АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу № А66-11243/2010
(изготовлено в полном объеме)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Романовой Е.В., Рощиной С.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковган Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в отсутствие представителей участвующих в деле лиц дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
к Администрации города Удомля, г. Удомля,
с участием заинтересованных лиц: Муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля,
Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании несоответствующим закону и недействующим в части применения к потребителям население пункта 2
постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы",
установил:
Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - заявитель, РЭК Тверской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим части 2
и пункта 3.1 части 3
постановления Администрации города Удомля (далее - ответчик, Администрация) от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы". В заявлении РЭК Тверской области также просила обязать ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3
приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Муниципальное унитарное предприятие города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - МУП "Удомельские коммунальные системы"), Прокуратура Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.02.2011 по настоящему делу производство по делу прекращено в части требований о признании недействующим подпункта 3.1 пункта 3
постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3
приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В остальной части заявленные требования удовлетворены с учетом их уточнения: признан не действующим пункт 2
постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Постановлению
Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 22.04.2011 указанное решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил, что оспаривает пункт 2
постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" в части его применения к потребителям население (заявление от 28.07.2011).
Уточнение принято судом в порядке статьи 49
АПК РФ, дело рассматривается исходя из уточненных требований.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о дате и времени его проведения, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 156
АПК РФ.
Согласно представленным отзывам ответчик и МУП "Удомельские коммунальные системы" против удовлетворения требований возражают. Прокуратура Тверской области поддержала позицию заявителя.
Как следует из материалов дела, постановлением
Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - Постановление № 436) согласована производственная программа
МУП "Удомельские коммунальные системы" и установлены тарифы на коммунальные услуги данного предприятия на период с 01.09.2010 по 31.12.2011. Пунктом 2
Постановления № 436 установлены тарифы на коммунальные услуги предприятия в следующих размерах: холодное водоснабжение - 17,12 руб/куб. м (включая НДС), 14,51 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 20,84 руб./куб. м (включая НДС), 17,66 руб/куб. м (без НДС). Постановление
опубликовано в издании "Удомельская газета" от 06.08.2010 № 32.
Полагая, что указанные тарифы
установлены с превышением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного приказом
РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Приказ № 192-нп), в связи с чем противоречат статье 6
Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 184-ФЗ), РЭК Тверской области обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1
Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в соответствии с Федеральным законом
от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом
от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно пункту 3.3.1
указанного Положения в полномочия РЭК Тверской области входит установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Тверской области, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг (в редакции Постановления администрации Тверской области от 01.10.2009 № 419-па).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2
Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций муниципального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) предельные индексы представляют собой устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, в среднем по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4
названного закона).
В соответствии с указанными полномочиями Приказом РЭК Тверской № 192-нп для города Удомли Тверской области утверждены индексы максимально возможного изменения тарифов и надбавок на указанный год в размере 100% (приложение № 1)
, индексы максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги - в размере 111% по отношению к 2009 году (приложение № 3)
.
В результате проведенного РЭК Тверской области анализа нормативно-правовых актов об установлении тарифов организаций коммунального комплекса выявлен факт превышения в городе Удомля предельных индексов в связи с принятием Администрацией Постановления
№ 436. В соответствии с полномочиями, предоставленными РЭК Тверской области как органу регулирования субъекта Российской Федерации пунктами 3
и 4 части 3 статьи 17
Закона № 210-ФЗ, заявитель направил в Администрацию предписание от 27.09.2010 № 42-пр о необходимости приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными максимальными индексами.
Письмом от 11.10.2010 № 02-04/3100 Администрация сообщила заявителю о своем несогласии с предписанием, сославшись на пункт 53
Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. В этой связи предписание РЭК Тверской области в спорной части не выполнено.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 17
Закона № 210-ФЗ в случае неисполнения вышеупомянутого предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку до истечения сорокапятидневного срока с даты выдачи предписания от 27.09.2010 Администрация предписание не исполнила, РЭК правомерно обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5
Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4
настоящего Федерального закона (часть 4
указанной статьи).
Таким образом, обязательность применения предельных индексов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлена федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6
Закона № 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157
Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из представленных заявителем сводных таблиц данных об изменении тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для потребителей за период 2009 - 2010 г.г. по МО городское поселение г. Удомля Удомельского района (т. 2, л. 161 - 164) следует, что в 2009 году плата граждан за коммунальные услуги составляла 627,71 руб. в месяц на человека, в том числе водоснабжение - 43,66 руб., водоотведение - 77,86 руб., теплоснабжение - 119,65 руб., горячее водоснабжение - 84,21 руб., электроснабжение - 133,60 руб., газоснабжение - 168,72 руб.
После принятия Постановления
№ 436 рост платы граждан в 2010 году составил 877,58 руб. в месяц на человека, в том числе водоснабжение - 92,62 руб., водоотведение - 186,73 руб., теплоснабжение - 130,42 руб., горячее водоснабжение - 119,46 руб., электроснабжение - 145,89 руб., газоснабжение - 202,46 руб. Увеличение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги составило 139,8% вместо установленных 111%.
При этом из указанных таблиц следует, что увеличение размера совокупного платежа преимущественно обусловлено увеличением тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение.
Приведенные обстоятельства ни ответчиком, ни МУП "Удомельские коммунальные системы" не оспорены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 2
Постановления № 436 в оспариваемой части противоречит статье 6
Закона № 184-ФЗ, так как не учитывает требование о соответствии размера платы граждан за коммунальные услуги предельным минимальным и (или) максимальным индексам.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением РЭК государственную пошлину не уплачивала на основании пункта 1 статьи 333.37
НК РФ, в связи с чем ее взыскание с ответчика не производится.
Руководствуясь ст.ст. 49
, 156
, 167
- 170
, 191
- 196
АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать не действующим в части применения к потребителям население пункт 2
постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Федеральному закону
от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в сроки, установленные частью 7 статьи 195
АПК РФ.
Председательствующий судья
О.А.БАСОВА
Судьи
Е.В.РОМАНОВА
С.Е.РОЩИНА