Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу № 3-114/2011

25 октября 2011 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.,
при секретаре Садыкове Р.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Челябинске в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части Подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. № 250-п, и
установил:

прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 8, 10, 11, 15, 16, под. 2 пункта 21, пунктов 24 - 26 Подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. № 250-п.
В последующем прокурор с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Челябинской области от 05.10.2011 № 355-П в оспариваемый нормативный правовой акт, и неоднократных изменений и дополнений требований просил признать противоречащими действующему законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Подпрограммы:
пункт 8 в части, которая ограничивает право органов местного самоуправления устанавливать норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию в пределах средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации;
пункт 10 в части, которая предусматривает порядок утверждения размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области";
пункт 11, подпункт 2 пункта 21 в части, возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению дополнительной социальной выплаты в размере 5 % молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка и разработке соответствующих муниципальных правовых актов;
пункты 24 - 26 в части, в которой они устанавливают дополнительный порядок признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме;
пункт 41 Подпрограммы и подпункт 3 пункта 9 Приложения 4 в той части, в которой они устанавливают дополнительное условие для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в виде достижения одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста превышающего 35 лет. Прокурор просил также обязать Правительство Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в газете "Южноуральская панорама".
В обоснование требований прокурор указал на противоречие оспариваемых положений Подпрограммы пунктам 7, 11, 15, 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее по тексту - Правила), пп. "в" п. 3 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, статье 51 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области Полежаев Д.А. заявленные требования поддержал с учетом их изменений и дополнений.
Представитель Правительства Челябинской области Дульский И.В., в судебном заседании с заявлением не согласился. В представленных письменных возражениях указал, что оспариваемые прокурором положения приняты в пределах компетенции Правительства Челябинской области и не содержат положений, противоречащих федеральному законодательству.
Представители Министерства социальных отношений Челябинской области Иванова Т.М., Шаляпина С.В. в судебном заседании и в письменном отзыве просили отказать прокурору в удовлетворении заявления ввиду отсутствия противоречия оспариваемых норм нормам федерального законодательства.
Выслушав объяснения прокурора Полежаева Д.А., поддержавшего доводы заявления с учетом изменений и дополнений требований, возражения представителей заинтересованных лиц Правительства Челябинской области - Дульского И.В., Министерства социальных отношений Челябинской области - Ивановой Т.М., Шаляпиной С.В., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором Челябинской области требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. № 250-П утверждена Областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", в состав которой входит подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий". Постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама", № 324, спецвыпуск № 80, от 21.12.2010 г.
На день рассмотрения судом дела Постановление действует в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 24.02.2011 № 56-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 13.05.2011 № 119, спецвыпуск № 36), от 15.06.2011 № 180-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 07.07.2011 № 169, спецвыпуск № 48), от 05.10.2011 № 355-П (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 13.10.2011 г. № 249).
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями статьи 2 Жилищного кодекса РФ и содержанием части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ создание условий для реализации гражданами права на жилье с использованием для этого бюджетных средств, выделяемых с целью приобретения или строительства жилых помещений, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в состав которой вошла программа "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансирования помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Согласно паспорту подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственная поддержка молодых семей путем предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов и собственных (или заемных) средств молодых семей - участников подпрограммы (раздел IV).
В соответствии с разделами IV и V Федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение № 4 к указанной Федеральной подпрограмме) средства на реализацию указанной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение с этой целью из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов денежных средств.
Поскольку использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе, то введение дополнительных критериев на участие в региональной программе, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, противоречит федеральному законодательству.
Разделом IV и V Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусмотрено, что основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Пунктом 11 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 215 годы предусмотрено, что молодым семьям при рождении (усыновлении ребенка (детей) предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств местного бюджета в размере не менее 5 процентов от средней стоимости жилого помещения по вышеуказанной формуле.
Средства местного бюджета предоставляются молодой семьей для погашения части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Механизм предоставления молодым семьям социальных выплат из указанных средств при рождении (усыновлении) ребенка (детей) устанавливается органами местного самоуправления.
Подпункт 2 пункта 21 Областной целевой подпрограммы предусматривает, что одним из условий предоставления субсидий местным бюджетам в рамках реализации подпрограммы является "наличие разработанного и утвержденного положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы - при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств местного бюджета".
Вместе с тем, подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья Федеральной подпрограммы предусмотрено, что условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации являются: "принятие субъектом Российской Федерации обязательств по предоставлению молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка дополнительной социальной выплаты в размере не менее чем 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Таким образом, в федеральном законодательстве не указан источник финансирования дополнительной социальной выплаты, не определен порядок предоставления такой социальной выплаты, но раздел 5 подпрограммы "Жилище" предусматривает, принятие обязательства по предоставлению такой выплаты субъектом Российской Федерации.
