Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу № А79-2197/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
индивидуального предпринимателя В.
к администрации г. Чебоксары
о признании незаконными действия,
третье лицо - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом,
при участии:
от заявителя - В.,
от администрации - Р. по доверенности от 28.06.2011 года,

установил:

индивидуальный предприниматель В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации г. Чебоксары о признании незаконными действия об отказе предоставить ему земельный участок, площадью 0,1126 га, расположенный в г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б за плату в собственность.
Заявление мотивировано тем, что 29 июля 2008 году он приобрел по договору купли-продажи нежилое помещение № 3, расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7 "б" (ранее 5 "Б"), что подтверждается свидетельствам о регистрации права собственности № 21 АА № 456123. 2 декабря 2008 года предприниматель обратился в Администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б, площадью 1126 кв. м в собственность, а также о предоставлении в аренду земельного участка площадью 59 кв. м по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б для организации подъездных путей. 25 декабря 2008 года ему был дан ответ Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом за № 039/3-3584, что подготовлен проект распоряжения администрации г. Чебоксары о передаче ему земельного участка в собственность. Также было сообщено, что он должен предоставить материалы по выполнению кадастровых работ на дорогу общего пользования. Предприниматель неоднократно обращался в МУ "Земельное управление" для согласования распоряжения, предоставлял документы по оформлению дороги общего пользования. После неоднократных обращений распоряжением № 2615-р от 19.08.2010, ему был предоставлен земельный участок на дорогу общего пользовании. На его обращения по вопросу оформления земельного участка под объектом недвижимости сообщалось, что оба участка будут закреплены за ним в одном акте.
Однако письмом № 039/3-2989 от 31 декабря 2010 г. Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщил ему, несмотря на утверждение о том, что имеется распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность, что он сам не согласовал распоряжение и ему было отказано в передаче земельного участка в собственность, а лишь могут предоставить в аренду.
Действия администрации г. Чебоксары незаконны по следующим основаниям: в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность предприниматель обратился 02 декабря 2008 года. В течении месяца 25 декабря 2008 года администрацией был дан ему ответ о подготовке проекта распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность. Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти обязан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка. Однако, проект договора не предоставлен по настоящее время. Кроме того, ссылка администрации на наличие на земельном участке красных линий несостоятельна, так как в материалах межевания красные линии не значатся.
В ходе судебного заседания предприниматель заявленные требования поддержал.
Представитель администрации требование не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В порядке статей 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Предприниматель является собственником объекта недвижимости - помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2008 серии 21 АА № 456123).
02.12.2008 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под зданием площадью 1126 кв. м.
Письмом № 039/3-2989 от 31.12.2010 Администрация отказала в предоставлении, указанного земельного участка в собственность.
Не согласившись с отказом Администрации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что предприниматель является собственником объекта недвижимости (помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б), находящегося на землях муниципальной собственности.
Согласно договору купли-продажи помещение № 3 площадью 86,5 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7б, данное помещение находится на земельном участке общей площадью 1126 кв. м, который принадлежал продавцам на основании договора аренды № 235/2935-л от 04.07.2006.
02.12.2008 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под зданием площадью 1126 кв. м.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Письмом № 039/3-2989 от 31.12.2010 Администрация отказала в предоставлении, указанного земельного участка в собственность, поскольку предприниматель не согласовал проект распоряжения администрации, кроме того, земельный участок попадает на проектируемую магистральную дорогу общегородского значения.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Вместе с тем, администрация не представила доказательств невозможности предоставления предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 21:01020706:90 в собственность по основаниям, предусмотренным в законе.
Письмом № 29/04-2661 от 01.07.2011 Администрация г. Чебоксары сообщает, что проектируемая магистральная автодорога не попадает на земельный участок, предполагаемый предоставить В.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на Администрацию по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере <...> подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконными действия Администрации г. Чебоксары об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю В. земельного участка с кадастровым номером 21:01020706:90, площадью 1126 кв. м, расположенного в г. Чебоксары, ул. Пристанционная, 7 "б" в собственность за плату.
Взыскать с Администрации г. Чебоксары в пользу индивидуального предпринимателя В., ОГРН 309213021100014, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.
Возвратить индивидуальному предпринимателю В. излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере <...>, оплаченную по квитанции от 31.03.2011 года № 34.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru