Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве).
Деятельность по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Республики Коми организуется и осуществляется органами исполнительной власти Республики Коми на основе требований Закона Республики Коми от 08.11.2007 № 96-РЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Республики Коми".
Установлено, что задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, направлена на решение таких вопросов как: защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства; выявление детей, оставшихся без попечения родителей, ведение учета таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования; содействие в создании необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 6 Закона об опеке и попечительстве, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации одной из основных задач деятельности которых, является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Для выполнимости функций контроля не только со стороны органов опеки и попечительства, но и государственных органов, осуществляющих правовую экспертизу документов, представляемых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит норму, согласно которой копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган по государственной регистрации.
Это обусловлено тем, что ограниченно дееспособные лица могут совершать сделки только с согласия попечителей, а недееспособные - вообще не могут совершать сделки (в их интересах действуют назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны)).
Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных (ст. 19 Закона об опеке и попечительстве).
Действует общее правило о недопустимости отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего подопечному (ст. 20 Закона об опеке и попечительстве).
Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением: принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога; отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного; отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного; отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного; отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.
Для заключения указанных сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со ст. 21 Закона об опеке и попечительстве.
Указанная статья предусматривает, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного.
Таким образом, особенностью представления документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество является необходимость получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства, которое в обязательном порядке должно быть помещено в материалы дела правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества с целью проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки.
В заключение необходимо отметить, что устранение государства от защиты прав и законных интересов граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство, при совершении сделок с жилыми помещениями недопустимо, поскольку может повлечь утрату ими права пользования жильем, а самостоятельно реализовать свои жилищные права и обеспечить себя жильем в силу объективных причин они не могут.
Следовательно, наличие предусмотренных законодательством особенностей проведения государственной регистрации, является проявлением контрольной функции государства, обеспечивающей максимальную защиту права собственности на недвижимое имущество граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство.

03.05.2012





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru