Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2012 г. по делу № А43-29/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Кабанова Владимира Петровича (шифр дела 42-8),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Лысковокоммунсервис", г. Лысково Нижегородской области (ОГРН 1045206499150, ИНН 5222000321), о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-05-601-11 от 22.12.2011 года, о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 5 000 рублей,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Макаров О.А., по доверенности № 01-08/450 от 12.05.2011 года;
от заинтересованного лица (ответчика): Соловьева Е.В. по доверенности № 515-00-11-4/12 от 10.01.2012 года;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество "Лысковокоммунсервис" (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-05-601-11 от 22.12.2011 года, о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Представитель административного органа в ходе судебного заседания пояснил, что считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с этим в удовлетворении требований общества просил отказать.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей участников процесса, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления административного органа ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Лысковского района совместно с Государственной жилищной инспекцией проведена проверка соблюдения ОАО "Лысковокоммунсервис" требований федерального законодательства, регулирующего надлежащее предоставление услуг по отоплению многоквартирных домов, расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Лысково, ул. Малова, д. 5 ул. Родионова д. 7.
Факт проведенного проверочного мероприятия зафиксирован в актах от 28 ноября 2011 года.
В ходе проведенной проверки 28 ноября 2011 года в жилых домах города Лысково ул. Малова д. 5, ул. Родионова д. 7 выявлено, что имея возможность по исполнению требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищные услуги. Общие технические условия", таблица № 1 СНиП 23-01-99*, ТСН 23-301-97 (31-301-96-НН) "Строительная климатология для населенных пунктов Нижегородской области" ОАО "Лысковокоммунсервис" не приняло мер по надлежащему предоставлению коммунальной - теплоснабжение, а именно: температура воздуха в квартире № 21 (угловая) по ул. Малова д. 5 г. Лысково составляет: в зале - +14,6 °С, в кухне - +18,0 °С, в первой спальне - +14,0 °С, во второй спальне - +15,0 °С, что ниже нормальной; температура воздуха в квартире № 1 (угловая) по ул. Родионова д. 7 г. Лысково составляет: в зале - +17,0 °С, на кухне - +17,0 °С, что ниже нормальной.
По факту выявленных нарушений заместителем прокурора Лысковского района в пределах, предоставленных статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 01.12.2011 года в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Данное постановление вынесено при участии представителя (защитника) заявителя - заместителя генерального директора ОАО "Лысковокоммунсервис" Авдеева В.В., действовавшего на основании доверенности от 28.04.2011 года № 01-08/372. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представителю (защитнику) лица, привлекаемого к административной ответственности, были разъяснены, что отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление с материалами дела об административном правонарушении направлено в Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области для рассмотрения по существу.
Усматривая в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области 22.12.2011 года вынес постановление № 515-05-601-11 по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "Лысковокоммунсервис" к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассматривалось в присутствии представителя (защитника) Общества - заместителя генерального директора ОАО "Лысковокоммунсервис" Авдеева В.В., действовавшего на основании доверенности от 04.02.2011 № 01-08/86. При этом законный представитель заявителя был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлением-телефонограммой № 601/11 от 21.12.2011 года, полученным секретарем ОАО "Лысковокоммунсервис" 21.12.2011 года в 14 час. 30 мин.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Нормами и требованиями названных Правил регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пунктов 6, 9, 49, 51, 75 упомянутых Правил отопление входит в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю соответствующие коммунальные услуги. При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 № 158-ст принят Государственный стандарт ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", требования которого распространяются на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды и применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 температура воздуха в помещениях в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 °С и ниже должна быть не ниже +20 °С, а в угловых комнатах не ниже +22 °С.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества жилого дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункт "д" пункта 10 Правил № 491).
Согласно таблице 1 СНиП 23-01-99* и ТСН 23-301-97 (31-301-96 НН) "Строительная климатология для пунктов Нижегородской области" г. Нижний Новгород отнесен к району с холодной пятидневкой обеспеченностью 0,92, при которой температура воздуха составляет минус 31 °С. В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях. Эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (пункт 5.2.7).
Судом установлено, материалами дела и собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждается, что Обществом нарушен нормативный уровень обеспечения населения коммунальной услугой теплоснабжения, а именно: температура воздуха в квартире № 21 (угловая) по ул. Малова д. 5 г. Лысково составляет: в зале - +14,6 °С, в кухне - +18,0 °С, в первой спальне - +14,0 °С, во второй спальне - +15,0 °С, что ниже нормальной; температура воздуха в квартире № 1 (угловая) по ул. Родионова д. 7 г. Лысково составляет: в зале - +17,0 °С, на кухне - +17,0 °С, что ниже нормальной.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом рассматриваемого правонарушения, исходя из диспозиции статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выступать как лицо, непосредственно оказывающее предоставление коммунальных услуг, так и любое другое лицо, действия (бездействие) которого привело к нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, субъектом вмененного административного правонарушения следует признать ОАО "Лысковокоммунсервис" как организацию, являющуюся управляющей компанией жилого дома 5 ул. Малова, дома 7 ул. Родионова г. Лысково Нижегородской области, а также поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению.
Следовательно, ОАО "Лысковокоммунсервис" несет ответственность перед собственником жилых помещений за ненадлежащее предоставление коммунальных услуг и обязано соблюдать требование Правил.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Ответственность, предусмотренная в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет применение административной санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного Кодекса, с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Соответственно малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Оценив совершенное правонарушение, суд установил, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение носит устранимый характер, в результате действий заявителя вредных последствий не наступило, доказательств существования реальной угрозы их наступления материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, признание заявителем факта совершения вмененного административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации возможно применить понятие малозначительности, отменив при этом оспариваемое постановление и объявив Обществу устное замечание о недопустимости нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Лысковокоммунсервис", г. Лысково Нижегородской области (ОГРН 1045206499150, ИНН 5222000321), удовлетворить.
Постановление № 515-05-601-11 от 22.12.2011 года, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества "Лысковокоммунсервис", г. Лысково Нижегородской области (ОГРН 1045206499150, ИНН 5222000321), к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей, отменить ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
В.П.КАБАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru