Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. по делу № А67-1599/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2011 года.
Полный текст решения изготовлен 30.06.2011 года.
Индивидуальный предприниматель Ганнота Владимир Львович обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к ИФНС России по г. Томску о признании недействительным (незаконным) решение № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г. в части начисления: суммы налоговых санкций: по ст. 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в размере 6 000 руб. (п/п. 2 п. 1 Решения); по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату земельного налога за 2009 год в размере 4 000 руб. (п/п. 6 п. 1 Решения); пени по земельному налогу в размере 28 525,25 руб. (п/п. 4 п. 2 Решения), а также в части предложения Заявителю уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 213 596 руб. (п/п. 4 п. 3 Решения) - (с учетом уточнения предмета заявленных требований от 13 апреля 2011 г.).
Представитель индивидуального предпринимателя Ганноты В.Л. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях по делу, отметил в частности, что для исчисления земельного налога за 2009 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01 января 2009 года. Как следует из текста оспариваемого акта, ИФНС по г. Томску при исчислении земельного налога за 2009 г. применяла кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" (далее по тексту: "Постановление № 262а").
Между тем кадастровая оценка земельных участков, утвержденная Постановлением № 262а использоваться, в рассматриваемом случае, не может, поскольку постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009 г. № 68а, действие указанного постановления было приостановлено с 01 января 2009 года., а постановление Администрации Томской области № 107а от 22.06.2009 г. "Об отмене постановления Администрации Томской области от 10.04.2009 г. № 68А", которым постановление Администрации Томской области от 10.04.2009 г. № 68а было отменено, вступило в действие со дня его официального опубликования - с 30.06.2009 г.
Таким образом, Постановление № 262а не действовало в период с 01 января 2009 года по 30 июня 2009 года, в связи с чем, по состоянию на 01 января 2009 года, в соответствии со ст. 391 НК РФ, действовала кадастровая стоимость земельных участков, установленная ранее, до принятия Постановления № 262а.
Кроме того, согласно ст. 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, по соответствующему налогу.
В связи с тем, что при принятии Постановления № 262а вышеуказанные условия соблюдены не были - нормативный акт опубликован в Собрании законодательства Томской области 31.12.2008 г., то утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению со следующего налогового периода - с 01.01.2010 г.
На основании вышеизложенного, по мнению представителя индивидуального предпринимателя Ганноты В.Л. заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель ИФНС России по г. Томску в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях по делу, отметил в том числе, что нормативный правовой акт субъекта РФ - постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", который касается вопроса оценки, принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель, относится к земельному законодательству, в связи с чем, положения ст. 5 НК РФ, к нему применяться не могут.
В то же время, в соответствии со ст. 34 Закона Томской области от 07.03.2002 г. № 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области" действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
Приостановление действия постановления Администрации Томской области означает временное неприменение положений приостановленного нормативного акта во временном периоде его приостановления. Последующая отмена постановления о приостановлении действия нормативного правового акта влечет и отмену установленного им требования о неприменении его положений к соответствующим отношениям.
В частности, отмена постановления Администрации Томской области от 10.04.2009 г. № 68а "О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а" постановлением от 22.06.2009 г. № 107а, приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. № 262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным актом временного периода, а именно с 01.01.2009 г. (п. 4 Постановления 262а).
Основания утраты нормативным правовым актом области юридической силы установлены п. 1 ст. 35 Закона Томской области от 07.03.2002 г. № 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области", среди которых такого основания утраты нормативным актом юридической силы, как приостановление действия данного акта, не содержится.
Таким образом, возможность надлежаще исполнить налоговые обязательства за 2009 год у Заявителя имелась, поскольку факт приостановления действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. № 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" не влиял на применение указанного нормативного акта при определении налоговых обязательств по итогам налогового периода - 2009 год, не препятствовал налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 г., с учетом установленной данным нормативным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, т. к. сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не оспаривалась, незаконной не признана, как и само постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, иная кадастровая стоимость на период приостановления действия Постановления № 262а не устанавливалась.
На основании изложенного, по мнению представителя Ответчика, решение ИФНС России по г. Томску № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., в оспариваемой части, является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями законодательства, с учетом всех обстоятельств дела и отмене не подлежит, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований, следует отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Ганнота Владимир Львович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по г. Томску 26.12.2008, внесен в ЕГРИП за ОГРН 308701736100041, ИНН 702000200161.
В период с 13.11.2010 г. по 02.12.2010 г. должностным лицом ИФНС России по г. Томску, на основании решения заместителя руководителя ИФНС России по г. Томску от 13 ноября 2010 года № 20/130В, проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Ганноты В.Л., по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет: налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, земельного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, а также по вопросам правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц, за период с 01 января 2009 года по 13 ноября 2010 года, по результатам которой был составлен Акт № 20/137В выездной налоговой проверки Ганнота Владимира Львовича от 03.12.2010 г.
31.12.2010 г. руководитель ИФНС России по г. Томску, рассмотрев Акт выездной налоговой проверки № 20/137В от 03.12.2010 г., вынес решение № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., согласно которому предприниматель Ганнота В.Л. привлечен к налоговой ответственности: по ст. 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в размере 6 000 руб. (п/п. 2 п. 1 Решения); по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату земельного налога за 2009 год в размере 4 000 руб. (п/п. 6 п. 1 Решения); последнему начислены пени по земельному налогу в размере 28 525,25 руб. (п/п. 4 п. 2 Решения) и предложено: уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 213 596 руб., соответствующую пени и сумму штрафа (п/п. 4 - 6 п. 3 Решения) - (применительно предмета заявленных требований).
Решением Управления ФНС России по Томской области № 56 от 25.02.2011 г. решение ИФНС РФ по г. Томску № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г. оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Ганнота В.Л., считая решения ИФНС РФ по г. Томску № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., в оспариваемой части, незаконным и нарушающим его законные права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое не подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Подпункт 14 статьи 396 НК РФ закрепляет, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которая не может превышать их кадастровую стоимость и до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Согласно ст. 2 НК РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 г. № 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", относятся к земельному законодательству Российской Федерации, поскольку утвержденная указанными нормативными правовыми актами кадастровая стоимость земель используется не только налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, но и применяется также при определении цены земельного участка, при решении вопроса о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, что указанные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения, указанные в ст. 2 НК РФ, в связи с чем, к последним не могут быть применены положения, закрепляющие порядок и сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленные ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленные статьей 396 НК РФ, отличаются от сроков, установленных ст. 5 Налогового кодекса РФ, что также свидетельствует о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие кадастровую стоимость земельных участков, не относятся к актам законодательства о налогах и сборам, и не регулируют налоговые отношения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Администрация Томской области, руководствуясь положениями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области за № 01-29/1623 от 23.12.2008 г. и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008 г., в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, приняла постановление от 24.12.2008 г. № 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. метра населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Томской области по видам разрешенного пользования.
Указанное постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", было опубликовано в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008 г.
Таким образом, результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Блок пост, 3 (кадастровый номер участка 70:21:010004:0108), принадлежащего предпринимателю Ганноте В.Л. на праве собственности, были утверждены Администрацией Томской области 24.12.2008 г., то есть, до начала налогового периода по земельному налогу - за 2009 г.
В соответствии со ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правительство Российской Федерации, в целях реализации положений п. 14 ст. 396 НК РФ, приняло постановление от 07.02.2008 г. № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в котором установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009 г., утвержденные постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", были опубликованы в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008 г., т.е. были доведены до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем, предприниматель Ганнота В.Л., руководствуясь п. 3 ст. 391 НК РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением № 262а, а не на основании кадастровой стоимости, установленной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 г. № 352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области".
Данный вывод суда отвечает позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении № 15932/10 от 19.04.2011 г., а также сложившейся судебной практики (постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 21.02.2011 г. по делу № А46-4738/2010, от 31.03.2011 г. по делу № А46-4552/2010, от 03.06.2011 г. по делу № А46-17431/2009, от 17.06.2011 г. по делу № А46-13656/2010 и др.).
Поскольку предприниматель Ганнота В.Л. земельный налог за 2009 г. исчислил с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", сумму земельного налога за 2009 г., подлежащую уплате в бюджет не уплатил, налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 г. в налоговый орган не представил, ИФНС России по г. Томску правомерно вынесено решение № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., согласно которому Заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату земельного налога за 2009 год, последнему предложено уплатить сумму земельного налога за 2009 г. в размере 213 596 руб. и соответствующую пеню.
Не принимается судом и довод представителя Заявителя, в качестве правового обоснования незаконности решения № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., в оспариваемой части, в связи с приостановлением, в период с 01.01.2009 г. по 30.06.2009 г., действия постановления Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009 г. № 68а "О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а", по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 34 Закона Томской области от 07.03.2002 г. № 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области" действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
Приостановление действия постановления Администрации Томской области означает временное неприменение положений приостановленного нормативного правового акта во временном периоде его приостановления, в то время, как последующая отмена постановления о приостановлении действия нормативного правового акта влечет и отмену установленного им требования о неприменении его положений к соответствующим отношениям.
Таким образом, отмена постановлением Администрации Томской области от 22.06.2009 г. № 107а, постановления от 10.04.2009 г. № 68а "О приостановлении действия постановления от 24.12.2008 № 262а" приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. № 262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным нормативным правовым актом временного периода - с 01.01.2009 г.
Факт приостановления действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. № 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" не влиял на применение указанного нормативного акта при определении налоговых обязательств по итогам налогового периода - за 2009 год, не препятствовал налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 г., с учетом, установленной данным нормативным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, т. к. сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не оспаривалась, незаконность как сведений, так и самого Постановления № 262а от 24.12.2008 г. в судебном порядке установлена не была.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (п. 3 ст. 201 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Томской области

решил:

В удовлетворении требований предпринимателя Ганноты В.Л. о признании о недействительным решение ИФНС России по г. Томску № 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г. в части начисления: суммы налоговых санкций: по ст. 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в размере 6 000 руб. (п/п. 2 п. 1 Решения); по п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату земельного налога за 2009 год в размере 4 000 руб. (п/п. 6 п. 1 Решения); пени по земельному налогу в размере 28 525,25 руб. (п/п. 4 п. 2 Решения), а также в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 213 596 руб. (п/п. 4 п. 3 Решения), отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru