Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу № А11-6436/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2011.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коршуновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница" г. Гусь-Хрустальный (ОГРН 1033300202759) о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе от 27.07.2011 № 184 по делу об административном правонарушении о взыскании административного штрафа в размере 10 000 руб., при участии представителей:
от заявителя - Рогозина Ю.А. (по доверенности от 03.10.2011);
от заинтересованного лица - Дергачевой А.В. (по доверенности от 13.10.2011), Гончаровой Н.П. (по доверенности от 04.10.2011 № 14),

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" г. Гусь-Хрустальный (далее - заявитель, Муниципальное учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе (далее - заинтересованное лицо, Территориальный отдел) от 27.07.2011 № 184 по делу об административном правонарушении о взыскании административного штрафа в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленного требования Муниципальное учреждение указало на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Территориальный отдел не признал требование Муниципального учреждения, указав на законность, обоснованность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены, подробно изложив свои доводы в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 26.10.2011 по 27.10.2011.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Должностным лицом Территориального отдела при рассмотрении экстренной информации, поступившей из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Владимирской области" в г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе, о массовой пораженности педикулезом детей, находящихся на отдыхе в МОУ ДОД "Детский лагерь "Хрусталек", было установлено, что справки, разрешающие допуск детей в лагерь были выданы медицинскими работниками муниципальном учреждении здравоохранения "Детская городская больница" г. Гусь-Хрустальный. В указанных справках, датированных 5, 6 и 7 июля 2011, содержатся отметки "педикулеза нет" либо вообще отсутствуют отметки о наличии (отсутствии) педикулеза у осмотренных детей. Вместе с тем, медицинским работником детского лагеря при осуществлении входного контроля у поступивших детей была обнаружена пораженность педикулезом.
Усмотрев в действиях Муниципального учреждения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с целью выяснения всех обстоятельств совершения данного правонарушения должностное лицо Территориального отдела вынесло определение от 15.07.2011 № 184 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
27.07.2011 по данному факту Территориальным отделом в отношении Муниципального учреждения был составлен протокол № 184 об административном правонарушении.
В данном протоколе указано, что в ходе административного расследования установлено нарушение Муниципальным учреждением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: пункта 11.3 приложения № 18 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", пункта 3.3 приложения № 4 к приказу МЗ РФ от 26.11.1998 № 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом".
Начальник Территориального отдела, рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление по делу об административном правонарушении от 27.07.2011 № 184 о привлечении Муниципального учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Муниципальное учреждение, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в арбитражный суд.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив представленные сторонами доказательства и приведенные ими доводы в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении конкретных, действующих на момент совершения правонарушения, санитарных правил и гигиенических нормативов, либо невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Следовательно, применительно к данному правонарушению, с учетом требований статей 2.1 (часть 1), 26.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ протокол и постановление по делу об административном правонарушении должно содержать помимо прочего конкретные нормы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые были нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении от 27.07.2011 № 184 указано на нарушение Муниципальным учреждением пункта 11.3 приложения № 18 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", пункта 3.3 приложения № 4 к приказу МЗ РФ от 26.11.1998 № 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом".
В соответствии с пунктом 11.3 приложения № 18 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей" решение о возможности отдыха ребенка принимает участковый врач или педиатр образовательного учреждения. В летние оздоровительные учреждения не могут быть направлены дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосителями инфекционных заболеваний. Данный пункт находится в разделе XI приложения № 18 СанПиН 2.4.4.1204-03 - организация работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях. И соответственно регулирует деятельность вышеуказанных лиц.
Поскольку Муниципальное учреждение и его специалисты не относятся к загородному оздоровительному учреждению (образовательному учреждению), следовательно, у них отсутствует обязанность по соблюдению данной нормы, а значит у административного органа не имеются оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ за ее нарушение.
Как следует из положений статьи 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 названного Закона в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно статье 39 упомянутого Закона (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
В этой связи приказ Минздрава Российской Федерации от 26.11.1998 № 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом", нарушение которого (пункт 3.3 приложения 4), вменяется Муниципальному учреждению, не соответствует вышеуказанным требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и, как следствие, не может применяться в спорных правоотношениях.
Кроме того, данный приказ не прошел соответствующую государственную регистрацию, не опубликован в установленном порядке, следовательно, не влечет правовых последствий и не имеет силу нормативного правового акта, не может служить основанием для регулирования спорных правоотношений, применения санкций к организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Более того, упомянутый пункт 3.3 приложения 4 к приказу не содержит требований по заполнению формы № 079-У, что непосредственно вменяется в вину Муниципальному учреждению.
Таким образом, в рассматриваемом деле правила, установленные пунктом 11.3 приложения № 18 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", пункт 3.3 приложения № 4 к приказу МЗ РФ от 26.11.1998 № 342 "Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом" не образуют в отношении Муниципального учреждения объективную сторону состава правонарушения, установленного статьей 6.3 КоАП РФ.
Представленные в материалы дела медицинские справки формы № 079-У от 29.06.2011, 30.06.2011, 05.07.2011, 06.07.2011, 07.07.2011 не содержат сведений о заболевании детей педикулезом.
В нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ Территориальный отдел не представил убедительных доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, опровергающих данные, указанные в справках формы № 079-У.
Имеющиеся в материалах административного дела документы, на основании которых Отдел принимал оспариваемое решение, содержат противоречивые сведения, в связи с чем, не могут быть приняты судом в качестве доказательств по делу. Так, экстренные извещения МОУ ДОД "Детский загородный лагерь "Хрусталек" содержат сведения о выявлении педикулеза у детей 10.07.2011. Из объяснительной записки врача лагеря Блинова А.С. следует, что осмотр и выявление заболевания имело место 09.07.2011, а в оперативном донесении вообще отсутствует информация о сроке обнаружения заболевания.
При этом суду не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие заболевания у детей при их осмотре в Муниципальном учреждении. Доводы заинтересованного лица в этой части основаны на научных предположениях, не подтвержденных документально.
Судом также не принимаются в качестве доказательств объяснения Блинова А.С. от 26.10.2011, объяснения родителей детей и иных их родственников представленных на имя главного врача Рогозиной Т.А., как не отвечающие признакам допустимости доказательств. Кроме того, данные документы не были предметом исследования в рамках административного дела.
Таким образом, в действиях Муниципального учреждения отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, а также не доказано событие вменяемого правонарушения. Что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заинтересованного лица судом не принимаются, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, а также данным, изложенным в оспариваемом постановлении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое постановление или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку в данном случае арбитражный суд установил, что оснований для привлечения Муниципального учреждения к административной ответственности не имелось, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе от 27.07.2011 по делу об административном правонарушении № 184 о назначении Муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница" административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья
Н.Г.ТИМЧУК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru