УКАЗ
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В соответствии с Федеральным законом
от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Республике Марий Эл.
2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом, а также принять иные решения, обеспечивающие его реализацию.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
г. Йошкар-Ола
26 марта 2012 года
№ 28
Утверждено
Указом
Главы Республики Марий Эл
от 26 марта 2012 г. № 28
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Республике Марий Эл.
2. Мероприятия по гражданской обороне на межмуниципальном и республиканском уровнях в Республике Марий Эл организуются и проводятся на всей территории республики в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Республики Марий Эл основывается на заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, в органах исполнительной власти и организациях - на основании плана гражданской обороны.
План гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Органы исполнительной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл, организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения основных задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организуют и проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, планируют и организуют проведение иных мероприятий по гражданской обороне.
6. Руководители органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
II. Полномочия органов государственной власти
Республики Марий Эл в области гражданской обороны
7. Глава Республики Марий Эл:
11. Руководство гражданской обороной на территории Республики Марий Эл осуществляет Глава Республики Марий Эл.
12. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, в органах исполнительной власти Республики Марий Эл и организациях - их руководители.
13. В соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Республики Марий Эл, являются:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее - Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл);
структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
14. В целях организации и ведения гражданской обороны на территории Республики Марий Эл должностные лица, осуществляющие на соответствующем уровне руководство гражданской обороной, принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и иные распорядительные документы.
15. Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Департамент) осуществляет координацию действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций по выполнению мероприятий гражданской обороны на территории Республики Марий Эл, планирование и обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны по согласованию с Главным управлением МЧС России по Республике Марий Эл.
16. Планирование, подготовку и проведение эвакуационных мероприятий в республике осуществляет эвакуационная комиссия Республики Марий Эл.
Заблаговременно в мирное время в органах исполнительной власти Республики Марий Эл, органах местного самоуправления в Республике Марий Эл и в организациях создаются соответствующие эвакуационные комиссии, возглавляемые руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл или организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями о них, утверждаемыми должностными лицами, осуществляющими руководство гражданской обороной на соответствующем уровне.
17. Планирование и решение задач по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время в республике, осуществляет Правительственная комиссия Республики Марий Эл по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
В организациях создаются комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в военное время.
Компетенция комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций определяется в положениях о них или в решении об их образовании.
18. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Республики Марий Эл, создаются силы гражданской обороны.
В состав сил гражданской обороны Республики Марий Эл входят службы гражданской защиты (спасательные службы) и аварийно-спасательные формирования.
Служба гражданской защиты (спасательная служба) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов.
Задачи, организация и функции служб гражданской защиты (спасательных служб) определяются соответствующими положениями о службах, утверждаемыми Главой Республики Марий Эл.
Решение о создании служб гражданской защиты (спасательных служб) Республики Марий Эл принимает Глава Республики Марий Эл, в муниципальных образованиях - главы администраций муниципальных образований, в организациях - руководители организаций.
Решением Главы Республики Марий Эл на базе профильных министерств, ведомств республики могут создаваться службы гражданской защиты (спасательные службы) Республики Марий Эл: связи и оповещения, медицинская, охраны общественного порядка, противопожарная, инженерно-строительная, коммунально-техническая и систем жизнеобеспечения, дорожно-транспортная и снабжения горючим, материально-технического, продовольственного и энергоснабжения, защиты сельскохозяйственных животных и растений, защиты культурных ценностей.
Для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего их обеспечения и реализации планов гражданской обороны и защиты населения в муниципальных образованиях органами местного самоуправления в Республике Марий Эл на базе организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) создаются службы гражданской защиты (спасательные службы) муниципальных образований.
Для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего их обеспечения и реализации планов гражданской обороны организаций по решению их руководителей могут создаваться службы гражданской защиты (спасательные службы) организаций.
Вид и количество служб определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
19. Аварийно-спасательные формирования - самостоятельные или входящие в состав служб гражданской защиты (спасательных служб) структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Порядок подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны.
20. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются на территориальные формирования и формирования организаций.
Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, наращивания сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Базой для создания территориальных формирований являются организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти Республики Марий Эл и органам местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и починяются их руководителям.
21. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
22. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории республики принимают Глава Республики Марий Эл, уполномоченные им должностные лица или руководители органов местного самоуправления в Республике Марий Эл и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
23. Для выполнения задач гражданской обороны решением Правительства Республики Марий Эл могут привлекаться расположенные на территории республики специализированные аварийно-спасательные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации.
24. Для осуществления управления гражданской обороной органы исполнительной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл и организации в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
25. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.
Сбор информации и обмен ею осуществляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, Правительством Республики Марий Эл, органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления, а также организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, и организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и (или) военное время.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в рамках полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации, представляют информацию в Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл.
Кроме того, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до Правительства Республики Марий Эл, органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Правительство Республики Марий Эл через Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл представляет информацию в Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Органы исполнительной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления представляют информацию в Правительство Республики Марий Эл через Департамент, организации - в орган местного самоуправления и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти Республики Марий Эл, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.
Порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Формы донесений и сроки их представления определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, и его территориальными органами.
V. Заключительные положения
26. Нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы.
27. Финансирование мероприятий республиканского уровня по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Марий Эл осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
28. Неисполнение должностными лицами и гражданами обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.