АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу № А79-2197/2011
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2011 года.
Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
индивидуального предпринимателя В.
к администрации г. Чебоксары
о признании незаконными действия,
третье лицо - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом,
при участии:
от заявителя - В.,
от администрации - Р. по доверенности от 28.06.2011 года,
установил:
индивидуальный предприниматель В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации г. Чебоксары о признании незаконными действия об отказе предоставить ему земельный участок, площадью 0,1126 га, расположенный в г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б за плату в собственность.
Заявление мотивировано тем, что 29 июля 2008 году он приобрел по договору купли-продажи нежилое помещение № 3, расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7 "б" (ранее 5 "Б"), что подтверждается свидетельствам о регистрации права собственности № 21 АА № 456123. 2 декабря 2008 года предприниматель обратился в Администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б, площадью 1126 кв. м в собственность, а также о предоставлении в аренду земельного участка площадью 59 кв. м по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б для организации подъездных путей. 25 декабря 2008 года ему был дан ответ Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом за № 039/3-3584, что подготовлен проект распоряжения администрации г. Чебоксары о передаче ему земельного участка в собственность. Также было сообщено, что он должен предоставить материалы по выполнению кадастровых работ на дорогу общего пользования. Предприниматель неоднократно обращался в МУ "Земельное управление" для согласования распоряжения, предоставлял документы по оформлению дороги общего пользования. После неоднократных обращений распоряжением № 2615-р от 19.08.2010, ему был предоставлен земельный участок на дорогу общего пользовании. На его обращения по вопросу оформления земельного участка под объектом недвижимости сообщалось, что оба участка будут закреплены за ним в одном акте.
Однако письмом № 039/3-2989 от 31 декабря 2010 г. Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщил ему, несмотря на утверждение о том, что имеется распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность, что он сам не согласовал распоряжение и ему было отказано в передаче земельного участка в собственность, а лишь могут предоставить в аренду.
Действия администрации г. Чебоксары незаконны по следующим основаниям: в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность предприниматель обратился 02 декабря 2008 года. В течении месяца 25 декабря 2008 года администрацией был дан ему ответ о подготовке проекта распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность. Согласно ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти обязан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка. Однако, проект договора не предоставлен по настоящее время. Кроме того, ссылка администрации на наличие на земельном участке красных линий несостоятельна, так как в материалах межевания красные линии не значатся.
В ходе судебного заседания предприниматель заявленные требования поддержал.
Представитель администрации требование не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В порядке статей 123
, 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Предприниматель является собственником объекта недвижимости - помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2008 серии 21 АА № 456123).
02.12.2008 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под зданием площадью 1126 кв. м.
Письмом № 039/3-2989 от 31.12.2010 Администрация отказала в предоставлении, указанного земельного участка в собственность.
Не согласившись с отказом Администрации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29
Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9
, 10
и 11
настоящего Кодекса.
В статье 36
Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом
.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что предприниматель является собственником объекта недвижимости (помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б), находящегося на землях муниципальной собственности.
Согласно договору купли-продажи помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б, данное помещение находится на земельном участке общей площадью 1126 кв. м, который принадлежал продавцам на основании договора аренды № 235/2935-л от 04.07.2006.
02.12.2008 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под зданием площадью 1126 кв. м.
В силу пункта 6 статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36
Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20
Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Письмом № 039/3-2989 от 31.12.2010 Администрация отказала в предоставлении, указанного земельного участка в собственность, поскольку предприниматель не согласовал проект распоряжения администрации, кроме того, земельный участок попадает на проектируемую магистральную дорогу общегородского значения.
В силу пункта 4 статьи 28
Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении
от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Вместе с тем, администрация не представила доказательств невозможности предоставления предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 21:01020706:90 в собственность по основаниям, предусмотренным в законе.
Письмом № 29/04-2661 от 01.07.2011 Администрация г. Чебоксары сообщает, что проектируемая магистральная автодорога не попадает на земельный участок, предполагаемый предоставить В.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на Администрацию по правилам статьи 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере <...> подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 176
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконными действия Администрации г. Чебоксары об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю В. земельного участка с кадастровым номером 21:01020706:90, площадью 1126 кв. м, расположенного в г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7 "б" в собственность за плату.
Взыскать с Администрации г. Чебоксары в пользу индивидуального предпринимателя В., ОГРН 309213021100014, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.
Возвратить индивидуальному предпринимателю В. излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере <...>, оплаченную по квитанции от 31.03.2011 года № 34.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.