ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. № 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
НА 2012 ГОД
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс
мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва на 2012 год.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
Первый зам. Председателя Правительства
Республики Тыва
С.ТЕН
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 15 февраля 2012 г. № 75
КОМПЛЕКС
мер по модернизации системы общего образования
Республики Тыва в 2012 году
Раздел I. Текущее состояние общего образования
Республики Тыва
В республике функционирует 173 дневных общеобразовательных школы: 9 начальных, 11 основных, 146 средних, 7 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых 42 школы с углубленным изучением предметов, 3 гимназии, 4 лицея, 1 кадетское учреждение. Также 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. 37 школ расположены в городской местности, 149 в сельской местности. Из общего количества 42 школы (22,5%) являются малокомплектными, в которых обучается 2600 учащихся, что составляет 4,8% от общего количества учащихся образовательных учреждений (далее - ОУ). Наблюдается тенденция к увеличению городского населения и уменьшению сельского, что приводит к перегрузке городских дошкольных и общеобразовательных учреждений и уменьшению количества учащихся в сельских и малокомплектных школах.
В 2011 году количество общеобразовательных учреждений осталось на уровне 2010 года. Численность учащихся дневных школ уменьшилась на 178 чел., вечерних школ сократилась на 115 чел.
Общая численность обучающихся дневных школ - 54423 человека (27282 - в городской, 27141 - в сельской местности).
Наблюдается рост количества комплектов первых классов - 316 в 2011 г. (300 - в 2010 г.), причем больший прирост дали сельские школы: со 178 до 192.
В системе дополнительного образования функционируют 16 центров, 4 дома творчества детей, 3 клуба, 2 станции технического творчества, 19 спортивных школ различной ведомственной принадлежности. В 44 внешкольных объединениях занимаются 23694 учащихся. Дополнительное образование дети получают и в системе культуры и искусства республики: в 34 школах искусств занято 5750 детей.
Система образования Республики Тыва является двуязычной, в рамках которой создаются условия для обучения на государственных языках (русском и тувинском).
Улучшены значения основных показателей по сравнению с 2010 годом: наполняемость классов в городских школах - 23,5 человека, в сельских - 16,0 человека; соотношение "ученик - учитель" - 11,9 человека, что позволило снизить объем неэффективных расходов в системе общего образования.
Получили дальнейшее развитие современные экономические механизмы: новая система оплаты труда, ориентированная на качество работы учителей, и нормативно-подушевое финансирование. В течение 2009 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ) 100% общеобразовательных учреждений республики (173 дневных и 13 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений). При формировании НСОТ акцент был сделан на разработку модели стимулирования труда работников, в первую очередь, учителя. По итогам введения НСОТ отмечается дифференциация в объемах заработной платы педагогов в зависимости от качества труда.
Обеспечен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС) первых классов всех общеобразовательных учреждений республики. 7363 учащихся 1 - 2-х классов начали обучение по ФГОС в штатном режиме.
В рамках направления "Развитие системы поддержки талантливых детей" в Республике Тыва осуществляется выявление одаренных детей и молодежи при проведении муниципальных, региональных конкурсных мероприятий. Разрабатывается модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. Создана региональная база данных талантливой молодежи. Действует Центр обучения одаренных детей на базе ГАОУ "Государственный лицей Республики Тыва".
По направлению "Совершенствование учительского корпуса" общесистемной является кадровая ситуация в образовании. В системе образования занято 18455 человек. Из них в общеобразовательных учреждениях - 10488 человек - 5388 учителей ОУ, включая совместителей. Высшее профессиональное образование имеют 80,6% педагогов. Стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 9,1%, от 2 до 5 лет - 10,6%, от 5 до 10 лет - 12,2%, от 10 до 20 лет - 24,3%, свыше 20 лет - 43,8%.
Для поднятия престижа учительской профессии проведен конкурс лучших учителей. Проведены республиканские конкурсы "Учитель года - 2011 г.", "Лучший учитель СКОУ - 2011", "Лучший воспитатель ДОУ - 2011 г. ", "Лучший учитель родного языка - 2011 г.".
В 2011 году проведен Съезд работников образования Республики Тыва. Сотрудниками республиканских институтов проводятся проблемные, проектные семинары, мастер-классы, обучение работе с электронными ресурсами, по информационным технологиям, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.
В рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы для привлечения перспективных выпускников ВУЗов для работы в школах выделяется государственная поддержка в сумме 500 тыс. рублей на одного человека (по 250 тыс. рублей в 2011 и 2012 годах), прибывшего работать по вакансии в общеобразовательное учреждение. В Республике Тыва государственную поддержку на конкурсной основе получают 4 человека. Еще 6 молодых специалистов - учителя русского языка и литературы, поехавшие работать в отдаленные кожууны (Тоджинский, Барун-Хемчикский, Бай-Тайгинский, Чеди-Хольский), получили поддержку в размере 100 тыс. рублей каждый.
По направлению "Изменение школьной инфраструктуры" на республиканском уровне обсуждаются вопросы обновления норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми и др. В 2011 году введена в эксплуатацию начальная школа № 8 г. Кызыла, отвечающая современным требованиям.
│оценка реализации │ │ │ │ декабрь │образования │
│проектов на │ │ │ │ │и науки │
│республиканском │ │ │ │ │Республики Тыва │
│уровне │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────────┤
│28. Подготовка │ │ июнь │ │ декабрь │Министерство │
│и представление │ │ │ │ │образования │
│в Минобрнауки │ │ │ │ │и науки │
│России отчетов по │ │ │ │ │Республики Тыва │
│реализации проектов │ │ │ │ │ │
│за 2012 год │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────────┘
Приложение № 4
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Республики Тыва в 2012 году
ПЛАН-ГРАФИК
повышения фонда оплаты труда учителей
общеобразовательных учреждений
Республики Тыва в 2012 году
┌──────────────────────┬──────────┬───────────┬────────────┬───────────┐
│ Наименование │I квартал │II квартал │III квартал │IV квартал │
│ показателя │ │ │ │ │
├──────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│Размер фонда оплаты │313467,0 │472012,0 │162089,0 │334950,0 │
│труда учителей │ │ │ │ │
│общеобразовательных │ │ │ │ │
│учреждений Республики │ │ │ │ │
│Тыва, тыс. рублей │ │ │ │ │
├──────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│Процент увеличения │ 0 │ 50,8 │ 0 │ 106,7 │
│фонда оплаты труда │ │ │ │ │
│учителей │ │ │ │ │
│общеобразовательных │ │ │ │ │
│учреждений субъекта │ │ │ │ │
│Российской Федерации │ │ │ │ │
│по отношению к его │ │ │ │ │
│значению в предыдущем │ │ │ │ │
│квартале, % │ │ │ │ │
└──────────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┴───────────┘