Федеральная целевая программа предусматривает долевое участие в ее финансировании трех уровней бюджетов, поэтому соответственно нормы, предусматривающие дополнительные социальные выплаты в размере 5 % за счет средств местного бюджета противоречат принципам подпрограммы в части финансирования ее мероприятий, так как передача государственного полномочия на уровень муниципальных образований и возложение обязанности только на муниципальные образования без предоставления финансирования на эти цели и установления долей участия в финансировании бюджета субъекта и средств местного бюджета нормативным правовым актом субъекта, а также возложение на органы местного самоуправления обязанности по разработке и утверждению положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям-участникам подпрограммы - при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств местного бюджета, противоречит Федеральной целевой программе.
Доводы Правительства Челябинской области о том, что в 2011 году Челябинская область прошла конкурсный отбор для участия в реализации федеральной программы не свидетельствуют о соответствии пункта 11 и подпункта 2 пункта 21 Областной целевой программы федеральному законодательству.
Ссылка Правительства Челябинской области на подпункт "г" пункта 9 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не состоятельна, поскольку данная норма, предусматривая положения о содержании соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством регионального развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не определяет размеры расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по предоставлению дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка и не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по разработке и утверждению положения о порядке предоставления такой социальной выплаты.
Следовательно, пункт 11 оспариваемой Подпрограммы в части, возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению дополнительной социальной выплаты в размере 5 процентов от средней стоимости жилого помещения молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), и подпункт 2 пункта 21 противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Пунктом 24 Областной подпрограммы предусмотрено "Признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме осуществляется органами местного самоуправления на основании:
1) заявления, подписанного всеми дееспособными членами молодой семьи;
2) документов, содержащих сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения;
3) документов, удостоверяющих личность членов семьи, а также подтверждающих гражданство Российской Федерации;
4) документов, подтверждающих предусмотренные жилищным законодательством основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма:
1) выписка из домовой книги;
2) копия финансового лицевого счета;
3) выписка из технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией (для проживающих в домах усадебного типа);
4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
5) справка органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех совместно проживающих с молодой семьей членов семьи;
6) справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех совместно проживающих с молодой семьей членов семьи;
7) документы, подтверждающие признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания;
8) заявление молодой семьи о неполучении ранее социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального и областного бюджетов.
Пункт 25 Областной подпрограммы предусматривает: "Рассмотрение органом местного самоуправления заявления и вынесение решения о признании (отказе) молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий:
1) поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления;


2) по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий молодой семьи (при необходимости) не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, о котором молодая семья уведомляется письменно. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме выдает или направляет молодой семье документ, подтверждающий принятие такого решения.".
Пунктом 26 Областной подпрограммы предусмотрено: "Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме допускается в случае, если:
1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 24 настоящей подпрограммы;
2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме;
3) молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения).".
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя неполной семье не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 вышеназванных Правил предусмотрено, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения.
Согласно пункту 8 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы предусматривают иные условия для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", чем основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, использование в пунктах 24, 25, 26 термина "для участия в подпрограмме", конкретизирующего цель признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях, соответствующей цели подпрограммы, не противоречит федеральному законодательству и не возлагает на молодые семьи дополнительных обязанностей, не предусмотренных Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы.
Перечень документов, необходимых для принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, урегулирован Законом Челябинской области от 16 июня 2005 года № 389-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и совпадает с перечнем документов, указанным в пункте 24 Областной целевой программы, с учетом особенностей постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Законом области от 16.06.2005 № 389-ЗО и признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме.
Анализ положений пункта 24 Областной целевой программы во взаимосвязи и системном толковании с другими ее положениями, в том числе с пунктом 23, опровергает утверждение прокурора о возложении на молодую семью дополнительной обязанности по повторному предоставлению документов для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, и позволяет суду сделать вывод о правовой определенности данных норм, из которых следует, что молодая семья предоставляет документы, перечисленные в пункте 24, для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий только в том случае, если она не признана органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещения по договору социального найма. При этом необходимость представления в орган местного самоуправления документов для участия в подпрограмме предусмотрена пунктами 15 и 15(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы.
Пунктом 8 Подпрограммы Областной целевой программы предусмотрено:
"Расчет размера социальной выплаты производится исходя из:
1) размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности;
2) количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы;
3) норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.
Размер норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию определяется органом местного самоуправления и равен средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию.
Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Челябинской области, определяемую федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.".
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы) расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты определяется по формуле, указанной в пункте 13 названных Правил, которая учитывает норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными пунктом 11 этих Правил.
Анализ положений пунктов 6, 8, 10, 11, 13 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и пунктов 10, 11 и 13 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложения № 3 к названной подпрограмме) позволяет суду сделать вывод о том, что механизм реализации федеральной подпрограммы предусматривает, что размер социальной выплаты определяется из расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, но с учетом особенностей по каждому муниципальному образованию, в которых размер средней рыночной стоимости жилья может быть ниже его размера в целом по субъекту. Установление норматива стоимости 1 кв. метра жилья по муниципальному образованию в размере, превышающем размер рыночной стоимости жилья по этому муниципальному образованию противоречит целям, задачам подпрограммы, указанным в разделе II названной федеральной Подпрограммы и механизму ее реализации (раздел V).
Следовательно, установление субъектом в оспариваемой норме пункта 8 Подпрограммы Областной целевой программы положения о том, что размер норматива стоимости 1 кв. метра по муниципальному образованию, определяемого органом местного самоуправления, равен средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, не противоречит федеральному законодательству и не ограничивает права органов местного самоуправления.
Абзацем 7 пункта 10 оспариваемой Подпрограммы предусмотрено: "Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра обей площади жилого помещения по муниципальному образованию определяется органом местного самоуправления и утверждается Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области".".
Согласно пункту 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование" (Приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 1 сентября 2004 г. № 477, названный комитет является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, а также уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Из изложенного и содержания оспариваемой нормы абзаца 6 пункта 10 Областной целевой Подпрограммы следует, что окончательное решение об установлении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной принимает Единый тарифный орган Челябинской области, который не наделен такими полномочиями. Такие полномочия имеет орган местного самоуправления.
Несостоятельными являются доводы представителей Правительства Челябинской области и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о произвольном и необоснованном установлении органами местного самоуправления размера норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, поскольку из Положения о государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области не следует, что утверждение им указанного норматива является единственной формой контроля этого органа за соблюдение порядка ценообразования, а федеральным законодательством не установлено его право на установление рассматриваемого норматива стоимости.
Таким образом, оспариваемым абзацем 6 пункта 10 оспариваемой Подпрограммы, предусматривая положение об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой органом местного самоуправления, Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области", законодатель субъекта ввел дополнительное ограничение прав муниципального образования, предусмотренного федеральным законодательством (п. 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющегося приложением № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Подпунктом 2 пункта 21 Подпрограммы областной целевой программы предусмотрено, что условиями предоставления субсидий местным бюджетам в рамках реализации подпрограммы являются, в том числе "наличие разработанного и утвержденного положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы - при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств местного бюджета.
Вместе с тем, подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что обязательства по предоставлению дополнительной социальной выплаты должны быть приняты субъектом. При этом ни данная правовая норма, ни иные положения федеральной целевой программы не предусматривают возложение субъектом Российской Федерации дополнительных обязанностей на органы местного самоуправления по разработке и утверждению положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы - при рождении (усыновлении) ребенка (детей) за счет средств местного бюджета.
Следовательно, пункт 10 Областной подпрограммы в части слов "и утверждается Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области"; пункт 11 в части, возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению дополнительной социальной выплаты в размере 5 процентов от средней стоимости жилого помещения молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), а также подпункт 2 пункта 21 оспариваемой подпрограммы противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому подлежат признанию недействующими.
Пунктом 41 Областной подпрограммы предусмотрено: "После определения Министерством регионального развития Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Челябинской области на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти Челябинской области государственный заказчик подпрограммы на основании сводного списка и с учетом объема субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Челябинской области и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (приложение 6 к настоящей подпрограмме).
Государственный заказчик подпрограммы может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по основаниям и в порядке, определенным пунктом 9 приложения 4 к настоящей подпрограмме".
Подпунктом 3 пункта 9 приложения 4 к Областной подпрограмме - "Порядок формирования органом местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году" предусмотрено, что орган местного самоуправления может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат, достигли возраста, превышающего 35 лет, один из супругов в молодой семье либо один родитель в неполной семье.
Часть 2 пункта 41 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Данная норма федеральной целевой программы, предоставляет субъекту Российской Федерации право на утверждение порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, при этом положение "или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой" свидетельствует о том, что перечень оснований для внесения таких изменений не является закрытым.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы участниками федеральной подпрограммы могут быть молодые семьи, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет.
Следовательно, в случае превышения одним из супругов или обоими супругами в составе молодой семьи на момент получения социальной выплаты возраста 35 лет, семья утрачивает право участвовать в Подпрограмме и претендовать на получение социальной выплаты. Предоставление социальной выплаты молодой семье, возраст супругов (одного из супругов), в которой на момент получения социальной выплаты превышает 35 лет, не отвечает целям и задачам рассматриваемой подпрограммы федеральной целевой программы.
Таким образом, установление Правительством Челябинской области в пункте 9 приложения 4 к Подпрограмме дополнительного условия по сравнению с положениями пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) не противоречит федеральному законодательству, поэтому требования прокурора в этой части не подлежат удовлетворению.
Решение суда о признании части нормативного правового акта недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этой части нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующем нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Челябинской области обязанности по публикации сообщения о решении суда в течение месяца со вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьей 253, статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявление прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Признать Подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 250-п, противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу в следующей части:
пункт 10 в части слов "и утверждается Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области";
пункт 11 в части, возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению дополнительной социальной выплаты в размере 5 процентов от средней стоимости жилого помещения молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей); подпункт 2 пункта 21.
Обязать Правительство Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части прокурору Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий
Г.В.СВИНЦОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru