Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2012 г. по делу № А73-15641/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.03.2012.
Арбитражный суд в составе: судьи Сумина Д.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коленко О.О.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Компания ДВ Инвест"
к Хабаровскому УФАС России
о признании незаконными п. 1 мотивировочной части решения от 08.11.2011 по делу № 8-01/361 и определения от 08.11.2011 о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела
третьи лица: Правительство Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Администрация г. Хабаровска, ООО "Велес"
при участии:
от заявителя: Ф.О. по доверенности от 15.12.2010
от Хабаровского УФАС России: О.И. по доверенности от 30.09.2011 № 7/7831
от Правительства Хабаровского края: Ш.А. по доверенности от 20.12.2011 № 9-328-23651
от Минстроя Хабаровского края: С.Ю. по доверенности от 10.01.2012 № 03.3-18
от Минимущества Хабаровского края: Т.К. по доверенности от 13.08.2011 № 1-11/6445
от администрации г. Хабаровска: Ш.Д. по доверенности от 30.12.2011 № 1.1.26-267
от ООО "Велес": К.К. по доверенности от 25.10.2011
Суд

установил:

ООО "Компания ДВ Инвест" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом письменного уточнения формулировки заявленных требований, о признании незаконными пункта 1 мотивировочной части решения Хабаровского УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.11.2011 по делу № 8-01/361 и определения Управления от 08.11.2011 о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать антимонопольный орган возобновить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц возражали против заявленных требований. Представлены отзывы.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.03.2012 до 16.03.2012.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обществом 07.06.2011, 17.06.2011 и 11.07.2011 в антимонопольный орган поданы заявления с дополнением о нарушении антимонопольного законодательства должностными лицами администрации г. Хабаровска, Минстроя Хабаровского края (далее - Минстрой), в которых отражены допущенные, по мнению Общества, указанными органами государственной власти и местного самоуправления нарушения законодательства о конкуренции, земельного и градостроительного законодательства при рассмотрении заявлений ООО "Компания ДВ Инвест" о предоставлении земельных участков, а также при выделении земельных участков ООО "Велес" и ООО "Версия".
Приказом руководителя Управления от 15.09.2011 № 535 со ссылкой на заявление Общества (без указания реквизитов заявления) возбуждено дело № 8-01/361 по признакам нарушения Министерством строительства Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части отказа Обществу в выборе и формировании земельных участков, расположенных по ул. П.Л. Морозова в г. Хабаровске, для строительства капитальных объектов: административного здания, объекта торгового назначения с предварительным согласованием места расположения объектов; создана комиссия по рассмотрению дела.
Определением Управления от 05.10.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г. Хабаровска (далее - Администрация), Правительство Хабаровского края (далее - Правительство) и Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество).
По результатам рассмотрения дела № 8-01/361 комиссией Управления принято решение от 08.11.2011 № 51, которым действия Минстроя по отказу Обществу письмом от 14.05.2010 № 03.3-2993 в организации работ по выбору/формированию земельного участка для строительства капитального объекта признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции.
В действиях Администрации, Минимущества и Правительства нарушений Закона о конкуренции не установлено, в связи с чем Определением от 08.11.2011 прекращено участие указанных лиц в рассмотрении дела № 8-01/361.
Посчитав решение Управления в части п. 1 мотивировочной части, а также определение от 08.11.2011 незаконными, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В п. 1 мотивировочной части решения Управления приведены положения действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления земельных участков, и описаны обстоятельства предоставления земельных участков ООО "Велес".
Как указано выше, дело № 8-01/361 возбуждено Управлением по признакам нарушения Минстроем части 1 статьи 15 Закона о конкуренции не по всем обстоятельствам, на которые указывало Общество в поданных в антимонопольный орган заявлениях, а лишь в части отказа Обществу в выборе и формировании земельных участков, расположенных по ул. П.Л. Морозова в г. Хабаровске, для строительства капитальных объектов: административного здания, объекта торгового назначения.
Судом установлено, что Обществом в Минстрой были поданы заявления на организацию работ по выбору земельных участков для строительства объектов: Центр обслуживания туристов (вх. № 3868/03.3 от 05.11.2009), Гостиница (вх. № 3869/03.3 от 05.11.2009), Административное здание (вх. № 4270/03.3 от 06.05.2010), Объект торгового назначения (вх. № 4271/03.3 от 06.05.2010), Административное здание (вх. № 4272/03.3 от 06.05.2010).
Таким образом, предметом рассмотрения антимонопольного органа в рамках дела № 8-01/361 должна являться законность действий Минстроя, а также иных лиц, привлеченных к участию в деле в качестве ответчиков в порядке п. 3.36.2 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, связанных именно с принятием и рассмотрением заявлений Общества, зарегистрированных за входящими номерами 4270/03.3, 4271/03.3 и 4272/03.3 от 06.05.2010.
Проверка законности каких-либо действий в отношении иных заявлений Общества и указанных в них земельных участков не входит в предмет рассмотрения комиссии Управления, созданной для рассмотрения дела № 8-01/361.
В связи с этим законность выводов антимонопольного органа, касающихся земельных участков, в отношении которых Обществом были поданы заявления за входящими номерами 3868/03.3 и 3869/03.3 от 05.11.2009, не имеет правового значения, поскольку эти вопросы не подлежали рассмотрению в рамках дела № 8-01/361.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 № 85-пр.
В соответствии с положениями Раздела 2 Порядка заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, формировании земельных участков представляются заинтересованными лицами в Минстрой, который в случае принятия решения о рассмотрении заявления направляет соответствующее обращение в Администрацию.
Далее Порядком регламентированы действия Администрации и Минимущества по рассмотрению заявления и принятию по нему решения.
Минстрой письмом от 14.05.2010 № 03.3-2993 отказал Обществу в выборе и формировании земельных участков по заявлениям, зарегистрированным за входящими номерами 4270/03.3 - 4272/03.3 от 06.05.2010.
Управление признало данные действия Минстроя нарушением Закона о конкуренции. Минстрою выдано предписание от 08.11.2011 об отзыве письма от 14.05.2010 № 03.3-2993.
В данной части решение антимонопольного органа не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит, что у Администрации, Минимущества и Правительства не имелось оснований совершать какие-либо действия по рассмотрению заявлений Общества о выборе и формировании земельных участков для строительства капитальных объектов: административное здание и объект торгового назначения, поскольку в отношении этих заявлений Минстроем не было принято предусмотренное п. 2.4 Порядка решение об их рассмотрении, и они не были в соответствии с требованиями Порядка направлены Минстроем в Администрацию.
Следовательно, каких-либо нарушений антимонопольного или иного законодательства при рассмотрении заявлений Общества о выборе и формировании земельных участков для строительства капитальных объектов: административного здания и объекта торгового назначения Администрацией, Минимуществом и Правительством не допущено постольку, поскольку эти заявления ими не рассматривались, решения по ним не принимались.
Контроль за соблюдением органами власти и местного самоуправления земельного законодательства в части выбора способов предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 30 ЗК РФ (с предварительным согласованием места размещения объекта или без такового) сам по себе не входит в компетенцию антимонопольных органов, которые, рассматривая дело о нарушениях Закона о конкуренции, устанавливают, приводят (могут ли привести) рассматриваемые действия к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Суд находит, что необоснованное включение Управлением в п. 1 оспариваемого решения выводов по вопросам, не входящим в предмет рассмотрения по делу № 8-01/361, не привело к принятию неправильного решения и не является основанием для признания решения Управления в оспариваемой части недействительным, поскольку не нарушает права и законные интересы Общества.
Вместе с тем, суд находит ошибочной позицию Минстроя о том, что во исполнение предписания антимонопольного органа Обществу направлено письмо об отзыве письма от 14.05.2010 № 03.3-2993, в связи с чем предписание полностью исполнено и совершение каких-либо дальнейших действий Минстроем не предполагается.
Поскольку письмо, в котором, по существу, содержится отказ в выборе земельных участков по заявлениям Общества от 06.05.2010 № 4270/03.3-4272/03.3, отозвано, в настоящее время имеет место ситуация, когда по указанным заявлениям Общества не принято никакого решения, что является нарушением п. 2.3 Порядка.
Следовательно, Минстрою надлежит совершить в отношении указанных заявлений Общества действия, предусмотренные п.п. 2.3, 2.4 Порядка.
В случае, если в ходе работы с названными заявлениями Общества в соответствии с положениями Порядка будет установлено, что они касаются земельного участка (участков), предоставленного (предоставленных) в аренду третьему лицу, они также подлежат учету по истечении срока аренды с учетом положений Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Проанализировав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что Управлением правомерно прекращено участие Администрации, Минимущества и Правительства в рассмотрении дела № 8-01/361, поскольку доказано, что указанные лица не совершили каких-либо нарушений антимонопольного или иного законодательства при рассмотрении заявлений Общества о выборе и формировании земельных участков для строительства административного здания и объекта торгового назначения, а иные обстоятельства не подлежали установлению в рамках указанного дела исходя из содержания приказа Управления от 15.09.2011 № 535 о его возбуждении.
Доводы Общества о наличии в действиях указанных лиц нарушений антимонопольного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков ООО "Велес" и ООО "Версия" не имеют правового значения и выходят за пределы доказывания по настоящему делу.
В рамках настоящего дела подлежит доказыванию законность выводов антимонопольного органа об отсутствии нарушений Администрацией, Минимуществом и Правительством антимонопольного законодательства при рассмотрении заявлений Общества о выборе и формировании земельных участков для строительства административного здания и объекта торгового назначения.
Указанные выводы Управления признаны судом законными и обоснованными.
Следовательно, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы Правительства и Минимущества относительно неподведомственности суду спора о признании недействительным определения от 08.11.2011 о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела № 8-1/361 суд отклоняет.
Данный документ является ненормативным правовым актом антимонопольного органа, принимаемым в соответствии с п. 3 ст. 42 Закона о конкуренции, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, и влияющим на права и обязанности лица, признанного ранее ответчиком по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Следовательно, такое определение может быть обжаловано в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ.
Поскольку заявленные требования оставлены судом без удовлетворения, понесенные Обществом судебные расходы относятся на него в силу ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Д.Ю.СУМИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru