ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 2 мая 2012 года
ОБ ИТОГАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ
За 2011 год в розничной торговле населению реализовано товаров на сумму 264.4 млрд. рублей, что на 12.8 процента выше, чем в предыдущем году. Оборот розничной торговли на 91.3 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, на 8.7 процента - за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.
В течение последних лет наблюдается тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках и увеличение доли сетевой торговли.
С выходом Федерального закона
от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в неформальном секторе экономики произошли изменения: закрытие ряда рынков, строительство капитальных зданий, переоборудование нестационарных объектов в капитальные сооружения.
За последние два года в Воронежской области было закрыто 16 рынков, или почти 18 процентов от общего числа. На 1 января 2012 года в области действовало 76 рынков. Соответственно, уменьшилось и количество торговых мест с 29727 до 26669 (на 10.3%). По сравнению с аналогичной датой предыдущего года уровень фактического использования торговых мест уменьшился на 2 процентных пункта и составил 73.5 процента. Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели - 80.2 процента от общего числа торговых мест. Частным лицам - гражданам, занимающимся садоводством, огородничеством и животноводством, выделено 14.1 процента от общего числа торговых мест; занятым личным подсобным хозяйством, юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам - 2.8, 1.6, и 1.3 процента соответственно.
Как показывают цифры, в 2011 году население предпочитало приобретать товары в магазинах. На розничных рынках и ярмарках в 2011 году население купило лишь 6 процентов продовольственных товаров. Так, здесь было приобретено 19 процентов свежего картофеля, по 17 процентов свежих овощей и яиц, по 7 - мяса (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса), рыбы и морепродуктов.
В первую очередь закрывались более мелкие рынки с меньшим количеством мест. Наряду с этим на территории Воронежской области были построены и продолжают сооружаться торгово-развлекательные центры, предоставляющие торговые места индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим торговлю и оказывающим услуги населению в сфере отдыха.
Итак, хотя в сфере розничной торговли четко прослеживается тенденция на укрупнение и централизацию, рынки продолжают играть свою весьма значимую роль в обеспечении населения области необходимыми товарами.
Руководитель Воронежстата
Н.А.ТКАЛИЧЕВА