средствами и технологиями защиты информации;
- исключить необоснованное дублирование мер защиты информации;
- повысить оперативность и качество управления региональной системой защиты информации.
Ожидаемый эффект от реализации Концепции состоит:
- в минимизации ущерба от возможной утечки информации и специальных воздействий на информационные и информационно-телекоммуникационные системы органов власти Мурманской области;
- в рациональном использовании средств бюджета, выделяемых на защиту информации;
- в обеспечении благоприятных условий для эффективного и законного использования информационных ресурсов органов власти Мурманской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru