АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 января 2010 г. № 18-рз
ОБ ОДОБРЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. Распоряжения
Администрации Новгородской области
от 25.04.2012 № 122-рз)
В соответствии с Энергетической стратегией
России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р:
1. Одобрить прилагаемую Энергетическую стратегию
Новгородской области на период до 2020 года.
2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель
Главы администрации области
А.А.ШАЛМУЕВ
Приложение
к распоряжению
Администрации области
от 22.01.2010 № 18-рз
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. Распоряжения
Администрации Новгородской области
от 25.04.2012 № 122-рз)
1. Общие положения
Энергетическая стратегия Новгородской области на период до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия области) разработана на основе положений Энергетической стратегии
России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р.
Энергетическая стратегия области базируется на опыте реализации государственной энергетической политики и оценке основных тенденций в социально-экономическом развитии страны и области в среднесрочной перспективе с учетом последовательно приходящих в этот период этапов кризиса и будущего подъема экономики. Как индикаторы деятельности топливно-энергетического комплекса области в указанный период используются целевые и прогнозные показатели состояния и динамики отраслей топливно-энергетического комплекса России, отраженные в федеральных и областных нормативных правовых актах.
Энергетическая стратегия области определяет цели, задачи, основные направления развития топливно-энергетического комплекса области, учитывая сложившуюся ситуацию в потреблении топливно-энергетических ресурсов области, роль области в едином экономическом пространстве Российской Федерации, а также политическое, макроэкономическое и научно-технологическое развитие страны. Она включает оценку имеющихся проблем и факторов влияния, перспектив развития топливно-энергетического комплекса области и ожидаемые результаты реализации.
2. Цель и задачи энергетической стратегии области
Топливно-энергетический комплекс области играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей на территории области, определяет формирование основных финансово-экономических показателей. Эффективное использование энергетического сектора экономики области предопределяет ее устойчивое развитие, снижение дефицитной части областного и местных бюджетов, повышение уровня жизни населения.
Целью Энергетической стратегии области является определение путей достижения устойчивого и эффективного энергообеспечения области.
Основными задачами Энергетической стратегии области являются:
энергетическая безопасность, эффективное и устойчивое обеспечение населения, объектов социальной сферы и организаций всех форм собственности энергоресурсами, снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в обеспечении области всеми видами энергии, дальнейшее формирование целостной региональной энергосистемы, интегрированной в существующее пространство межрегиональных топливно-энергетических услуг и связей;
энергетическая эффективность экономики, обеспечение социально-экономического развития области на основе эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспортировку и потребление энергоносителей (эта задача должна решаться при соблюдении приемлемого уровня техногенного воздействия на окружающую природную среду), применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех секторах социально-экономической жизни области, максимально полное и эффективное использование местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии;
готовности потребителей к приему газа;
загрузки газораспределительных станций;
полной оплаты текущих поставок газа и погашения дебиторской задолженности потребителей за газ;
содействия со стороны органов местного самоуправления внедрению энергосберегающих технологий.
Эффективность реализации программы газификации области необходимо обеспечить за счет оптимизации выбора объектов и этапности строительства, применения современных технологий и методов проектирования и строительства, использования эффективного газоиспользующего оборудования, синхронизации строительства объектов газификации.
Оптимизацию выбора объектов и этапность возможно определять в соответствии с Генеральной схемой газификации и газоснабжения Новгородской области, разработанной ОАО "Газпром промгаз".
Для решения основной задачи газификации - доведения газа до конечного потребителя - целесообразно ежегодно разрабатывать детальные графики синхронизации строительства объектов газификации, которые будут предусматривать распределение ответственности между ОАО "Газпром" за строительство межпоселковых газопроводов и администрациями муниципальных образований - за строительство уличных газопроводов и подготовку потребителей к приему газа.
Одним из наиболее эффективных направлений использования газа является расширение его использования в качестве моторного топлива для транспортных средств. В этих целях необходимо разработать на областном уровне мероприятия по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2011 - 2016 годы.
В секторе моторного топлива и сопутствующих нефтепродуктов предстоит обеспечить растущий объем и уровень потребительских требований к этой продукции и услугам.
Развитие этого процесса будет осуществляться в следующих направлениях:
повышение качества реализуемого на территории области моторного топлива и нефтехимической продукции за счет ужесточения контроля за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию моторного топлива;
расширение практики использования в качестве моторного топлива сжиженного и сжатого газа, содействие распространению электрических и водородных двигателей, топливных элементов;
создание и эксплуатация мощностей по производству моторного биологического топлива из отходов лесопромышленного и агропромышленного производства;
совершенствование инфраструктуры реализации моторного топлива и нефтепродуктов корпоративным и индивидуальным потребителям.
Перспективы развития топливно-энергетического комплекса области неразрывно связаны с количественным и качественным расширением использования возобновляемых источников энергии и местных топливно-энергетических ресурсов: торфа, леса, биомассы, атмосферных воздушных потоков, проточных природных и техногенных вод, тепла приповерхностного грунта, отходов производства и жизнедеятельности человека. Они широко представлены в сырьевой базе области и будут использоваться по мере совершенствования технологий извлечения энергии в порядке их конкурентоспособности с традиционными углеводородными источниками энергии с учетом большей экологической чистоты, безопасности, доступности и неистощимости.
Научно-техническая и инновационная деятельность в топливно-энергетическом комплексе области является основой его качественного изменения и достижения целей, заложенных в Энергетической стратегии области, которая предусматривает сохранение и воспроизводство имеющегося в энергетическом секторе научно-технического потенциала, взаимодействие специалистов, работающих в учебных заведениях, научно-производственных предприятиях, исследовательских организациях области, и их совместное участие в отдельных проектах и разработках, модернизацию экспериментальной базы, обустройство пилотных и демонстрационных объектов по энергосбережению.
Целесообразно осуществлять поддержку перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности с учетом их прогнозируемой эффективности для топливно-энергетического комплекса области и мировых тенденций, создавать благоприятные условия для поиска и применения эффективных инженерных решений, касающихся ресурсосбережения, обновления производственно-технологической базы и улучшения потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса области. Необходимо сотрудничество с профильными российскими и международными организациями.
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности являются совершенствование оборудования и технологий использования торфа, продуктов лесозаготовки и переработки древесины, иных местных топливно-энергетических ресурсов, разработка систем и комплектующих для энергосбережения в бытовых условиях, социальной сфере и малом бизнесе, реализация проектных решений по снижению энергоемкости в производственном секторе, продвижение технологий обеспечения теплом и электрической энергией на основе негорючих возобновляемых источников.
Новгородская область может стать одним из центров международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации федеральных инновационных проектов, общения ученых и специалистов по вопросам энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов, презентации концепт-технологий и новейшего оборудования. Взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса области в сфере энергосбережения предполагается в форме проектов научно-технического сотрудничества, проведения в реальных условиях испытаний нового оборудования и материалов, внедрения менее энергоемких технологий, адаптации к условиям региона международных стандартов безопасности применяемого оборудования.
В целях развития топливно-энергетического комплекса области необходимы выпуск на предприятиях области конкурентоспособных материалов и оборудования, внедрение соответствующих технологий. Особое внимание целесообразно уделять организации сети сервисного обслуживания энергетического и энергосберегающего оборудования, деятельности саморегулируемых организаций.
Существенным условием развития эффективности энергетического сектора области является совершенствование образовательного уровня и готовности к новым условиям работы кадров. Для этого необходимо создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий, обеспечение преемственности в трудовых коллективах, совершенствование практики переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере энергосбережения.
Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования для топливно-энергетического комплекса области, позволяющих повысить эффективность деятельности данных участников за счет ускорения процессов исследований и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, повышения уровня его технического обслуживания.
Для удовлетворения перспективного спроса на энергосберегающие технологии строительства необходимо повысить производительность и качество проведения, техническую оснащенность и уровень механизации строительно-монтажных работ, квалификацию и организацию работы персонала.
8. Ожидаемые результаты реализации Энергетической
стратегии области
В результате реализации основных направлений развития топливно-энергетического комплекса области, предусмотренных Энергетической стратегией области, будут достигнуты стабильное и полное соответствие состояния топливно-энергетического комплекса области потребностям населения и развивающейся экономики в топливно-энергетических ресурсах, наиболее эффективное использование потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития области, рост объемов применения вторичного энергетического ресурса и возобновляемых источников энергии в области.
Основные ожидаемые результаты реализации Энергетической стратегии области:
снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта в 2 раза;
снижение доли потерь в электрических сетях до 10,5 процента от общего объема производства и распределения электроэнергии;
снижение удельных потерь в системах теплоснабжения до 12 процентов от количества потребляемой тепловой энергии;
ликвидация дефицита генерирующих мощностей по тепловой и электрической энергии с учетом замены и модернизации действующих объектов и поддержания резерва мощностей в размере 15 процентов;
увеличение доли возобновляемых источников энергии и местных энергоресурсов в обеспечении электроэнергией до 5 процентов, теплом и горячей водой - до 30 процентов.
Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса области.
Качественное изменение структуры и финансового состояния топливно-энергетического комплекса области благоприятно скажется на состоянии дел в других отраслях экономики благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, повышению рентабельности предприятий и социально-экономическом развитии области в целом.
9. Система реализации Энергетической стратегии области
Энергетическая стратегия области реализуется в соответствии с действующим законодательством. Система реализации Энергетической стратегии области предусматривает выполнение изложенных положений, а также оценку влияния проводимых в ее рамках мероприятий на результат реализации.
Система реализации Энергетической стратегии области предполагает:
разработку и реализацию областной и муниципальных программ, направленных на решение актуальных проблем генерации и сбережения всех видов энергии, использования местных топливно-энергетических ресурсов;
включение разделов эффективного использования и сбережения энергоресурсов в документы областного и муниципального уровня, касающиеся социально-экономического развития территорий;
разработку и принятие в области нормативных правовых актов по отдельным вопросам, отраженным в Энергетической стратегии области, корректирование ранее принятых документов;
формирование информационно-аналитического обеспечения мониторинга Энергетической стратегии области.
Система реализации Энергетической стратегии области предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в топливно-энергетическом комплексе области, получение информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений, негативных тенденций и принятия оперативных сбалансированных решений.
Доработка и уточнение Энергетической стратегии области осуществляются не реже одного раза в 5 лет с одновременной пролонгацией ее временного горизонта. Ежегодно до 1 марта (начиная с 2011 года) по результатам мониторинга орган исполнительной власти области, реализующий полномочия в сфере топливно-энергетического комплекса, представляет в Администрацию области доклад о ходе реализации Энергетической стратегии области с предложениями по ее уточнению и доработке в связи с изменением нормативных правовых актов и динамикой развития топливно-энергетического комплекса области.