Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. по делу № А04-1567/2011

(извлечение)

2 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
3 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Амурской области (ОГРН 1042800023936, ИНН 2801098070)
к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
о привлечении к административной ответственности

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Амурской области (далее по тексту - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлениями о привлечении открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявления обоснованы тем, что в ходе проведения внеплановой проверки установлен факт несоблюдения ОАО "Дальсвязь" лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности по оказанию услуг связи.
Определением от 11 мая 2011 г. дела № А04-1565/2011, № А04-1566/2011, № А04-1567/2011 объединены в одно производство за номером № А04-1567/2011.
В судебном заседании 2 июня 2011 года представитель заявителя ходатайствовал о замене стороны ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" на его правопреемника - открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество).
Как усматривается из материалов дела ОАО "Дальсвязь" реорганизовано в форме присоединения в ОАО "Ростелеком" о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 1 апреля 2011 года внесены соответствующие записи.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Ростелеком" является правопреемником ОАО "Дальневосточная компания электросвязи".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена стороны ОАО "Дальсвязь" на его правопреемника ОАО "Ростелеком".
Представитель ОАО "Ростелеком" в судебном заседании и письменных отзывах с требованиями не согласился. Считает, что в связи с прекращением деятельности ОАО "Дальсвязь", являющегося субъектом административной ответственности за совершение рассматриваемых правонарушений, требования управления не подлежат удовлетворению. Довод управления о несоответствии счетов, выставленных абоненту, Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 18 мая 2005 года (далее - Правила № 310) счел несостоятельным, основанным на неправильном применении норм права. Указал, что данные счета содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 114 Правил № 310. В жалобе абонента претензии по факту начислений за услуги телефонной связи не содержится, претензий по суммам, выставленным в счетах, не поступало. Кроме того, считает, что в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения в части необеспечение абоненту возможности пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки. Указанное требование установлено пунктом 7 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 10 сентября 2007 года (Правила № 575). Указанные правила регулируют отношения между абонентом и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, следовательно, на рассматриваемые отношения между абонентом и ОАО "Дальсвязь" по договору оказания услуг связи передаче данных не распространяются. Факт неуведомление абонента о приостановлении 26 июня 2010 года оказания услуг телефонной связи, а также неоказания абоненту услуг связи по передаче данных в период с 2009 года по 29 марта 2011 года общество признает. Между тем, считает, что указанные нарушения не повлекли нарушения охраняемых общественных отношений и не причинили вреда интересам граждан и других лиц и просит признать их малозначительными.
Выслушав доводы представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (правопреемник ОАО "Дальневосточная компания электросвязи") зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022501276159, ИНН 2540014227.
Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия ОАО "Дальсвязь" выдана лицензия на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации № 54110 сроком действия с 12 сентября 2007 года по 12 сентября 2012 года, а также лицензия № 23890 на предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи сроком действия с 30 сентября 2002 года по 4 февраля 2012 года и лицензия № 54106 сроком действия с 4 октября 2007 года по 4 октября 2012 года на оказание телематических услуг связи.
7 июня 2007 года между ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") и абонентом - физическим лицом (далее - абонент) заключен договор б/н об оказании услуг телефонной связи, а также договор № 5601 об оказании услуг связи по передаче данных.
С целью рассмотрения обращение абонента ОАО "Дальсвязь", поступившего в управление 18 марта 2011 года, приказом № 581-К от 18 марта 2011 года назначено проведение внеплановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований (условий) ОАО "Дальневосточная компания электросвязи".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Дальсвязь" в нарушение пункта 5 лицензии № 54110, пункта 5 лицензии 54106, пункта 42 лицензии 23890, пункта 7 Правил № 575, пункта 7 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32 (далее - Правила № 32), пунктов 114, 118 Правил 310 не соблюдаются лицензионные требования (условия), в том числе:
- приостановление оказания услуг связи по передаче данных абонента в период с 2009 года по 29 марта 2011 года;
- приостановление оказания телематических услуг связи в период с 2009 года по 29 марта 2011 года;
- счета, предъявленные абоненту в апреле - июле 2010 года, не содержат сумму, предъявленную к оплате за услуги связи по доступу в Интернет, наименования сумм указанных в счетах невозможно сопоставить с тарифами, договором, заявлением абонента;
- абонент не был письменно извещен об отключении телефонной связи 26 июня 2010 года.
Результаты проверки зафиксированы актом проверки юридического лица № А-23890-28-02/0080, составленным 1 апреля 2011 года.
29 марта 2011 года в адрес общества направлена телеграмма о том, что на 31 марта 2011 года на 10 час. 00 мин. часов назначено составление протоколов об административных правонарушениях по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы абонента. Согласно сообщению почтового органа, телеграмма вручена 29 марта 2011 года генеральному директору ОАО "Дальсвязь".
По факту выявленных нарушений 31 марта 2011 года должностным лицом управления в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, составлены протоколы об административном правонарушении в области связи № 131, № 132, № 133 которыми действия ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные протоколы с материалами административных дел направлены в Арбитражный суд Амурской области для решения вопроса о привлечении ОАО "Ростелеком" к административной ответственности.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статьям 2, 3, 17 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат обязан соблюдать установленные положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензионные требования и условия.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее - ФЗ "О связи") предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьей 44 ФЗ "О связи" установлено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации, услуги связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору.
В силу статьи 46 ФЗ "О связи" оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 310 утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).
По смыслу указанных Правил абонентом является пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера (пункт 2 Правил).
Кроме того, отношения между абонентом (пользователем) и оператором связи при оказании услуг связи по передаче данных регулируются Правилами № 32.
Как указано в пункте 2 названных Правил, абонентом является пользователь услугами связи по передаче данных, с которым заключен договор об оказании услуг связи по передаче данных при выделении для этих целей уникального кода идентификации.
Отношения между абонентом (пользователем) и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, при оказании телематических услуг связи регулируются Правилами № 575.
Абонентом является пользователь телематическими услугами связи, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации (пункт 2 Правил № 575).
Таким образом, требования Правил № 32 являются обязательными для общества, осуществляющего оказание услуг телефонной связи абоненту на основании заключенного договора б/н от 7 июня 2007 года. Требования Правил № 575 и Правил № 32 также являются обязательными для общества как оператора связи оказывающего абоненту на основании договора № 5601 об оказании услуг связи, заключенного 7 июня 2011 года, услугу связи по передаче данных, а также дополнительные услуги - услуги телематических служб.
Вывод управления о нарушении обществом пункта 114 Правил № 310, об отсутствии в счетах суммы, предъявляемой к оплате за телефонные услуги связи, наименования сумм, указанных в счетах, невозможности сопоставить с тарифами, договором, заявлением абонента, суд считает необоснованным. В судебном заседании исследованы извещения-квитанции за апрель 2010 - июль 2011 гг., предъявленные для оплаты абоненту. Данные документы соответствуют требованиям пунктов 114, 115 Правил № 310, поскольку содержат установленные названными нормами реквизиты. Обязанность указывать в счетах наименование сумм, в сравнении с тарифами либо с договором, заявлениями абонента, на оператора связи Правилами № 310 не возложена.
Пунктом 118 Правил № 310 установлено, что в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).
Материалами дела подтверждается и признано обществом в письменном отзыве и судебном заседании, что в нарушение указанной нормы письменное уведомление о приостановлении оказания услуг связи абоненту 26 июня 2010 года не направлялось.
Пунктом 7 Правил № 32 установлено, что оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами связи по передаче данных 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Аналогичное требование установлено пунктом 7 Правил № 575 в отношении оказания телематических услуг связи.
Факт приостановления ОАО "Дальсвязь" оказания услуг связи по передаче данных в период с 2009 года по 29 марта 2011 года подтверждается материалами дела и признан обществом. Кроме того, как усматривается из материалов дела, оказание телематических услуг связи в данный период также было приостановлено.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "В соответствии с пунктом 42 ...".

В соответствии пунктом 42 лицензии № 23890 лицензиат обязан осуществлять деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 лицензии № 54110 и лицензии № 54106 установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Доказательства соблюдения обществом требований действующего законодательства в полном объеме, суду не представлены. В связи с чем, вывод административного органа о совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, объективную сторону которого составляет нарушение обществом положения пунктов 118 Правил № 310, пункта 7 Правил № 575 и пункта 7 Правил № 32.
Доводы общества о том, что требования управления не подлежат удовлетворению в связи с прекращением деятельности ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" суд находит несостоятельными.
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с частью 4 статьи 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Как установлено судом, ОАО "Дальсвязь" реорганизовано в форме присоединения в ОАО "Ростелеком", которое является его правопреемником.
Таким образом, привлечение к административной ответственности ОАО "Ростелеком" за совершение правонарушения, установленного в отношении присоединившегося к нему ООО "Дальсвязь", является правомерным.
Также суд находит несостоятельными доводы ОАО "Ростелеком" о малозначительности вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В обоснование своих доводов о малозначительности рассматриваемого правонарушения заявитель ссылается на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и вреда.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 18.1, а не пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10.

Между тем, как разъяснено в пунктах 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по рассматриваемому правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Указанные выводы сделаны судом в том числе с учетом длительного срока ненадлежащего исполнения обществом установленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ судом, в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность ОАО "Ростелеком" учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ решениями Арбитражного суда Амурской области от 3 ноября 2011 года по делу А04-4360/2010, от 19 апреля 2011 г. по делу № А04-1063/2011. Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих ответственность ОАО "Ростелеком", и опровергающих вышеизложенное, судом не установлено. Таким образом, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает возможным применить штраф в размере 35000 руб.
В ходе исследования материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
В силу пункта 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела Арбитражный суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Независимо от того, что административным органом составлено три протокола об административном правонарушении, суд считает, что в действиях общества имеется один состав административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700198767, ИНН 7707049388 по юридическому адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15 привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и возложить на него наказание в виде штрафа в размере 35000 руб.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет управления Федерального казначейства по Амурской области (управление Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области) № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск ИНН 2801098070 КПП 280101001, БИК 041012001 КБК 09611690040040000140 ОКАТО 10401000000.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (город Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru