РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. № 33"А"-663
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 февраля 2012 года, которым постановлено:
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани назначить С.Л.В. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 5 сентября 2011 года, засчитав в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 1 сентября 2006 года по 25 августа 2009 года в должности заместителя директора по учебно-методической работе в ОГОУ СПО "Политехнический техникум г. Рязани".
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани в пользу С.Л.В. расходы по оплате услуг представителя в сумме <...> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., объяснения представителя ГУ ПФ России в г. Рязани Г.Е.Е. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С.Л.В. обратилась в суд к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рязани с иском о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что 24.06.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности.
ГУ УПФ РФ в г. Рязани отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа, исключив из периодов осуществления педагогической деятельности период работы с 01.09.2006 по 25.08.2009 в должности заместителя директора по учебно-методической работе в ОГОУ СПО "<...>".
Полагает отказ в назначении пенсии незаконным, с учетом уточнения заявленных требований просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по г. Рязани включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01.09.2006 по 25.08.2009 в должности заместителя директора по учебно-методической работе в ОГОУ СПО "<...>", назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 05.09.2011.
Решением суда исковые требования С.Л.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ Пенсионного фонда РФ в г. Рязани просит постановленное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела следует, и судом было бесспорно установлено, что С.Л.В. имея возраст 48 лет, страховой стаж более 25 лет, обратилась в УПФ РФ в г. Рязани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность.
Решением от 05.09.2011 № <...>, ответчик отказал С.Л.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа, не включив в ее стаж на соответствующих видах работ период с 1 сентября 2006 года по 25 августа 2009 года в должности заместителя директора по учебно-методической работе в ОГОУ СПО "<...>". При этом, в стаж ее работы были включены следующие периоды: с 15.08.1986 по 15.08.1989 - в должности учителя русского языка и литературы в <...> 8-летней школе <...>; с 28.08.1989 по 16.09.2004; с 25.09.2004 по 31.08.2006; с 26.08.2009 по 02.09.2011 - в должности преподавателя русского языка, заместителя директора по учебной работе ОГОУ СПО <...>.
Рассматривая настоящий спор сторон, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание подпункт 19 пункта 1 статьи 27
Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ), согласно которому, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7
настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением
Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "б" п. 8
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1
- 1.7
, 1.9
и 1.10
раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В соответствии с пп. "б" п. 8
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1
- 1.7
, 1.9
и 1.10
раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В соответствии с п. 9
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7
ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (пункт 1 ст. 27
и подпункты 7
- 13 пункта 1 ст. 28
названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Ответчиком в судебном заседании не оспаривалось соответствие Спискам наименования учреждения, в котором работает истица и процентный состав учащихся в спорный период до 18 лет в ОГОУ СПО "Политехнический техникум <...>".
Согласно указанной выше норме закона
, условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-методической работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, независимо от преподавательской работы.
Закон
РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 "Об образовании" понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Удовлетворяя исковые требования С.Л.В., с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона
, который подлежит применению по данному делу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность истицы в должности заместителя директора по учебно-методической работе в техникуме непосредственно связана с образовательным процессом, ее должностные обязанности по своему характеру и направленности относятся к функциональной деятельности, непосредственно связанной с учебно-воспитательным процессом, а также о наличии у нее необходимого специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии.
При этом, период работы истицы с 1 сентября 2006 года по 25 августа 2009 года в должности заместителя директора по учебно-методической работе в ОГОУ СПО "Политехнический техникум <...>", должен быть включен в льготный трудовой стаж как лица, осуществляющего педагогическую деятельность, поскольку это соответствует действующему пенсионному законодательству.
На момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии, ее стаж по специальности педагога составлял более 25 лет.
Бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность отказа в назначении истице досрочной трудовой пенсии, ответчиком суду не представлено.
При вынесении решения судом были проверены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Анализируя исследованные по этим обстоятельствам доказательства в их совокупности, суд оценил их в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67
ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований С.Л.В.
Указанный вывод суда мотивирован, соответствует установленным обстоятельствам, оснований для отмены решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы не может быть засчитаны в льготный стаж, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Отвергая указанные доводы, как носящие предположительный характер, суд правильно исходил из того, что в силу ст. 56
ГПК РФ на стороны возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются. Таких доказательств ГУ УПФ РФ в г. Рязани представлено не было.
Доказательства, собранные по делу, были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67
ГПК РФ. В решении приведены результаты исследования и оценки доказательств, выводы суда мотивированы и суждения о зачете периода работы в специальный стаж, исходя из подтверждения доказательствами, является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328
ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 февраля 2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани без удовлетворения.