Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2011 г. по делу № 3-95/2011

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
при секретаре Садыкове Р.Р.
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Ухине О.С. и представителя Правительства Челябинской области Алешкиной О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению Прокурора Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта - п. 4 Постановления Правительства Челябинской области от 27 апреля 2011 года 124-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году" и

установил:

прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании п. 4 Постановления Правительства Челябинской области от 27 апреля 2011 года 124-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году" и просил признать его недействующим со дня принятия Постановления. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит положениям ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", а также ч. 1 ст. 14 и ст. 15 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", так как вводит в действие Постановление ранее дня его официальной публикации. В судебном заседании прокурор Прокуратуры Челябинской области Ухин О.С. заявленные требования поддержал и пояснил, что оспариваемые нормы противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, а также указал на то, что применение данного Постановления до его официальной публикации свидетельствуют о наличии в правовом акте коррупциогенных факторов.
Представитель Правительства Челябинской области Алешкина О.А., действующая на основании доверенности 31.12.2010 года, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, так как полагает, что оспариваемая норма соответствует действующему законодательству, поскольку данным нормативным правовым актом урегулированы бюджетные правоотношения, а не вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Выслушав пояснения прокурора Челябинской областной прокуратуры, представителя Правительства Челябинской области, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма - п. 4 Постановления Правительства Челябинской области от 27 апреля 2011 года 124-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году" не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям.
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" составляют законодательные (представительные) органы государственной власти, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Уставом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Устава (Основного Закона) Челябинской области систему органов государственной власти области составляют законодательный (представительный) орган области - Законодательное Собрание Челябинской области, высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области и иные органы исполнительной власти области.
Статья 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 № 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области" предусматривает, что в структуру исполнительных органов государственной власти области входят Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области и иные исполнительные органы государственной власти области, в том числе отраслевые и межотраслевые органы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно п. 4 Постановления Правительства Челябинской области от 27 апреля 2011 года 124-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году" настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Челябинской области от 27 апреля 2011 года 124-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году" опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 17 мая 2011 года № 122.
Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации установлен федеральным законодателем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Статьей 22 названного выше Федерального закона предусмотрено, что акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со ст. 52 Устава (Основного закона) Челябинской области постановления Правительства области нормативного характера отнесены к нормативным правовым актам Челябинской области.
Закон области, иной нормативный правовой акт области вступает в силу одновременно на всей территории области со дня его официального опубликования, если самим законом, иным нормативным правовым актом области не установлен иной порядок вступления его в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования (ст. 54 Устава (Основного закона) Челябинской области).
Все законы области и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы области и иные нормативные правовые акты области применению не подлежат (ст. 55 Устава (Основного закона) Челябинской области).
В соответствии со ст. 14 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" на территории Челябинской области действуют только те законы и иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно ст. 15 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Аналогичная норма содержится в ст. 24 Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области", согласно которой постановления Правительства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства области, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания, если в самих постановлениях не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, положений Устава (Основного закона) Челябинской области, Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области", Закона Челябинской области от 30.11.2010 № 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" нормативным правовым актом Челябинской области может быть предусмотрен иной порядок и сроки вступления в силу нормативного правового акта, в том числе с момента его подписания, если этот нормативный правовой акт не затрагивает вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Указанные выше нормы устанавливают специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов (не ранее чем через десять дней после их официального опубликования) по вопросам защиты прав и свобод граждан и организаций.
Как следует из преамбулы оспариваемого Постановления, предметом его правового регулирования являются бюджетные правоотношения. Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм (комплексов) крупного рогатого скота в 2011 году.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).
Статья 10 Закона Челябинской области от 30.11.2010 № 19-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий областным государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, установленных настоящим Законом, если возможность их предоставления предусмотрена в структуре расходов областного бюджета, в иных законах Челябинской области, областных целевых программах, и в порядке, установленном Правительством области.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято Правительством Челябинской области в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством и Уставом области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 4 оспариваемого Постановления Правительства Челябинской области не противоречит как ст. 22, части 5 ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", так и нормативным правовым актам Челябинской области, имеющим большую юридическую силу.
Доводы заявления прокурора Челябинской области о противоречии оспариваемой нормы ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", ч. 1 ст. 14 и ст. 15 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" являются ошибочными и не могут быть приняты по основаниям, изложенным выше.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 имеет номер 96, а не 964.

Суд также не усматривает в оспариваемой норме коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 964 и изданной в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Утверждение в судебном заседании прокурора Прокуратуры Челябинской области о наличии таких факторов ничем не подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемая норма не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявления прокурора Челябинской области отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать прокурору Челябинской области в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Судья
Г.Л.ТУРКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru