Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. по делу № А33-5047/2011

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" (ИНН 2464228175, ОГРН 1102468040620)
к Администрации города Красноярска
к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска,
об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство от 15.03.2011 № 01/1053-дг,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Барановой А.В. на основании доверенности от 31.01.2011,
от ответчика - Администрации города Красноярска: Муляровой О.И. на основании доверенности от 21.12.2010,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство от 15.03.2011 № 01/1053-дг.
Заявление принято к производству суда. Определением от 11.04.2011 возбуждено производство по делу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 38 минут 26.05.2011 до 09 час. 00 мин. 31.05.2011.
Публичное извещение о перерыве размещено на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http:/krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www,arbitr.ru/grad/).
По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал 316.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102468040620.
Актом о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству, от 30.09.2005 разрешено размещение двух многоэтажных домов на земельном участке площадью 24 928,00 кв. м по адресу: Красноярск, Ленинский район, ул. Коломенская - ул. Мичурина.
Распоряжением администрации Красноярска от 30.09.2005 № 2279-арх "О предварительном согласовании ООО СК "КОМФОРТСТРОЙ" места размещения объектов" обществу с ограниченной ответственностью Строительной компании "КОМФОРТСТРОЙ" предварительно согласовано место размещения двух многоэтажных домов на земельном участке из земель поселений площадью 24928,0 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Коломенская - ул. Мичурина; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 30.09.2005.
Распоряжениями Администрации г. Красноярска от 20.02.2007 № 520-арх "О предоставлении ООО СК "КОМФОРТСТРОЙ" земельного участка, обществу с ограниченной ответственностью Строительной компании "КОМФОРТСТРОЙ" предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:05:00 137:0052 площадью 24928,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Коломенская - ул. Мичурина, для строительства двух многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением; Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поручено заключить договор аренды земельного участка.
16 апреля 2007 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодателем) с обществом с ограниченной ответственностью Строительной компании "КОМФОРТСТРОЙ" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка № 810, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:05 00 137:0052, в оценочной зоне 6, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район, ул.Коломенская - ул.Мичурина, для использования в целях строительства двух многоэтажных жилых домов с встроено-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением, в границах указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 24928,0 кв. м.
Указанный земельный участок согласно акту приема-передачи земельного участка передан обществу с ограниченной ответственностью Строительной компании "КОМФОРТСТРОЙ" с 20.02.2007.
Согласно пункту 2.1 договора аренды земельного участка от 16.04.2007 № 810 срок аренды земельного участка установлен с 20.02.2007 по 19.02.2010.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 18.02.2010 № 185-ж "О продлении срока аренды, установленного Распоряжением от 20.02.2007 № 520-арх (ООО СК "КС")" срок аренды указанного земельного участка продлен до 20.02.2013.
В соответствии с пунктом 4 дополнения от 30.03.20010 № 1942 к договору от 16.04.2007 № 810 аренды земельного участка, заключенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с обществом с ограниченной ответственностью Строительной компанией "КОМФОРТСТРОЙ", срок действия договора аренды продлен по 19.02.2013.
Договор аренды земельного участка от 16.04.2007 № 810 и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю соответственно 16.09.2009 и 18.06.2010.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 27.05.2010 № 438-арх "Об утверждении градостроительных планов" утвержден градостроительный план № RU 24308000-0000000000005172 земельного участка с кадастровым номером 24:50:05:00 137:0052 площадью 24928,0 кв. м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Коломенская - ул. Мичурина.
29 октября 2010 года обществом с ограниченной ответственностью Строительной компанией "КОМФОРТСТРОЙ" получено положительное заключение государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10 на проектную документацию без сметы и результаты инженерных изысканий на вышеуказанный объект капитального строительства, подготовленное краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза".
Согласно договору от 28.01.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 16.04.2007 № 810, зарегистрированному в установленном порядке 14.02.2011, права и обязанности по договору аренды от 16.04.2007 № 810 переданы обществу с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН".
31 января 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью Строительной компанией "КОМФОРТСТРОЙ" и обществом с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" заключен договор купли-продажи комплекта документации, согласно пункту 1.1 которого обществом с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" приобретен комплект проектно-сметной и разрешительной документации, необходимой для строительства вышеуказанного объекта капитального строительства.
Дополнением от 15.02.2011 № 849 в договор земельного участка от 16.04.2007 № 810 внесены изменения в части изменения наименования и реквизитов арендатора, указанное дополнение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 28.02.2011.
14 марта 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" направило в адрес первого заместителя Главы города Красноярска Боброва В.П. заявление о выдаче разрешения на строительство объекта "Два многоэтажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе Красноярска (1 очередь строительства) на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, в границах улиц Коломенская - Мичурина - Крайняя, кадастровый номер 24:50:05:00 137:0052.
Письмом от 15.03.2011 № 01/1053-дг со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал обществу с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением обществом правоустанавливающих документов на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
Кроме того в названном письме департамент указал, что при проверке соответствия представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка установлено, что инженерные сети объекта (водопровод, сети теплоснабжения и электроснабжения) расположены за границами участка, обозначенного на чертеже градостроительного плана.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает действующее законодательство, права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство от 15.03.2011 № 01/1053-дг не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно пункту 26 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, структуру органов самоуправления в городе Красноярске составляют, в том числе Глава города Красноярска; администрация города Красноярска.
Пунктами 2 и 5 статьи 44 Устава города Красноярска предусмотрено, что в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города. Глава города возглавляет администрацию города на принципе единоначалия. Администрация города обладает правами юридического лица.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города.
По пункту 2 статьи 45 Устава города Красноярска реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 45 Устава города Красноярска администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 46 Устава города Красноярска предусмотрено, что органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города. Органы администрации города могут обладать правами юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 58 Устава г. Красноярска в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города.
Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
Согласно пункту 1.1. Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного Распоряжением администрации города от 17.08.2010 № 114-р (далее по тексту - Положения от 17.08.2010 № 114-р), департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
По пункту 1.3. Положения от 17.08.2010 № 114-р департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и фирменные бланки, лицевые счета.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения от 17.08.2010 № 114-р в функции департамента входит выдача разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Пунктом 5.4.1 Положения от 17.08.2010 № 114-р предусмотрено, что руководитель департамента издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию, и несет ответственность за вопросы управления в области архитектуры и строительства, а также реализации федеральных, краевых и городских жилищных программ, в том числе за вопрос выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1.1 Регламента исполнения департаментом градостроительства администрации города муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города от 29.10.2008 № 268-р (далее по тексту - Регламент от 29.10.2008 № 268-р), настоящий Регламент определяет сроки и последовательность процедур, осуществляемых департаментом градостроительства администрации города для реализации возложенных на него муниципальных функций, предусмотренных действующим законодательством, в том числе в сфере выдачи разрешений на строительство объектов при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в границах городского округа.
Пунктом 4.1. Регламента от 29.10.2008 № 268-р предусмотрено, что реализация указанной функции, в том числе взаимодействие с федеральными органами власти, органами государственной власти края, органами администрации города, юридическими лицами и застройщиками, возложена на строительный отдел департамента
В целях исполнения функции отдел осуществляет подготовку и выдачу разрешений на строительство объектов на территории города Красноярска при взаимодействии застройщиков и органов местного самоуправления г. Красноярска в процессе подготовки и выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости (пункт 4.2.1 Регламента от 29.10.2008 № 268-р).
Пунктом 4.2.2. Регламента от 29.10.2008 № 268-р предусмотрено, что для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства застройщик обращается в департамент градостроительства администрации города с заявлением о выдаче разрешения на строительство по утвержденной форме с приложением документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2.4. Регламента от 29.10.2008 № 268-р в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство отдел проводит проверку документов и принимает решение о выдаче разрешения на строительство или отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта направляется заявителю в виде письменного сообщения за подписью заместителя Главы города - начальника департамента градостроительства.
Оспариваемый заявителем отказ в выдаче разрешения, оформленный письмом от 15.03.2011 № 01/1053-дг, подписан заместителем Главы города - руководителем Департамента градостроительства Ивановым И.С., следовательно, уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 1.1. приложения 17 к Распоряжению Главы города от 22.12.2006 № 270-р "Заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства" (в редакции Распоряжения администрации города Красноярска от 06.09.2010 № 128-р "О внесении в Распоряжение Главы города от 22.12.2006 № 270-р") заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию, и несет ответственность за вопросы управления в области архитектуры и строительства, а также реализации федеральных, краевых и городских жилищных программ.
По пунктам 1 и 2 приложения 2 к Распоряжению Главы города от 22.12.2006 270-р "Первый заместитель Главы города (Бобров В.П.)" Распоряжения администрации города Красноярска от 06.09.2010 № 128-р "О внесении в Распоряжение Главы города от 22.12.2006 № 270-р" первый заместитель Главы города издает распоряжения и несет ответственность за вопросы, в том числе градостроительства; издает распоряжения по всем вопросам, находящимся в его компетенции.
Пунктом 7.2.14 приложения 2 к Распоряжению Главы города от 22.12.2006 270-р предусмотрено, что первый заместитель Главы города ведет вопросы в сфере градостроительства, а именно в сфере выдачи разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, торгово-развлекательных и гостиничных комплексов при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов капитального строительства.
Изложенное свидетельствует о том, что решение о выдаче разрешения на строительство многоквартирных жилых домов принимается первым заместителем Главы города Бобровым В.П.; решение об отказе в выдаче разрешения на строительство заместителем Главы города - начальником департамента градостроительства.
В материалах дела имеется разрешение на строительство, подписанное заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства Ивановым И.С.
Согласно Распоряжению администрации города Красноярска от 29.04.2011 г. № 21-рв "О возложении обязанностей первого заместителя Главы города на период отсутствия Боброва В.П." в период с 03.05.2011 по 03.06.2011 исполнение обязанностей первого заместителя Главы города по вопросам выдачи разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, торгово-развлекательных и гостиничных комплексов при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов капитального строительства, возложено на заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства Иванова И.С.
Таким образом, органом местного самоуправления, на который в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть возложена обязанность по устранению нарушений права, является администрация города.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, принимая во внимание отсутствие разрешения на строительство на дату обращения общества в суд, арбитражный суд пришел к выводу, что Департамент градостроительства администрации г. Красноярска и Администрация города Красноярска являются надлежащими ответчиками, следовательно, требование заявителя, в том числе к администрации г. Красноярска предъявлено правомерно.
Согласно пункту 4.2.4. Регламента от 29.10.2008 № 268-р отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Пунктом 6.1. Регламента от 29.10.2008 № 268-р предусмотрено, что обжалование решений, принятых в ходе выполнения функций, действий или бездействия должностного лица, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" заявлено требование о признании незаконным отказа Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта "Два многоэтажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе Красноярска (1 очередь строительства), оформленный письмом от 15.03.2011 № О1/1053-дг, подписанным заместителя Главы города - руководителем департамента градостроительства Ивановым И.С.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 статьи 51 Кодекса, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Кодекса).
В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
По части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу части 2 указанной статьи подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 3 названной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что разрешение на строительство может быть выдано только в случае соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в случае несоответствия указанных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство.
14 марта 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" обратилось в администрацию г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Два многоэтажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе г. Красноярска (1 очередь строительства).
К указанному заявлению обществом приложены все необходимые документы (копии) для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- правоустанавливающие документы на земельный участок: Распоряжение о предоставлении земельного участка от 20.02.2007 № 520-арх; Распоряжение от 18.02.2010 № 185-ж о продлении срока аренды, установленного Распоряжением от 20.02.2007 № 520-арх; договор аренды земельного участка от 16.04.2007 № 810; дополнение от 30.03. 2010 № 1942 к договору аренды от 16.04.2007 № 810; договор от 28.01.2001 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 810 от 16.04.2007; дополнение от 15.02.2011 № 849 к договору от 16.04.2007 № 810 аренды земельного участка; Распоряжение от 27.05.2010 № 438-арх об утверждении градостроительных планов земельных участков;
- градостроительный план земельного участка;
- материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутом, объектов археологического наследия; схемы, отражающие архитектурные решения; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства (с указанием площадки для сбора мусора, а также пункта очистки или мойки колес транспортного средства на выездах со стройплощадки);
- положительное заключение государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10 от 29.10.2010 проектной документации без сметы и результатов инженерных изысканий (в соответствии со статьей 49 ГК) (оригинал);
- правоустанавливающие документы ООО "Компания "Арбан" (устав, решение о назначении директора, свидетельства о регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе);
- приказ № 3 от 01.03.2011 об утверждении проектной документации.
Вместе с тем письмом от 15.03.2011 № 01/1053-дг за подписью заместителя главы города-руководителя департамента градостроительства обществу в выдаче разрешения на строительство указанного объекта отказано со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того в названном письме имеется указание на то, что при проверке соответствия представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка установлено, что инженерные сети объекта (водопровод, сети теплоснабжения и электроснабжения) расположены за границами участка, обозначенного на чертеже градостроительного плана.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом установлено, что обществом в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешений был приложен полный пакет необходимых документов.
Доказательства того, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий указаны в пункте 3.2.4 положительного заключения государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10.
При этом положительным заключением государственной экспертизы в разделах 3.2.4.1, 3.2.4.2, 3.2.4.4 несоответствий проектной документации установленным нормам и правилам не установлено.
Так, согласно пункту 3.2.4.1 положительного заключения государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10 в качестве источника электропитания служит проектируемая двухтрансформаторная подстанция с трансформаторами ТМГ общей мощностью 2x1600 кВА. Из указанного пункта следует, что подключение к источнику электроснабжения производится к существующей ТП № 706 и врезкой между существующих РП № 182 и ТП № 758.
В соответствии с пунктом 3.2.4.2 положительного заключения государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10 источником водоснабжения проектируемого дома предусмотрен существующий водопровод диаметром 500 мм., проходящий по ул. Мичурина. Подключение здания к водопроводу предусмотрено от проектируемого кольцевого водопровода в колодце с установкой запорной арматуры. Представлены измененные технические условия общества с ограниченной ответственностью "КрасКом" по подключению жилого дома к наружным сетям водоснабжения.
Пунктом 3.2.4.3 заключения предусмотрено, что канализирование дома предусмотрено по проектируемой внутриплощадочной сети хозяйственно-бытовой канализации с подключением в существующий смотровой колодец канализационного коллектора диаметром 400 мм. Проектной документацией предусмотрен вынос участка канализационного коллектора диаметром 400 мм. протяженностью 272 м., попадающего в зону строительства. На плане наружных сетей водоотведения указана протяженность выносимого участка существующего коллектора диаметром 400 мм (272 м).
Согласно пункту 3.2.4.4 положительного заключения государственной экспертизы подключение двух многоэтажных жилых домов к существующим тепловым сетям предусмотрено в существующей тепловой камере ТК-0135511. Отопление жилого дома предусмотрено от наружных тепловых сетей. Присоединение производится в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП № 1, 2, 3).
В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно выводам заключения государственной экспертизы № 24-1-4-0498-10 проектная документация по объекту "Два многоэтажных жилых дома по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе, г. Красноярска. Первая очередь строительства" соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Таким образом, заказчик намерен осуществить строительство сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границ отведенного под строительство земельного участка. Подключение к инженерным коммуникациями при необходимости выноса инженерных коммуникаций за границы отведенного земельного участка будет осуществляться на основании соответствующих технических условий по отдельным договорам.
В материалы дела представлены условия подключения от 18.06.2010 № ТУ004009 объекта "Два многоэтажных жилых дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по: ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе г. Красноярска"; заказчик - ООО СК "КС":
- условия подключения водоснабжения и водоотведения ООО "Краском" от 16.06.2010 № ТУ-04009,
- технические условия и требования на присоединение к тепловым сетям ООО "Краском" от 21.03.2007 № 1076 и письмо ООО "Краском" от 08.06.2010 № ЦОК-1125 о продлении технических условий № от 21.03.2007 № 1076;
- письма открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТКГ-13)" от 27.06.2010 № 311-21-3-405 "О теплоснабжении жилых домов по ул. Коломенская - Мичурина" и от 09.06.2010 № 102Т-Л-11;
- заключение о возможности электроснабжения филиала ОАО "МРСК Сибири" "Красноярскэнерго" от 13.05.2010 № 1.3/05-4889.
Согласно пункту 5 градостроительного плана № RU 24308000-0000000000005172 информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе электроснабжения, водоснабжения и канализирования, телефонизацию, радиофикацию и теплоснабжение не представлены (пункты 5.1 - 5.5).
Таким образом, градостроительный план земельного участка, утвержденный Распоряжением администрации г. Красноярска от 27.05.2010 № 438-арх, в разделе 5 не содержит сведений о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Следовательно, при проектировании объекта, прохождении государственной экспертизы следует руководствоваться техническими условиями, полученными заявителем.
В материалы дела представлены проектная документация (графические разделы "Схема планировочной организации" и "Проект организации строительства" (стройгенплан). Нарушений границ земельных участков, обозначенных на чертеже градостроительного плана не усматривается.
Судом установлено, что строительство объекта запроектировано в пределах границ выделенного земельного участка и в пределах красных линий. С учетом получения ООО СК "КОМФОРТСТРОЙ" соответствующих технических условий на вынос инженерных коммуникаций, отступление от пределов мест размещения объектов допустимо, и не свидетельствует о нарушении градостроительного плана, прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Срок действия технических условий не истек.
Исходя из пункта 18 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями.
Техническими условиями от 13.05.2010 № 1.3/05-4889 на присоединение к сетям электроснабжения в разделе 4 установлены точки подключения к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго". Техническими условиями на заявителя не возложена обязанность по реконструкции или строительству (созданию) сетей за границами участка.
Техническими условиями от 09.06.2010 № 102Т-Л-11, от 07.06.2010 № 211-21-3-405 на подключение к источнику теплоснабжения так же не установлена обязанность заявителя по реконструкции или строительству (созданию) сетей за границами участка.
Условиями подключения к сетям водоснабжения от 18.06.2010 № ТУ-04009 строительство новых сетей водоснабжения и канализации не предусмотрено, подключение производится к существующим сетям. В пункте 5 раздела "Общие условия по водоснабжению и водоотведению" указано, что границы эксплуатационной ответственности заказчика и исполнителя установлены в точках подключения.
С учетом изложенного, отказ в предоставлении разрешения на строительство в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения, а также вывод о том, инженерные сети (водопровод, сети теплоснабжения и электроснабжения) объекта расположены за границами участка, обозначенного на чертеже градостроительного плана, являются необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обществом с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" также заявлено требование об обязании администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в солидарном порядке, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН", выдав разрешение на строительство объекта: "Два многоэтажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе г. Красноярска (1 очередь строительства) в установленный судом срок и сообщить об устранении нарушений суду.
По части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
- наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
- указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На дату рассмотрения дела администрацией г. Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" выдано разрешение на строительство от 11.05.2011 № RU-24308000-01/1972-дг на объект капитального строительства, подписанное исполняющим обязанности Главы г. Красноярска Ивановым И.С.
В соответствии с Распоряжением администрации города Красноярска от 29.04.2011 № 21-рв исполнение обязанностей первого заместителя Главы города по вопросам выдачи разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, торгово-развлекательных и гостиничных комплексов при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов капитального строительства, в период с 03.05.2011 по 03.06.2011 было возложено на заместителя Главы города - руководителя департамента градостроительства Иванова И.С.
Учитывая указанные обстоятельства (в том числе выдачу заявителю разрешения на строительство от 11.05.2011 № RU-24308000-01/1972-дг, подписанного уполномоченным лицом) на объект капитального строительства), суд полагает, что восстановление нарушенных прав и законных интересов общества уполномоченным лицом уже произведено.
Учитывая указанные обстоятельства, в удовлетворении заявленных требований к администрации г. Красноярска следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат взысканию с Департамента градостроительства администрации Красноярска.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта "Два многоэтажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и инженерным обеспечением по ул. Коломенская - ул. Мичурина в Ленинском районе г. Красноярска" (1 очередь строительства), оформленный письмом № 01-1053-дг от 15.03.2011, как не соответствующий Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении требований к администрации г. Красноярска отказать.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания "АРБАН" 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru