Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2011 г. по делу № А33-7119/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ДЭС" (г. Красноярск, ИНН 2466099126, ОГРН 1022402657452)
к Красноярскому краю в лице агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании:
от истца: Авсиевич В.П., представителя по доверенности от 01.01.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Точиловой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДЭС" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Агентству лесной отрасли Красноярского края о взыскании 682 050 руб. задолженности, 167 479 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 13.05.2011 возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 14.06.2011.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против завершения предварительного судебного заседания и перехода судом для рассмотрения дела в суде первой инстанции. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Определением от 14.06.2011 завершено предварительное судебное заседание, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Истцом представлено заявление об уточнении наименования ответчика, просит считать ответчиком - Красноярский край в лице агентства лесной отрасли Красноярского края.
Заявление удовлетворено судом, ответчиком следует считать - Красноярский край в лице агентства лесной отрасли Красноярского края.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между Федеральным государственным учреждением Идринский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому АО (арендодатель) и ООО "ДЭС" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины № 3 от 03.02.2006, согласно которому на основании протокола о результатах лесного конкурса № 66 от 22.12.2005 арендодатель передает в аренду участок лесного фонда для заготовки древесины в Екатерининском лесничестве, площадью 13715 га, сроком на 25 лет, с 03.02.2006 по 02.02.2031.
Пунктом 5.1. договора предусмотрено исчисление арендной платы, исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, с учетом корректирующих коэффициентов, установленных федеральным законом и законами субъектов.
По платежным поручениям № 141 от 05.10.2007, № 144 от 10.10.2007, № 184 от 14.08.2008 истцом в краевой бюджет перечислены арендные платежи в размере 705 660 руб. за 2007 - 2008 г.г.
Согласно расчету истца, сумма переплаты в краевой бюджет в результате неправомерного применения коэффициента 1,4 при исчислении размера арендной платы составляет 682 050 руб.
Истец на сумму переплаты в размере 682 050 руб. начислил проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 167 479 руб. 63 коп. за период с 05.10.2007 по 29.04.2011.
В адрес ответчика направлена претензия № 10 от 24.03.2011 о возврате излишне уплаченных 682 050 руб.
Стороны подписали акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 18.02.2011, согласно которому сумма уплаты арендных платежей в краевой бюджет составляет 632 290 руб.
Ссылаясь на неправомерное применение при исчислении размера арендной платы, подлежащей уплаты в бюджет края в 2007 - 2008 г.г., коэффициента 1,4, истец обратился в суд с иском к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании 682 050 руб. задолженности, 167 479 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик представил отзыв на иск, в удовлетворении исковых требований просит отказать на основании следующего:
- Постановление Правительства № 310 от 22.05.2007, изданное в силу требований статей 73 и 75 Лесного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2007, содержит аналогичное Постановлению Правительства № 127 от 19.02.2001 правомочие на применение корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы;
- до момента вступления в силу Постановления Правительства № 310 от 22.05.2007 (11.06.2007) продолжали действовать положения Постановления Правительства № 127 от 19.02.2001;
- до принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок оплаты в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2007 - Постановление Правительства № 310 от 22.05.2007, действовала система начисления арендной платы, установленная Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года - Постановление Правительства № 127 от 19.02.2001 и приказ № 255 от 14.09.2005, указанные акты взаимосвязаны и не могут применяться автономно;
- до приведения договоров аренды участков лесного фонда, заключенные до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, действуют условия, определенные сторонами.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок.
По смыслу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Между Федеральным государственным учреждением Идринский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому АО (арендодатель) и ООО "ДЭС" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины № 3 от 03.02.2006.
Пунктом 5.1. договора предусмотрено исчисление арендной платы, исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, с учетом корректирующих коэффициентов, установленных федеральным законом и законами субъектов.
С 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из отзыва Агентства лесной отрасли Красноярского края на исковое заявление следует, что при начислении арендной платы по договору аренды участков лесного фонда для заготовки древесины № 3 от 03.02.2006 в 2007 и 2008 гг. применялся территориальный коэффициент 1.4, установленный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
На основании статьи 13 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, признана утратившей силу, в том числе, статья 104, согласно которой ставки лесных податей устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса, или определялись по результатам лесных аукционов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года № 255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4.
Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
Принятие Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации документа (Приказ № 60 от 29.02.2008), прямо отменяющего действие приказа от 14.09.2005 № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", не может являться достаточным законным основанием его применения после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, отмены акта, в совокупности с которым он подлежал применению (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127), а также после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (01.01.2007).
Суд считает неправомерным применение при исчислении размера арендной платы в 2007 - 2008 гг. коэффициента 1.4, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню". Доводы ответчика, изложенные в отзыве, отклоняются судом.
Платежными поручениям № 141 от 05.10.2007, № 144 от 10.10.2007, № 184 от 14.08.2008 истцом в краевой бюджет перечислены арендные платежи в размере 705 660 руб. за 2007 - 2008 г.г.
Согласно представленному истцом расчету, сумма излишне уплаченной в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, 1,4 в 2007 - 2008 гг., составляет 682 050 руб.
Учитывая необоснованность применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, правовые основания удержания суммы излишне перечисленной истцом арендной платы в размере 682 050 руб. отсутствуют, требование истца о взыскании 682 050 руб. правомерны и подлежат удовлетворению как неосновательное обогащение.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Материалами дела установлено неправомерное применение ответчиком коэффициента 1,4 для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, при начислении арендной платы в краевой бюджет в 2007 - 2008 г.г.
Согласно расчету, представленному истцом, на сумму неосновательного обогащения в размере 682 050 руб. им начислено 167 479 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.10.2007 по 29.04.2011.
Учитывая, что неосновательное удержание переплаты по арендным платежам в краевой бюджет подтверждено материалами дела, правильность расчета суммы процентов за пользование чужими денежными средствами проверена судом, исходя из того, что размер процентов начислен на основании ставки рефинансирования на день предъявления иска (8%) за период неправомерного удержания неосновательного обогащения, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 167 479 руб. 63 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Агентство лесной отрасли Красноярского края в соответствии с законом Красноярского края от 09.12.2010 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" (приложение № 2), является главным администратором доходов краевого бюджета в части платы за использование лесов.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13.12.2010 № 357-ФЗ главным администратором доходов федерального бюджета в части платы за использование лесов, относительно доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в пределах компетенции главных администраторов доходов федерального бюджета согласно приложению 6 указано Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства № 337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Исходя из изложенного, иск о взыскании денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации предъявляется к субъекту Российской Федерации в лице органа, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации в части платы за использование лесов - в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.
Взыскать с Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДЭС" (ОГРН 1022402657452) 682 050 руб. суммы неосновательного обогащения, 167 479 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 849 529 руб. 63 коп., а также 19 990 руб. 58 коп. судебных расходов на госпошлину.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.И.ЕРМАКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru