Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. № 48-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 ЧАСТИ 2
СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 12 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА № 3-ЗРТ "О СОБЛЮДЕНИИ ПОКОЯ ГРАЖДАН
И ТИШИНЫ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА Д.А.ФРОЛОВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
с участием гражданина Д.А.Фролова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку Ш.Ш.Ягудина, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И.Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю.Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш.Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И.Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Д.А.Фролова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 части 2 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Р.Шакараева, объяснения сторон - гражданина Д.А.Фролова и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Ш.Ш.Ягудина, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.И.Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю.Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш.Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И.Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Д.А.Фролов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 части 2 статьи 1 и статьей 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время".
По мнению заявителя, оспариваемое положение пункта 2 части 2 статьи 1 указанного Закона, в соответствии с которым действие данного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, нарушает его права и свободы, установленные статьями 28 (часть вторая) и 29 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются. В частности, гражданин Д.А.Фролов отмечает, что ежедневные утренние и вечерние призывы к молитве в мечетях происходят в ранние и поздние часы, когда другие граждане спят.
Кроме того, заявитель указывает, что установленный в статье 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" период ночного времени с 23.00 часов до 6.00 часов сокращен на один час в сравнении с федеральным законодательством и ранее действовавшей редакцией статьи 3.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 года № 80-ЗРТ (в редакции Закона Республики Татарстан от 26 декабря 2009 года № 70-ЗРТ). Тем самым, по его мнению, статья 2 оспариваемого Закона противоречит статьям 52 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, устанавливающим, что каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На основании изложенного заявитель просит признать пункт 2 части 2 статьи 1 и статью 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которым действие указанного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий; в целях данного Закона под ночным временем понимается период времени с 23.00 часов до 6.00 часов.
2. Оспариваемые заявителем правовые положения относятся к защите прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения права каждого на отдых, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов согласно статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ) предусматривает, в частности, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3). С учетом того, что федеральное законодательство не содержит положений, связанных с обеспечением права граждан на тишину и покой в ночное время, республиканский законодатель был правомочен урегулировать данные отношения самостоятельно.
Таким образом, принимая Закон Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статьи 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которой к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан.
3. Согласно статье 37 (часть первая) Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Данные конституционные положения корреспондируют статье 18 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в соответствии с которой каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Аналогичные нормы содержатся в пункте 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, пункте 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и статье 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята 25 ноября 1981 года Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам, связанным с реализацией свободы вероисповедания, отметил, что, по смыслу статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1), свобода вероисповедания, право каждого объединяться с другими для исповедания той или иной религии предполагают возможность совершения религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую избранным вероучением (Постановление от 6 декабря 2011 года № 26-П); законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Постановление от 23 ноября 1999 года № 16-П).
Европейский Суд по правам человека неоднократно излагал позицию о том, что религиозная свобода представляет собой прежде всего вопрос индивидуального сознания, она также предполагает, в частности, свободу "исповедовать религию" индивидуально или совместно с другими, публично и в кругу тех, кто разделяет эту веру; право верующих на свободу вероисповедания, которое включает право исповедовать свою религию совместно с другими, охватывает ожидание того, что верующим будет позволено свободно собираться в отсутствие произвольного государственного вмешательства (пункт 99 Постановления от 10 июня 2010 года по делу "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah's Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации" и пункт 58 Постановления от 5 октября 2006 года по делу "Московское отделение Армии Спасения (Moscow Branch of the Salvation Army) против Российской Федерации"). В своей практике Европейский Суд по правам человека также исходит из того, что государства обязаны обеспечить, нейтрально и беспристрастно, исповедание различных религий, верований и убеждений; их функция заключается в содействии поддержания общественного порядка, религиозной гармонии и терпимости в демократическом обществе, особенно между противостоящими группами; это касается отношений верующих и неверующих и отношений между приверженцами различных религий, верований и убеждений (пункт 107 Постановления от 10 ноября 2005 года по делу "Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции" и пункт 60 Постановления от 18 марта 2011 года по делу "Лаутси и другие (Lautsi and others) против Италии").
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений урегулированы в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом; законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать данному Федеральному закону. В силу пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. При этом федеральное законодательство не содержит положений, запрещающих богослужения, молитвенные, религиозные собрания и любые другие проявления религиозных убеждений, а также отправление религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях или иных местах и объектах, специально предназначенных для этих целей, в ночное время.
Республиканский законодатель, предусматривая в оспариваемом Законе меры, направленные на обеспечение покоя граждан и тишины в ночное время, не вправе устанавливать какие-либо ограничения права на свободу совести и вероисповедания, в том числе в зависимости от времени суток, поскольку, по смыслу пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона, право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, не может осуществлять правовое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания (Постановления от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 19 июля 2011 года № 17-П).
Следовательно, включение в Закон Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" нормы, ограничивающей право каждого на свободу совести и вероисповедания, нарушило бы конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также противоречило бы статье 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Оспариваемое заявителем положение не может рассматриваться и как ограничивающее равенство граждан, поскольку оно направлено на обеспечение конституционного права на свободу совести и вероисповедания и в равной мере относится ко всем конфессиям в Республике Татарстан.
На основании изложенного пункт 2 части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" правомерно предусматривает изъятие действий юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий из сферы регулирования указанного республиканского Закона.
Таким образом, положение пункта 2 части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которому действие указанного Закона не распространяется на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, не может рассматриваться как ограничивающее, умаляющее или иным образом нарушающее права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Республики Татарстан, в том числе ее статьями 28 (часть вторая), 29 (часть первая) и 58 (часть вторая).
4. Согласно статье 50 (часть пятая) во взаимосвязи со статьей 52 (часть первая) Конституции Республики Татарстан каждый имеет право на отдых; каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья. Тишина и покой граждан в ночное время являются одним из условий реализации права граждан на отдых и охрану здоровья.
Целевым предназначением оспариваемой нормы, как это следует из содержания и смысла Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", является установление временного интервала - с 23.00 часов до 6.00 часов, в период которого запрещается совершать действия, нарушающие тишину и покой граждан. Следовательно, введение законодательного запрета на нарушение тишины и покоя граждан в ночное время уже само по себе направлено на обеспечение реализации конституционных прав на отдых и охрану здоровья и согласуется с положением статьи 31 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, предусматривающим, что жизнь человека и его здоровье находятся под защитой государства.
Гарантируя каждому право на отдых и право на охрану здоровья, государственную защиту здоровья, Конституция Республики Татарстан не определяет в полной мере способы, объем и механизм такой защиты. Решение этих вопросов является прерогативой республиканского законодателя, который с учетом конституционных принципов и норм в порядке реализации своих дискреционных полномочий вправе предусмотреть конкретные меры защиты права граждан на тишину и покой в ночное время. Как уже отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, федеральный законодатель предусмотрел понятие ночного времени применительно к регулированию отношений только в определенных сферах; единое определение ночного времени, которое подлежало бы применению во всех сферах правового регулирования, в федеральном законодательстве отсутствует (Постановление от 10 июня 2009 года № 35-П). При этом исходя из действующего законодательства продолжительность ночного времени может устанавливаться республиканским законодателем самостоятельно, в зависимости от целей, которые преследуются регулированием тех или иных общественных отношений. Из этого следует, что статья 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", вопреки утверждению заявителя, не ограничивает, не отменяет и не умаляет конституционные права каждого в Республике Татарстан, в том числе и гражданина Д.А.Фролова, на отдых и охрану здоровья.
Таким образом, оспариваемое положение статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", согласно которому для целей данного Закона под ночным временем понимается период времени с 23.00 часов до 6.00 часов, с учетом его места в системе действующего правового регулирования соответствует Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 52 (часть первая) и 58 (часть вторая).
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан уже обращал внимание на то, что из содержания и смысла правовых норм федерального законодательства, закрепляющих понятие ночного времени применительно к регулированию отношений в той или иной сфере, следует, что они в целом единообразно определяют границы ночного времени для целей правового регулирования соответствующих отношений и предусматривают общую продолжительность ночного времени не менее восьми часов (Постановление от 10 июня 2009 года № 35-П). В этой связи установление республиканским законодателем ночного времени, в период которого запрещается совершать действия, нарушающие тишину и покой граждан, общей продолжительностью не менее восьми часов явилось бы дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере охраны их здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать положения пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2010 года № 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru