Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу № А66-11243/2010

(изготовлено в полном объеме)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Романовой Е.В., Рощиной С.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковган Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в отсутствие представителей участвующих в деле лиц дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
к Администрации города Удомля, г. Удомля,
с участием заинтересованных лиц: Муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля,
Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании несоответствующим закону и недействующим в части применения к потребителям население пункта 2 постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы",

установил:

Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - заявитель, РЭК Тверской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим части 2 и пункта 3.1 части 3 постановления Администрации города Удомля (далее - ответчик, Администрация) от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы". В заявлении РЭК Тверской области также просила обязать ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3 приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Муниципальное унитарное предприятие города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - МУП "Удомельские коммунальные системы"), Прокуратура Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.02.2011 по настоящему делу производство по делу прекращено в части требований о признании недействующим подпункта 3.1 пункта 3 постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3 приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В остальной части заявленные требования удовлетворены с учетом их уточнения: признан не действующим пункт 2 постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 22.04.2011 указанное решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил, что оспаривает пункт 2 постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" в части его применения к потребителям население (заявление от 28.07.2011).
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ, дело рассматривается исходя из уточненных требований.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о дате и времени его проведения, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Согласно представленным отзывам ответчик и МУП "Удомельские коммунальные системы" против удовлетворения требований возражают. Прокуратура Тверской области поддержала позицию заявителя.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - Постановление № 436) согласована производственная программа МУП "Удомельские коммунальные системы" и установлены тарифы на коммунальные услуги данного предприятия на период с 01.09.2010 по 31.12.2011. Пунктом 2 Постановления № 436 установлены тарифы на коммунальные услуги предприятия в следующих размерах: холодное водоснабжение - 17,12 руб/куб. м (включая НДС), 14,51 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 20,84 руб./куб. м (включая НДС), 17,66 руб/куб. м (без НДС). Постановление опубликовано в издании "Удомельская газета" от 06.08.2010 № 32.
Полагая, что указанные тарифы установлены с превышением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Приказ № 192-нп), в связи с чем противоречат статье 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 184-ФЗ), РЭК Тверской области обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно пункту 3.3.1 указанного Положения в полномочия РЭК Тверской области входит установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Тверской области, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг (в редакции Постановления администрации Тверской области от 01.10.2009 № 419-па).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций муниципального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) предельные индексы представляют собой устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, в среднем по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4 названного закона).
В соответствии с указанными полномочиями Приказом РЭК Тверской № 192-нп для города Удомли Тверской области утверждены индексы максимально возможного изменения тарифов и надбавок на указанный год в размере 100% (приложение № 1), индексы максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги - в размере 111% по отношению к 2009 году (приложение № 3).
В результате проведенного РЭК Тверской области анализа нормативно-правовых актов об установлении тарифов организаций коммунального комплекса выявлен факт превышения в городе Удомля предельных индексов в связи с принятием Администрацией Постановления № 436. В соответствии с полномочиями, предоставленными РЭК Тверской области как органу регулирования субъекта Российской Федерации пунктами 3 и 4 части 3 статьи 17 Закона № 210-ФЗ, заявитель направил в Администрацию предписание от 27.09.2010 № 42-пр о необходимости приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными максимальными индексами.
Письмом от 11.10.2010 № 02-04/3100 Администрация сообщила заявителю о своем несогласии с предписанием, сославшись на пункт 53 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. В этой связи предписание РЭК Тверской области в спорной части не выполнено.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 17 Закона № 210-ФЗ в случае неисполнения вышеупомянутого предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку до истечения сорокапятидневного срока с даты выдачи предписания от 27.09.2010 Администрация предписание не исполнила, РЭК правомерно обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 4 указанной статьи).
Таким образом, обязательность применения предельных индексов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлена федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из представленных заявителем сводных таблиц данных об изменении тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для потребителей за период 2009 - 2010 г.г. по МО городское поселение г. Удомля Удомельского района (т. 2, л. 161 - 164) следует, что в 2009 году плата граждан за коммунальные услуги составляла 627,71 руб. в месяц на человека, в том числе водоснабжение - 43,66 руб., водоотведение - 77,86 руб., теплоснабжение - 119,65 руб., горячее водоснабжение - 84,21 руб., электроснабжение - 133,60 руб., газоснабжение - 168,72 руб.
После принятия Постановления № 436 рост платы граждан в 2010 году составил 877,58 руб. в месяц на человека, в том числе водоснабжение - 92,62 руб., водоотведение - 186,73 руб., теплоснабжение - 130,42 руб., горячее водоснабжение - 119,46 руб., электроснабжение - 145,89 руб., газоснабжение - 202,46 руб. Увеличение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги составило 139,8% вместо установленных 111%.
При этом из указанных таблиц следует, что увеличение размера совокупного платежа преимущественно обусловлено увеличением тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение.
Приведенные обстоятельства ни ответчиком, ни МУП "Удомельские коммунальные системы" не оспорены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 2 Постановления № 436 в оспариваемой части противоречит статье 6 Закона № 184-ФЗ, так как не учитывает требование о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным минимальным и (или) максимальным индексам.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением РЭК государственную пошлину не уплачивала на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в связи с чем ее взыскание с ответчика не производится.
Руководствуясь ст.ст. 49, 156, 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать не действующим в части применения к потребителям население пункт 2 постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Федеральному закону от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в сроки, установленные частью 7 статьи 195 АПК РФ.

Председательствующий судья
О.А.БАСОВА

Судьи
Е.В.РОМАНОВА
С.Е.РОЩИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru