Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2011 г. по делу № А66-8179/2011

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего Пугачева А.А., судей Голубевой Л.Ю., Балакина Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клейн Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Товарищества собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А", г. Тверь
к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь
третье лицо: открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы", г. Тверь
с участием Прокуратуры Тверской области
о признании недействующим Приложения № 2 к Приказу № 671-нп от 29.11.2010
при участии представителей:
истца (заявителя) - Крупенина В.А. по доверенности,
ответчика (должника) - не явился, извещен,
Прокуратуры - Филипповой В.М.
третьего лица - Матковской Э.Х. по доверенности,

установил:

Товарищество собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приложения № 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области № 671-нп от 29.11.2010 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую Открытым акционерным обществом "Тверские коммунальные системы" для потребителей городского округа город Тверь" в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 рублей/Гкал для иных потребителей в связи с его несоответствием Приказу Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими предприятиями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" в корреспонденции с п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Заявитель в судебном заседании поддержал требования, указав, что иск заявлен в интересах собственников жилья, вынужденных оплачивать тепловую энергию в 2011 г. по завышенным тарифам (по сравнению с 2010 г.) на 124,39%.
Ответчик с заявленным не согласился, представил отзыв на заявление, ходатайствовал об отложении слушания дела по причине болезни представителя, данное ходатайство судом отклонено, т.к. представитель не является стороной по делу.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, заслушав в ходе судебного разбирательства доводы участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Приложением № 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области № 671-нп от 29.11.2010 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую Открытым акционерным обществом "Тверские коммунальные системы" для потребителей городского округа город Тверь" установлен одноставочный тариф тарифа на тепловую энергию в размере 909 рублей/Гкал для иных потребителей, данный тариф заявитель выставляет к оплате участникам ТСЖ "Рихарда Зорге 5А".
Принимая во внимание, что в 2010 г. собственники оплачивали тепловую энергию в размере 730 руб. 77 коп./Гкал (Приказ РЭК Тверской от 29.12.2009 г. № 342/1-нп), а в 2011 г. оспоренным актом установлена плата в 909 руб./Гкал, заявитель считает, что ответчиком допущено превышение предельного роста тарифов, предусмотренного в г. Твери (113%).
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспоренное в настоящем деле решение должным образом опубликовано (стороны данного обстоятельства не отрицают), рассчитано на неоднократное применение и адресовано неограниченному кругу лиц, следовательно, является нормативным актом.
Действительно, как не отрицают стороны, арифметически тарифы на теплоснабжение для заявителя в 2011 г. выросли на 124,39%.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспоренного решения) предметом регулирования данного Закона являлись правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ РЭК Тверской области № 505-нп издан 29.11.2010, а не 29.11.2009.

В силу подпункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года, расходов организаций, учитываемых при регулировании тарифов, в Тверской области на 2011 г. он составил 115% (Приказ РЭК Тверской области от 29.11.2009 г. № 505-нп).
Приказом РЭК Тверской области от 17.12.2010 № 991-нп (ред. от 11.04.2011) "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг" установлен предельно возможный рост тарифов для населения по теплоснабжению в г. Твери на уровне 113% от тарифов, действовавших в 2010 г.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесено и теплоснабжение, в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
Исходя из вышеизложенного, применение названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Постановлением администрации города Твери от 02.02.2011 № 100 (ред. от 21.06.2011) "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан" предусмотрена компенсация недополученных доходов организаций - исполнителей коммунальных услуг, приобретающих тепловую энергию у организаций коммунального комплекса для населения города Твери на нужды отопления и горячего водоснабжения, и определен механизм предоставления субсидий из бюджета города Тверь организациям - исполнителям коммунальных услуг на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг "отопления" и "горячего водоснабжения" населению.
В частности, п. 1.2 данного Порядка определено, что субсидия предоставляется организациям - исполнителям коммунальных услуг на компенсацию недополученных доходов, возникающих при приобретении у организаций коммунального комплекса тепловой энергии по тарифам на тепловую энергию, утвержденных РЭК Тверской области, рост которых превышает 113% по отношению к тарифам, действующим в 2010 году.
Под исполнителями коммунальных услуг применительно к настоящему Порядку понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, т.е и заявитель по настоящему делу, при этом исполнение данного Порядка является обязанностью, а не правом заявителя, неправомерно осуществлявшим расчеты с участниками ТСЖ исходя из нескорректированного тарифа.
Вышеуказанные правовые акты позволяет суду считать, что при утверждении оспоренным в настоящем деле решением тарифов на теплоснабжение в размере 909 руб./Гкал. не нарушены права неограниченного круга потребителей данной услуги в г. Твери, рост тарифов для них составил законно установленную величину и не превысил 13% по сравнению с 2010 г.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок, закрепленными в части 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ, являются, в том числе, достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Баланс публичных и частных интересов в данном случае достигается применением статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данной норме размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со статьей 6 Закона № 184-ФЗ.
В данном деле требование и этой правовой нормы ответчиком соблюдено.
Руководствуясь статьями 110, 191 - 196 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.
Признать соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и действовавшему на момент принятия оспоренного решения Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приложение № 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области № 671-нп от 29.11.2010 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую Открытым акционерным обществом "Тверские коммунальные системы" для потребителей городского округа город Тверь" в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 рублей/Гкал для иных потребителей.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий
А.А.ПУГАЧЕВ

Судьи
Л.Ю.ГОЛУБЕВА
Ю.П.БАЛАКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru