Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2011 ГОДУ

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Республики Калмыкия "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия" представляю Главе Республики Калмыкия, в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, и направляю в Правительство Республики Калмыкия, в Верховный суд Республики Калмыкия и Прокуратуру Республики Калмыкия доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2011 году.
В докладе дается оценка состоянию ситуации с правами человека в Республике Калмыкия, отражены наиболее важные правозащитные проблемы 2011 года, приводится информация об основных направлениях работы Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия.
Целью ежегодного доклада является привлечение внимания органов государственной власти, местного самоуправления, а также общественности к проблемам соблюдения прав человека в Республике Калмыкия и поиску их решения.
В основу доклада легли итоги рассмотрения обращений граждан, результаты встреч Уполномоченного и сотрудников его аппарата с населением, сведения, полученные в результате проверок учреждений и организаций. При подготовке доклада также использованы статистические данные и информация органов государственной власти, информация доверенных представителей Уполномоченного, материалы конференций, круглых столов и семинаров с участием Уполномоченного, публикации средств массовой информации.
Представляя ежегодный доклад, Уполномоченный рассчитывает на понимание всех заинтересованных лиц специфики той информации, с которой ему приходится сталкиваться в процессе своей деятельности. Важно, чтобы вопросы, обозначенные в докладе, послужили для должностных лиц серьезным источником информации о проблемах, проистекающих из сложившихся противоречий между декларированными правами и формализованными инструкциями, между нормами закона и реальной правоприменительной практикой. Необходим объективный анализ существующих недостатков, который позволит принять правильные и эффективные управленческие решения, направленные на усиление механизмов государственной защиты прав и свобод человека.

Общий анализ обращений

Работа с обращениями граждан является центральной во всей деятельности Уполномоченного. Именно в ее ходе можно помочь конкретным людям. При этом данное направление требует приложения значительных усилий воли и затрат времени, чтобы убедить государственный орган или конкретное должностное лицо в необходимости эффективных действий в интересах человека. В свою очередь, обращения граждан являются источниками информации об имеющихся проблемах в обществе, об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение вопросов, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд граждан, снятию напряженности в обществе. Качеству рассмотрения обращений граждан, его постоянному повышению в аппарате Уполномоченного уделяется особое внимание, так как именно от этого зависит авторитет государственного правозащитного института.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия" Уполномоченный рассматривает заявления и жалобы граждан Российской Федерации и других лиц, находящихся под ее юрисдикцией, на нарушения или ненадлежащее соблюдение их прав и свобод. Жалобы и заявления подаются на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалобы могут подаваться лицами или негосударственными организациями, уставной целью которых является защита прав человека, при условии согласия на это лица, права и свободы которого были нарушены.
В 2011 году к Уполномоченному обратилось свыше 700 граждан, принято к рассмотрению 412 жалоб, из них 16 коллективных.
Обращения поступили к Уполномоченному из всех районов республики. По-прежнему наибольшее количество обращений поступает из г. Элисты - 72 процента. Второе место за Целинным районом - 7 процентов, на третьем месте Яшкульский район - 3 процента, четвертое и пятое место разделили Кетченеровский и Приютненский районы - 2,5 процентов. Далее следуют Юстинский район - 2 процента, Октябрьский район - 1,7 процентов, Малодербетовский район - 1,5 процента. Обращения из других районов составили от 0,5 до 1 процента от общего количества обращений. К Уполномоченному также поступали жалобы и заявления из Краснодарского края, Астраханской и Волгоградской областей, Республики Чечня и Республики Дагестан.
В обращениях граждан отражаются практически весь спектр проблем современной жизни общества и существующие нарушения прав и законных интересов людей. Анализ обращений граждан показывает, что наибольшие проблемы имеются в сфере социально-экономических и личных прав граждан.
На протяжении многих лет лидирующее положение занимают обращения, связанные с нарушением жилищных прав граждан. В 2011 году их количество составило 27 процентов.
Второе место занимают обращения, связанные с нарушениями прав граждан в сфере деятельности правоохранительных органов - 10,6 процентов.
На третьем месте находятся обращения по поводу нарушений права на социальное обеспечение - 10,1 процента.
Далее расположились обращения по нарушениям права на получение юридической помощи - 9,1 процентов, по нарушениям права частной собственности на имущество - 8,2 процента, по нарушениям права на труд - 7,5 процентов, по нарушениям права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 6 процентов, по нарушениям права на достоинство - 5,8 процентов, по вопросам материнства, детства и семьи - 4,3 процента. Обращения по другим категориям нарушений прав человека составили от 1 до 2-х процентов.
Женщины по-прежнему обращаются к Уполномоченному чаще, чем мужчины. Количество их жалоб и заявлений составило 53 процента.
В результате деятельности по восстановлению нарушенных прав были решены проблемы 22 процентов обратившихся граждан.
На основе поступивших к Уполномоченному обращений в докладе дается общая характеристика положения дел с соблюдением в республике основополагающих прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерацией и международными договорами.

Право на жилище

Право на жилище - одно из конституционных социальных прав, предусматривающее гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получить жилье в соответствии с установленными законом нормами.
Жилищные права граждан являются неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизованного общества, одним из основных показателей благосостояния граждан. Однако обеспечение конституционного права на жилье в современных условиях имеет свои особенности и проблемы.
С нарушением прав граждан по жилищным вопросам может столкнуться любой гражданин нашей страны в любое время.
Жилищный вопрос традиционно - один из самых больных и сложных в социальной политике всех регионов России, в том числе и в Республике Калмыкия. Тем не менее, это право является подлинным, а не правовым стандартом, к которому должно стремиться государство. Речь может идти лишь о достижении разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации права на жилище.
За 2011 год в Республике Калмыкия по данным Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 87,8 тыс. кв.м. жилья, что составляет 107,1 процентов к плановому показателю (82,0 тыс. кв.м.) и 100,5 процентов к периоду 2010 года.
Успешно реализуются республиканская целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на период 2008-2012 годы и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Согласно сводному списку молодых семей по Республике Калмыкия данные программы охватывают 518 семей.
В 2011 году 55 молодым семьям было выделено на уплату процентов по жилищным кредитам (займам) 3 536 946 руб. 25 коп.
Кроме того, в рамках действия Соглашений между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и муниципальными образованиями Республики Калмыкия молодым семьям были выделены средства из федерального бюджета в размере 14 121 314 руб. 52 коп., из республиканского - 7 260 341 руб. 04 коп.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы становится основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации в стране и в нашем регионе.
Начиная с 2008 года, в связи с подготовкой к празднованию 65-летия Победы и с целью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" для органов исполнительной власти и местного самоуправления одним из основных направлений работы стало выполнение важного государственного обязательства - обеспечение жильем ветеранов ВОв и категорий граждан приравненных к ним, вставших на соответствующий учет до 1 марта 2005 года.
Согласно действующему законодательству улучшение жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся до 1 января 2005 года, предусмотрено за счет средств федерального бюджета.
В 2011 году количество ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет, увеличилось с 132 до 260 человек, из которых 153 улучшили жилищные условия за счет средств федерального бюджета, (объем субсидий составил 1008091,8 тыс. руб.). Еще 12 ветеранов осуществляют оформление документов на приобретаемое жилье.
Наиболее проблемными в республике остаются вопросы предоставления жилья по договорам социального найма, невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления решений судов о предоставлении жилого помещения, признания жилья аварийным и непригодным для проживания, ненадлежащего исполнения управляющими компаниями и органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и содержания муниципального жилищного фонда.
Типичным примером служит обращение гр-ки Э., инвалида I группы, ветерана труда, труженика тыла. Заявительница состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в Троицком сельском муниципальном образовании с 2003 года и включена в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
На обращение Уполномоченного в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия был получен ответ, что субсидия на строительство или приобретение жилья в собственность будет предоставлена гр-ке Э. в порядке очередности.
На первый взгляд все легко и просто, но в действительности субсидия ежегодно предоставляется порядка 30 гражданам, и в 2011 году субсидия распределялась гражданам, вставшим на учет до 1990 года.
Сегодня не могут быть признаны удовлетворительными темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В среднем время ожидания предоставления жилых помещений по договорам социального найма составляет 15-20 лет.
Приведем пример по городу Элиста. Так, по данным Мэрии города, граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет до 01.01.2005 г. - 5732, а предоставлены в 2011 году жилые помещения только 7 семьям.
Проблема известна всем - недостаток благоустроенного свободного муниципального жилья и финансовых средств на его строительство.










Совершенствование законодательства о защите прав
и свобод человека и гражданина

Способствование совершенствованию законодательства Республики Калмыкия о защите прав и свобод человека и гражданина и приведению его в соответствие с международными стандартами является одним из направлений деятельности Уполномоченного. Для реализации этой функции Уполномоченный вправе обращаться в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с предложениями о принятии законов Республики Калмыкия, их изменении и дополнении, получать планы законопроектных работ и проекты законов Республики Калмыкия, внесенные в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия.
Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики, осуществляемый Уполномоченным, позволяет выявлять недостатки в правовом регулировании и обращаться с предложениями об их устранении.
При осуществлении мониторинга законодательства Уполномоченный исходит из того, что права граждан являются главным критерием оценки качества законодательства. Другим важным критерием оценки законодательства является его соответствие долговременным целям и ценностям развития личности, общества и государства, качественному правовому обеспечению проводимых в республике преобразований.
В этой связи необходимо отметить принятие в 2011 году Закона Республики Калмыкия "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия", который был поддержан Уполномоченным. В республике появился новый институт защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, первый специализированный омбудсмен.
Анализируя принятые в 2011 году республиканские законы, следует выделить законы Республики Калмыкия "О мерах социальной поддержки лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Республики Калмыкия, и членов их семей", "О региональном материнском (семейном) капитале", "О мерах поддержки многодетных семей", как направленные на реализацию и обеспечение прав человека.
В то же время, мониторинг правоприменительной практики, осуществляемый Уполномоченным, свидетельствует о необходимости совершенствования подзаконной нормативной правовой базы. Это касается вопросов предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, порядка предоставления пособий на детей, один из родителей которых уклоняется от уплаты алиментов. По перечисленным проблемам были направлены соответствующие предложения в Правительство Республики Калмыкия. Уполномоченный рассчитывает, что они будут решены положительно для граждан, как был решен вопрос с увеличением объема предоставления льгот лицам, зараженных вирусом иммунодефицита человека в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Республики Калмыкия и членам их семей.
В 2011 году Уполномоченным были также рассмотрены и даны заключения на проекты федеральных законов "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О внесении изменений в пункт "а" части 6 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

Правовое просвещение

В утвержденных Президентом Российской Федерации в 2011 году Основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан отмечается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
В Основах определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
Главной целью образования в данной сфере является поддержание такого уровня правовых знаний граждан, который бы создавал благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав.
Анализ поступающих в адрес Уполномоченного обращений и проводимых выездных приемов граждан показывает крайне низкий уровень правовых знаний населения. Практически половина выявленных фактов нарушения прав и законных интересов обусловлена незнанием гражданами действующего законодательства, механизмов его реализации и защиты даже в таких жизненно важных вопросах, как семья, труд, здоровье, собственность, налоги, социальное обеспечение и т.д. Зачастую заявители не знают какими правами они могут пользоваться исходя из имеющегося у них статуса.
Правовое просвещение, как важнейший инструмент предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан, формирования гражданского общества, остается одним из приоритетных направлений в работе Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия.
Формы этой деятельности различны. Наиболее типичными являются работа с обращениями граждан, личный прием, в том числе с выездом в районы республики, выступления в средствах массовой информации, публикации ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного, специальных докладов по наиболее злободневным проблемам.
Регулярно сотрудниками Аппарата Уполномоченного по теме прав человека осуществляются выступления перед учителями республики в КРИПКРО на курсах повышения квалификации работников образования.
В течение года Уполномоченный и сотрудники аппарата активно участвовали в различных мероприятиях, организованных государственными ведомствами и общественными организациями. Среди них можно выделить следующие:
семинар "Гендерное просвещение работников региональных и муниципальных органов власти", организованный Консорциумом женских неправительственных организаций;
заседание информационно-дискуссионной площадки на тему "Проблемы здравоохранения и социального развития в Республике Калмыкия";
круглый стол "Реформирование органов внутренних дел и современный облик современного полицейского";
круглый стол "Проблемы правового воспитания и просвещения детей и подростков", организованный региональным отделением Ассоциации юристов России и Управлением Министерства юстиции по Республике Калмыкия.
Развивается сотрудничество по просвещению населения в области прав человека и гражданина с высшими учебными заведениями. В Аппарате Уполномоченного ежегодно проходят практику студенты различных ВУЗов.
Особое внимание уделяется формированию правосознания подрастающего поколения. В том числе посредством дальнейшего развития правового просвещения участников образовательного процесса.
В республике уже не первый год функционирует созданный по инициативе Уполномоченного и при поддержке Министерства образования, культуры и науки республики институт уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Опыт его работы показал действенность и эффективность данной формы правового просвещения обучающихся.
Уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса проводят тематические правовые классные часы, общешкольные недели и декады правовых знаний, встречи с сотрудниками служб и ведомств, которые по роду своей деятельности связаны с обеспечением прав детей, оформляют познавательные стенды, содержащие информацию о правах ребенка.
Наиболее активные участники правового просвещения, образования и воспитания учащихся награждены почетной грамотой Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия. Среди них школьные уполномоченные Бадмаев А.С. (МОУ "СОШ № 21" г. Элиста), Лиджиева М.И (МОУ "Алцынхутинская СОШ"), Маковкина Л.В. (МОУ "Многопрофильная гимназия" г. Лагань), Сюкиева Ю.Н. ("МОУ Городовиковская СОШ").
Сотрудники Аппарата Уполномоченного оказывают школьным уполномоченным методическую и организационную помощь в их деятельности. Разработаны программы обучающих семинаров, проводятся зональные и республиканские конференции для школьных уполномоченных.
Учеба уполномоченных на этих семинарах и конференциях не только теоретически направлена, но и сочетается с практикой, лекции сменяются тренингами и дискуссиями. На семинары в качестве консультантов и участников приглашаются работники органов прокуратуры, суда, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Министерства образования, культуры и науки РК, сотрудники компании "НПО Интерком" (официального дистрибьютора справочно-правовых систем "КонсультантПлюс" в Республике Калмыкия), с которыми у Уполномоченного налажено тесное сотрудничество.
Компания "НПО Интерком", не только знакомит участников семинаров с возможностями справочно-правовой системы "--> Средняя школа", но и вручает диски школьным уполномоченным, выпускаемые в рамках некоммерческой программы поддержки российской науки и образования. Это является отличным подспорьем в работе педагогов, особенно в отдаленной сельской местности, позволяет получить оперативную и достоверную правовую информацию.
С целью формирования у учащихся общеобразовательных школ активной гражданской позиции, овладения знаниями в области прав человека, привлечения подрастающего поколения к делу защиты прав человека, формирования понимания и уважения культурных и национальных традиций Уполномоченным совместно с Министерством образования, культуры и науки РК в 2011 году проведены республиканские конкурсы: исследовательских работ "Права человека глазами ребенка", рисунков "Я рисую свои права" и фотографий "Имею право иметь права".
По предложению Уполномоченного и при поддержке республиканского министерства образования, культуры и науки к Международному Дню прав человека и Дню Конституции РФ в школах республики проводятся недели правовых знаний, посвященные изучению положений Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.
Аппаратом Уполномоченного налажено тесное сотрудничество с республиканской Ассоциацией учителей "За гражданское образование". Ежегодно учителя Ассоциации, школьные уполномоченные, сотрудники Аппарата Уполномоченного проводят совместные заседания. Где происходит обмен опытом работы, утверждается совместный план работы по гражданско-правовому воспитанию учащихся республики, обсуждаются проблемы и перспективы дальнейшей работы по данному направлению.
Также развивается сотрудничество с региональным отделением Ассоциации юристов России по правовому просвещению и воспитанию учащихся, в рамках которого осуществляются совместные выезды в школы республики.
Пятый год функционирует Школа прав человека (ШПЧ), занятия которой проходят в МБОУ "Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского" г. Элисты. Подготовка и проведение занятий осуществляется силами Аппарата Уполномоченного с привлечением представителей органов государственной власти, ученых, юристов. Основными темами курса Школы прав человека являются аспекты теории и истории прав человека, права и обязанности человека и гражданина в РФ, история правозащитного движения в России и в Республике Калмыкия, права несовершеннолетних, российские и международные механизмы защиты прав человека.
В процессе учебной деятельности преподавателями используются не только лекции, но и активные формы проведения занятий - деловые игры, семинары, конференции.
По итогам занятий слушателям, успешно освоившим курс, выдаются свидетельства (сертификаты) об окончании Школы Прав Человека, которые дают им преимущество при поступлении в профильные классы социально - гуманитарной направленности. За четыре года действия данного проекта сертификаты получили более ста выпускников девятых классов. Вместе с тем, важна и другая сторона проекта. Получая основы знаний в области прав человека, дети могут распространять их в своей среде, в семье, среди ровесников.
В настоящее время складывается система, в которую входят Уполномоченный по правам человека, его аппарат и уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, действующие практически во всех общеобразовательных учреждениях республики. Она позволит решать задачу распространения правовых знаний и защиты прав. Учитывая, что в образовательном процессе участвует не только учащиеся и педагоги, но и родители, родственники учащихся, это позволит повысить правовую культуру одновременно нескольких поколений граждан и сделать для них язык права дополнительным объединяющим фактором.
Однако, отмечая положительные моменты в вопросе правового просвещения несовершеннолетних, к сожалению, приходится констатировать, что пока рано говорить о налаженной, комплексной и четко функционирующей системе правового обучения и воспитания в республике.
Уполномоченный считает, что начинать работу по правовому просвещению участников образовательного процесса необходимо еще в дошкольных образовательных учреждениях. Нужно включать в примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования задачи приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Важно напомнить родителям, что одним из основных приемов для ознакомления детей с правами является их собственный пример, то, как сами родители относятся к правам другого человека, уважают их, в том числе и в семье.
В начальной школе необходимо включить в учебный план задачи формирования основ гражданской идентичности личности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважения к окружающим.
В общеобразовательных учебных заведениях необходимо продолжить:
- развитие практики обучения основам права;
- разработку учебных курсов, включающих правовое содержание соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
- формирование правовой культуры педагогов и системы подготовки педагогических кадров учебного предмета "Право", а также углубление профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин.
Необходимо развивать практику сотрудничества общеобразовательных учебных заведений с компетентными службами и ведомствами, деятельность которых напрямую связана с обеспечением реализации и защиты прав детей.

Межнациональное сотрудничество

Развитие межнационального сотрудничества в области прав человека является одним из направлений деятельности Уполномоченного. Реализация данного направления повышает эффективность республиканского правозащитного института, поскольку в ходе ее изучаются и используются опыт работы уполномоченных по правам человека в других субъектах Российской Федерации, материалы, обобщаемые на заседаниях Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека.
В течение 2011 года Уполномоченный и сотрудники его аппарата принимали участие в работе общероссийских совещаний, международных конференций, в семинарах и круглых столах по вопросам правозащитной деятельности.
В состоявшейся 28-30 января 2011 года в г. Майкопе международной конференции на тему: "Мониторинг соблюдения прав человека: роль государственных органов и правозащитных общественных организаций в развитии института защиты прав граждан" принимали участие уполномоченные по правам человека в субъектах РФ в ЮФО и СКФО, сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, представители Фонда им. К. Аденауэра и руководители правозащитных общественных организаций Республики Адыгея. В ходе конференции были рассмотрены вопросы деятельности государственных органов по соблюдению прав человека, мониторинга и анализа соблюдения прав человека в Российской Федерации, повышения роли в сфере правозащитной деятельности государственных органов и правозащитных общественных организаций. Представители Фонда им. К. Аденауэра поделились европейским опытом соблюдения прав человека на примере Германии. В рамках заседания конференции, посвященной практической организации мониторинга соблюдения прав человека, состоялось выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия, который сообщил в своем докладе о ситуации с соблюдением прав человека в республике.
В октябре 2011 года Уполномоченный принял участие в конференции на тему "Пути преодоления трудностей общественного контроля", которая проводилась в г. Пятигорске. Участниками конференции были уполномоченные по правам человека в субъектах ЮФО и СКФО, представители общественных наблюдательных комиссий, представители Совета Европы, сотрудники заинтересованных государственных органов. Участники мероприятия, отмечая положительные результаты по улучшению условий содержания в местах лишения свободы, пришли к мнению о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в части расширения полномочий общественных наблюдательных комиссий и необходимости выработки механизмов совершенствования их деятельности через государственную поддержку посредством компенсации транспортных расходов, оплаты аренды помещения и приобретения оргтехники, также следует повышать уровень подготовленности членов наблюдательной комиссии, обеспечить независимость их деятельности. На конференции был представлен совместный проект сотрудничества Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с Советом Европы для поддержки эффективного наблюдения за местами лишения свободы в Российской Федерации, срок реализации которого рассчитан на 3 года.
22-23 ноября 2011 года в г. Самара состоялся круглый стол российских Уполномоченных по правам человека "Соотношение судебных и несудебных органов в защите прав человека", в котором принял участие республиканский Уполномоченный.
Круглый стол был организован Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Генеральным Директоратом по правам человека и правовым отношениям Совета Европы. В течение двух дней уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, представителями Совета Европы и экспертами в области прав человека были рассмотрены вопросы взаимодействия российских уполномоченных по правам человека с органами судебной власти и органами судейского сообщества, итоги мониторинга реализации права человека на судебную защиту, международный и российский опыт соотношения судебных и внесудебных органов в защите прав человека.
Взаимодействие уполномоченных по правам человека с судебными органами и органами судейского сообщества по вопросам, связанным с реализацией конституционных прав граждан на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство имеет большую актуальность. Как отметили участники круглого стола, наибольшую озабоченность вызывают существующая судебная практика вынесения решений по вопросам избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, условно-досрочного освобождения осужденных от отбытия наказания, судебный контроль за законностью и обоснованностью проведения следственных действий, соблюдение основополагающих принципов судопроизводства: равноправия и состязательности сторон судебного процесса, открытости и разумности сроков судебного разбирательства, соблюдение полноты и правильности протоколов судебных заседаний.
Участники круглого стола пришли к мнению, что усилению гарантий прав граждан на судебную защиту, повышению доверия населения к судебной системе будут способствовать создание дискуссионных площадок по актуальным проблемам судебной системы и ее взаимодействия с государственными и общественными структурами в соответствии с постановлением Президиума Совета судей РФ "О повышении эффективности использования ресурсов гражданского общества при взаимодействии с судами", принятие мер по информированию общественности о содержании Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", продолжение работы по реализации федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности текстов принятых судебных актов для граждан электронными средствами, а также дальнейшее внедрение в практику судопроизводства аудиозаписей судебных процедур с обязательным их приложением к материалам дела и доступность их для сторон в целях использования как основного средства разрешения заявлений, касающихся фиксации хода судебного разбирательства.
12 декабря 2011 года в г. Москве под председательством Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина состоялось заседание Координационного совета российских уполномоченных с участием Председателя Следственного комитета РФ А. Бастрыкина.
Собравшиеся констатировали, что образование Следственного комитета стало важным этапом на пути к правовому государству, в полной мере обеспечивающему соблюдение прав и свобод человека. При этом по-прежнему немало справедливых нареканий граждан вызывают нарушения, допускаемые в ходе предварительного следствия. Факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, задержания в качестве подозреваемых и избрания ареста в качестве меры пресечения, а также нарушения процессуальных сроков, незаконное прекращение и приостановление уголовных дел не способствует укреплению доверия работе следователей. Для разрешения обозначенных проблем необходимо не только повышение эффективности процессуального контроля за деятельностью следственных органов Следственного комитета, но и их открытость обществу.
В результате обсуждения ключевых вопросов по обеспечению прав и законных интересов граждан в ходе предварительного расследования, участники Координационного совета проявили готовность к тесному взаимодействию в работе, направленной на соблюдение прав и свобод человека в ходе доследственных проверок и предварительного следствия по уголовным делам.

Заключение

Несмотря на достигнутые в последние годы позитивные сдвиги в социальной и экономической сферах республики, уровень жизни большинства населения все еще низок, что неблагоприятно отражается на реализации прав и свобод граждан. В обществе распространены правовой нигилизм и недоверие к власти. Все это делает работу государственного правозащитного института весьма сложной и ответственной.
Поэтому в ближайшее будущее основой деятельности Уполномоченного будет неуклонное повышение эффективности мер, направленных на содействие восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также работа по правовому просвещению с тем, чтобы граждане могли эффективно использовать те возможности, которые им предоставляет российская правовая система. Человек должен, прежде всего, четко определять свои права, иметь представление о нормативных правовых актах, гарантирующих ему эти права, и уметь реализовать их с помощью существующих государственных механизмов.
Для более глубокого анализа ситуации с соблюдением тех или иных прав человека, помимо мониторинга, будут проводиться специальные исследования (анкетирование, интервьюирование), по итогам которых можно получить информацию в максимально обобщенном виде.
Конечно, решить многие проблемы сразу невозможно. Тем более что во многих случаях реализация прав граждан требует изменения законодательства, значительного увеличения бюджетных расходов на социальные программы. Однако многие проблемы можно и нужно решать на республиканском и муниципальном уровнях, любое должностное лицо обязано осознавать степень своей ответственности за неукоснительное соблюдение прав и законных интересов граждан.
Открытая дискуссия о причинах, способствующих нарушению прав и законных интересов граждан, позволит найти эффективные механизмы по их искоренению, создаст условия для дальнейшей реализации социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому Уполномоченный открыт к постоянному и честному диалогу по всем вопросам, поставленным в настоящем докладе, подтверждает свою готовность серьезно и непредвзято рассмотреть отклики, критические замечания и предложения всех заинтересованных лиц, органов государственной власти, политических и общественных организаций.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Калмыкия
Е.ЕМЕЛЬЯНЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru