Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2011 г. № 3-131/11

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
адвоката Ахаева Ш.С-С.
при секретаре А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж. о признании постановления правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала, ограниченного ул. Бабушкина, Леснозаводской ул., Белевским пер., ул. Шелгунова, в Невском районе" № 70 от 20 января 2009 года недействующим в части с момента издания,

установил:

Ж. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании постановления правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала, ограниченного ул. Бабушкина, Леснозаводской ул., Белевским пер., ул. Шелгунова, в Невском районе" № 70 от 20 января 2009 года, включая Приложения 1 - 5, недействующим с момента издания. (л.д. 3-5, том 1). В дальнейшем заявитель уточнила свои требования, просив признать вышеназванное постановление правительства Санкт-Петербурга недействующим с момента издания в части Приложений 1 - 4 полностью и Приложения 5 в части границ земельных участков № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, ссылаясь на то, что она является владельцем квартиры <...> дома 9 корпус 1 по улице Шелгунова в Санкт-Петербурге и квартиры <...> дома 7 по улице Шелгунова в Санкт-Петербурге. Вышеназванные дома построены застройщиком ЗАО "Норд" на арендованном земельном участке, имеющем кадастровый номер 78:7149Б:3001. Проектом строительства было предусмотрено формирование на прилегающей к домам территории зоны благоустройства, включающей в себя детские площадки, зону озеленения и парковку на 95 машиномест. Данная территория подлежала совместному использованию жильцами домов 7 и 9 корпус 1 по ул. Шелгунова, то есть подлежала включению в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. После ввода домов 7 и 9 корпус 1 по улице Шелгунова в эксплуатацию, оспариваемым постановлением правительства Санкт-Петербурга был утвержден проект планировки с проектом межевания территории квартала, ограниченного улицами Бабушкина, Леснозаводской улицей, Белевским пер., улицей Шелгунова в Невском районе Санкт-Петербурга. Заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит нормам федерального законодательства: статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации; данным постановлением нарушены ее права как участника долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку правительство Санкт-Петербурга фактически распорядилось общим имуществом собственников помещений домов 7 и 9 корпус 1 по ул. Шелгунова, сформировав на части территории, подлежащей передаче в общую совместную собственность граждан и юридических лиц, места общего пользования, внутриквартальный проезд и Белевский переулок. (л.д. 3-5, 63-65, том 1).
Заявитель и ее представитель А., действующий по доверенности от 06 августа 2010 года и ордеру от 03 мая 2011 года, явились в судебное заседание, заявление с учетом дополнений поддержали.
Представитель правительства Санкт-Петербурга В., действующий по доверенности от 11 января 2011 года № 07-125\06, явился в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д. 306-363, том 1).
Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга М., действующая по доверенности от 11 января 2011 года № 7, явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д. 1-4, том 2).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Рыбаловой О.А., полагавшей, что в удовлетворении заявления следует отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов гражданского дела усматривается, что 22 сентября 2003 года между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО "Норд" заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях, согласно которому ООО "Норд" предоставлен во временное владение и пользование для осуществления инвестиционного проекта земельный участок площадью 22 000 кв. м., с кадастровым номером 78:7149Б:3001, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Щемиловка, кв. 129, корп. 1,2 (юго-западнее д. 3, лит. А по ул. Шелгунова). Цель использования земельного участка - строительство жилых домов со встроено-пристроенными помещениями. (л.д. 44-48, 49-71, том 2).
Объекты построены и введены в эксплуатацию 30 декабря 2008 года. (л.д. 66-71, том 1).
Соглашением о прекращении действия договора аренды от 22 декабря 2009 года вышеназванный договор аренды прекращен с 31 декабря 2009 года. (л.д. 85, том 2).
29 января 2010 года произведена государственная регистрация прекращения права аренды.
09 апреля 2010 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу на основании заявления Управления (агентства) недвижимого имущества Невского района КУГИ от 22 марта 2010 года прекращен кадастровый учет вышеуказанного земельного участка. Указанное решение никем не оспорено. (л.д. 32-35, том 2).
Правительством Санкт-Петербурга 20 января 2009 года принято постановление "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала, ограниченного ул. Бабушкина, Леснозаводской ул., Белевским пер., ул. Шелгунова, в Невском районе" № 70, которым утверждены проект планировки с проектом межевания территории квартала, ограниченного ул. Бабушкина, Леснозаводской ул., Белевским пер., ул. Шелгунова, в Невском районе, положение о размещении объектов капитального строительства, характеристики планируемого развития и характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития указанной территории (приложения 1 - 5). (л.д. 38-44, том 1).
Названное постановление официально опубликовано в "Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга", № 5, 16 февраля 2009 года, газете "Невское время", № 27, 17 февраля 2009 года, в "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга", № 2, 28 февраля 2009 года.
Суд считает, что оспариваемое постановление правительства Санкт-Петербурга издано в соответствии с требованиями действующего законодательства, Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 года № 596 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, на основе Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года № 728-99, правил землепользования и застройки, с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, установленной Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" и в рамках компетенции правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Следовательно, планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти, направленной на выделение как элементов существующей структуры, так и определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только объективные жизненные реалии, но также возможные варианты использования территории в будущем.
Таким образом, утверждение заявителя об отсутствии правовых оснований для определения в постановлении правительства внутриквартального проезда и Белевского переулка не соответствует нормам действующего законодательства, так как проект планировки содержит, в том числе, возможные перспективы развития территории, и не является схемой, лишь фиксирующей наглядную обстановку по существующей территории.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования (в Санкт-Петербурге - Генеральный план), правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома по адресам: Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 9, к. 1, литера А; Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 7, к. 1, литера А, находятся в территориальных зонах с кодовым обозначением ТД1_2_2 (общественно-деловая подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов инженерной инфраструктуры), и разделены территориальной зоной ТР5_2 (зона рекреационного назначения - зеленых насаждений, выполняющих специальные функции на территории санитарно-защитных зон, с размещением объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон, допустимых в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Таким образом, формирование единого земельного участка, пересекающего границы различных территориальных зон, невозможно.
Заявитель ссылается на нарушение права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:7149Б:3001, на котором расположены многоквартирные дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 7, к. 1, литера А; Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 9, к. 1, литера А.
Однако право общей долевой собственности заявителя на указанный земельный участок не возникло по следующим основаниям.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.
Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, нормы федерального законодательства предусматривают необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, при чем под каждым жилым домом в отдельности и возникновение права собственности на земельный участок только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведению государственного кадастрового учета.
Земельный участок, на котором построены многоквартирные дома по адресам: Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 7, к. 1, литера А; Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д. 9, к. 1, литера А, не был сформирован в указанном порядке, что подтверждается материалами дела.
Соглашением о прекращении действия договора аренды от 22 декабря 2009 года договор аренды прекращен с 31 декабря 2009 года. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу на основании заявления Управления (агентства) недвижимого имущества Невского района КУГИ от 22 марта 2010 года о прекращении кадастрового учета вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 78:7149Б:3001 снят с кадастрового учета. Произведена государственная регистрация прекращения права аренды.
Комитет по управлению городским имуществом осуществляет полномочия собственника от имени Санкт-Петербурга в соответствии с ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус государственного органа. Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
В соответствии с действующим на тот период времени законодательством земельному участку, предоставленному на основании договора аренды, был присвоен временный кадастровый номер 78:7149Б:3001, границы земельного участка на местности не определялись.
Земельный участок с кадастровым номером 78:7149Б:3001 предоставлялся для строительства жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. В материалах отсутствуют документы, подтверждающие факт формирования земельного участка и заявитель на них не ссылается.
После завершения строительства двух многоквартирных домов формирование земельных участков, занятых этими домами и необходимыми для их эксплуатации, в соответствии с нормами федерального законодательства, предусматривающими необходимость проведения топогеодезических работ, межевания и установления границ, не проводилось, поэтому у собственников жилых и нежилых помещений в названных домах право собственности на участок с кадастровым номером 78:7149Б:3001 не возникло, он остался в государственной собственности.
Таким образом, довод заявителя об уменьшении площади земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, не соответствует действительности и нормам законодательства.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти в порядке, установленном распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 года № 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом".
При этом, исходя из норм действующего законодательства, формирование земельного участка производится под каждым жилым домом в отдельности. Размещение двух многоквартирных домов на одном земельном участке невозможно.
Из материалов дела и объяснений заявителя усматривается, что собственники помещений в многоквартирном доме 7 корпус 1 и доме 9 корпус 1 по ул. Шелгунова не обращались в установленном порядке с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Соответственно право на оформление в собственность земельного участка они могут реализовать в административном порядке.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что права заявителя на земельный участок, на котором расположены два многоквартирных дома, оспариваемым постановлением правительства Санкт-Петербурга не нарушены.
Заявитель также не обосновала каким образом приложение № 5 постановления правительства Санкт-Петербурга в части границ земельных участков 8, 9, 10, 11, 12, 16, нарушает ее права, поскольку квартиры, принадлежащие заявителю расположены в домах в границах земельного участка № 13 Приложения № 5. (л.д. 44, том 1).
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что в данном случае оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, в удовлетворении заявленных Ж. требованиях следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Ж. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
С.И.Сухарева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru