Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № А66-14584/2011

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Е.В., при участии представителей истца (заявителя) - К.О.А., от ответчика - не явился, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ОЛЬГА", с. Бурашево Калининского района
к Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области, с. Бурашево
о признании незаконным бездействия (отказ) в реализации преимущественного права покупки арендуемого нежилого помещения здания бани и обязании совершить действия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ОЛЬГА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - ответчик, Администрация), в котором просит:
- признать незаконным бездействия (отказ) Администрации в реализации Обществом преимущественного права покупки арендуемого нежилого помещения здания бани (общей площадью <...> кв. м), расположенного по адресу: <...>; (кадастровый номер: <...>), предусмотренного п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ",
- обязать Администрацию совершить действия, предусмотренные п. 6 ст. 5; п/п 3 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в отношении арендуемого Обществом нежилого помещения здания бани (общей площадью <...> кв. м), расположенного по адресу; <...>; (кадастровый номер: <...>); по цене равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком ООО фирмой "Оценка плюс" в Отчете за № 30/09 на 30.09.2011 в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" путем заключения договора;
- возместить Обществу расходы на оплату услуг уполномоченного представителя (ст. 61 (п. 4); 106 АПК РФ) в размере 30 000 руб.;
- возвратить Обществу государственную пошлину в размере 4000 руб. путем возложения взыскания на Администрацию.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление.
Определением суда от 31.01.2012 г. к участию в деле в качестве 3 лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальные системы Бурашево", 3 лицо в судебное заседание не явилось
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявителем с 2007 г. арендовалось у ответчика для использования под баню отдельное помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м.
Данное здание бани принадлежит ответчику на праве собственности (запись в ЕГРП <...>).
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в приватизации арендуемого имущества регулируются в настоящее время Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ), (в редакции от 02.07.2010 г.).
В силу статьи 3 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества либо на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленных законами субъектов Российской Федерации предельных значений площади; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень.
На отсутствие у заявителя вышеуказанных условий для реализации преимущественного права ответчик не ссылается (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
При возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, как усматривается из материалов настоящего дела, арендатор ООО "Ольга" произвел реконструкцию и капитальный ремонт здания бани, которое было передано в аренду в состоянии, требующем ремонта, что подтверждается актами приема-передачи, документами, содержащими информацию о степени износа строения. Имеющаяся в деле переписка свидетельствует о том, что реконструкция была произведена с согласия арендодателя за счет собственных средств ООО "Ольга".
Как указывает заявитель, затраты на реконструкцию не были предусмотрены бюджетом муниципального образования, что и не оспаривается заинтересованным лицом.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ № 159 от 22.07.2009 г. установлена императивная норма, согласно которой при отчуждении недвижимого имущества арендодатель не должен включать в стоимость недвижимого имущества стоимость неотделимых улучшений независимо от условий, установленных договором аренды. Данная норма направлена на оказание целенаправленной поддержки предприятием малого и среднего бизнеса. (Определение от 22.12.2009 г. № ВАС-16558/09).
Исходя из указанного, рыночная стоимость преимущественного права выкупа нежилого помещения бани арендатором ООО "Ольга" должна быть определена с зачетом стоимости неотделимых улучшений, выполнение которых и их стоимость нашли свое подтверждение надлежащими документами.
Согласно пункта 3 части 3 ст. 9 Закона от 22.07.08 г. № 159 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", уполномоченные органы при получении заявления о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения, обязаны были:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; - принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
- направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований.
Не является препятствием для удовлетворения требований и передача ответчиком после получения заявления о выкупе здания бани на баланс МУП "ЖКХ Бурашево".
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в информационном письме от 05.11.2009 г. № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснил, что суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения).
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Расходы ООО "Ольга" на оплату услуг представителя составили 30 000 рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Заявляя о необходимости уменьшения размера подлежащих к взысканию расходов по оплате юридических услуг, ответчик не представил суду доказательств чрезмерности понесенных обществом расходов с учетом стоимости таких услуг в регионе, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг.
В отсутствие этих доказательств суд не вправе уменьшить заявленную к возмещению сумму.
Расходы заявителя по уплате госпошлины также подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие (отказ) Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области, с. Бурашево в реализации обществом с ограниченной ответственностью "ОЛЬГА", с. Бурашево Калининского района преимущественного права покупки арендуемого нежилого помещения здания бани (общей площадью <...> кв. м.), расположенного по адресу: <...>, (кадастровый номер: <...>), предусмотренного п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", обязав при этом Администрацию путем заключения договора совершить действия, предусмотренные п. 6 ст. 5; п/п 3 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в отношении арендуемого Обществом нежилого помещения здания бани (общей площадью <...> кв. м), расположенного по адресу; <...> (кадастровый номер: <...>) по цене равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком ООО фирмой "Оценка плюс" в Отчете за № 30/09 на 30.09.2011 в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Взыскать с Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области, с. Бурашево (ИНН <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОЛЬГА", с. Бурашево Калининского района (ИНН <...>) 30000 руб. судебных расходов на оплату представителя и 4000 руб. расходов на оплату госпошлины (п/п <...>).
Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, определенные АПК РФ, в суды вышестоящих инстанций.

Судья
А.А.ПУГАЧЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru