Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. по делу № 3-33/2010

Ивановский областной суд
в составе
председательствующего судьи Сызгановой С.А.
при секретаре М.Н.
с участием прокурора Гусевой И.В.,
представителя Ивановской областной Думы по доверенности К.Т.,
представителя Губернатора Ивановской области по доверенности Н.К.,
представителя Департамента образования Ивановской области Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иванове 23 сентября 2010 года дело по заявлению Г.А. об оспаривании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации,

установил:

Г.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 11 мая 2010 года № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" в части, ограничивающей предоставление мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках только Ивановской области.
Заявление Г.А. мотивировала тем, что Закон в указанной части нарушает ее права и законные интересы, противоречит Федеральному закону РФ "Об образовании", в соответствии с п. 5 ст. 55 которого педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. По мнению заявительницы, в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона РФ "Об образовании" право на указанные меры социальной поддержки имеют лица, проработавшие не менее требуемого срока не только в учреждениях Ивановской области, но и в учреждениях в сельской местности и поселках любого субъекта Российской Федерации. Факт указанного противоречия подтверждается письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2010 № 03-ПГ-МОН-5961, согласно которому положения п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусматривают возможность реализации гражданами прав на меры социальной поддержки на всей территории Российской Федерации и по своему смыслу не предполагают возможности введения ограничительных условий. Заявительница считает, что оспариваемым положением Закона Ивановской области нарушаются ее права, так как ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" со ссылкой на оспариваемый закон.
В судебное заседание Г.А. не явилась. Заявлением от 26 августа 2010 года просила рассмотреть дело без ее участия, указав, что доводы, изложенные в заявлении, поддерживает в полном объеме.
Представитель Ивановской областной Думы К.Т., действующая на основании доверенности, с заявлением Г.А. не согласилась по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указав, что Закон Российской Федерации "Об образовании" не предусматривает льгот по оплате жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения пенсионерам из числа бывших педагогических работников, норм, которые предоставляли бы такое право бывшим педагогам, действующее федеральное законодательство не содержит. Установление мер социальной поддержки учителям-пенсионерам является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Право сельских учителей, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", затем эта льгота была подтверждена постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22. На основании этих нормативных правовых актов сельским учителям, ушедшим на пенсию, ранее предоставлялись указанные льготы. В настоящее время Закон РФ "О социальном развитии села" признан утратившим силу, а Постановление Совета Министров СССР и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС применяться не могут, так как они противоречат действующему федеральному законодательству, которое не предусмотрело предоставление мер социальной поддержки сельским учителям-пенсионерам. Пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 11.05.2010 № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" предусматривает право на меры социальной поддержки бывшим работникам учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, в том числе и бывшим педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках, при соблюдении определенных условий. Одним из этих условий является стаж работы в учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках Ивановской области. Указанные положения Закона Ивановской области от 11.05.2010 № 39-ОЗ, устанавливающие бывшим работникам учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, в том числе бывшим педагогическим работникам образовательных учреждений, меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения (с учетом условия о стаже работы в учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках Ивановской области), не нарушают прав заявителя, напротив, предоставляют дополнительные меры социальной поддержки, введенные Ивановской областью для указанных категорий граждан в соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" № 184-ФЗ от 06.10.1999, согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование таких мер осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно при наличии соответствующих бюджетных средств. В письме от 03.06.2010 заместителя директора Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации Н.Е., на которое ссылается заявительница, говорится о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, а не пенсионерам из их числа. Кроме того, данное письмо не является нормативным правовым актом, в связи с чем не может быть учтено при рассмотрении данного дела. Таким образом, оспариваемое заявителем положение пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 11.05.2010 № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" не противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании" и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, представитель Ивановской областной Думы просила в удовлетворении заявления Г.А. отказать.
Представитель Губернатора Ивановской области Н.К., действующая на основании доверенности, поддержала позицию по делу, высказанную представителем Ивановской областной Думы, а также пояснила, что Г.А. является ветераном труда, инвалидом по общему заболеванию. Льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран пользовалась до 01.04.2006. С 01.04.2006 льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг пользовалась как квалифицированный работник села. В списках районного отдела образования по состоянию на 01.01.2010 и 01.06.2010 как лицо, имеющее право на меры социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений в сельской местности и поселках, не значится. В удовлетворении заявления Г.А. просила отказать.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Ивановской области № 4-ОЗ принят 13.01.2006, а не 17.01.2006.

Представитель Департамента образования Ивановской области Е.Е., действующая на основании доверенности, пояснила, что заявление Г.А. не подлежит удовлетворению. Закон РФ "Об образовании" предоставляет меры социальной поддержки, прежде всего, для работающих педагогов. Ранее действующий Закон Ивановской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" № 4-ОЗ от 17.01.2006 и Закон Ивановской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" от 11.05.2010 № 39-ОЗ, действующий в настоящее время, предусматривают предоставление мер социальной поддержки для педагогов-пенсионеров. Такая мера принята с учетом финансового состояния субъекта и с учетом отработанного стажа работником в сельской местности и поселках Ивановской области. В апреле 2010 года Департаментом было получено обращение Г.А., в котором она обжаловала неправомерность отказа администрации Заволжского муниципального района в предоставлении ей мер социальной поддержки. В ответе Г.А. Департамент указал на то, что отказ в предоставлении мер социальной поддержки является правомерным.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Гусевой И.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Г.А., 1938 года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: Г.А. является пенсионеркой, получает пенсию по старости с 1 сентября 1993 года. Согласно ее трудовой книжке Г.А. с августа 1963 года до марта 1996 года осуществляла педагогическую деятельность в учебных и детских дошкольных учреждениях города Костромы и Костромской области. С августа 1971 года по 3 января 1996 года Г.А. выполняла обязанности педагога в учреждениях, расположенных в сельской местности Костромской области. Представитель Губернатора Ивановской области в судебном заседании пояснила, что Г.А. является ветераном труда, инвалидом по общему заболеванию, как ветеран труда Г.А. до 01.04.2006 года пользовалась льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а с 01.04.2006 года - льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как квалифицированный работник села, в списках районного отдела образования по состоянию на 01.01.2010 года и 01.06.2010 года как лицо, имеющее право на меры социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений в сельской местности и поселках, Г.А. не значится. Из ответа Департамента образования Ивановской области от 27.05.2010 года на обращение Г.А. следует, что Г.А. обращалась за предоставлением ей мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", в предоставлении мер социальной поддержки Г.А. отказано в связи с тем, что ее общий педагогический стаж в образовательных учреждениях в сельской местности и поселках Ивановской области составляет менее 10 лет.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, в соответствии ч. 1 ст. 251 ГПК РФ заявительница вправе была обратиться с рассматриваемым заявлением в суд, поскольку оспариваемый Закон затрагивает ее права и свободы.
Из содержания заявления Г.А. следует, что Г.А. не согласна с положением подпункта 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" в части, ограничивающей предоставление мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках исключительно Ивановской области. Г.А. считает, что указанным Законом в оспариваемой ею части нарушаются ее права, так как ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" со ссылкой на оспариваемый Закон.
Закон Ивановской области № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" принят Ивановской областной Думой 29.04.2010 года.
Данный Закон 11.05.2010 года подписан Губернатором Ивановской области, 12.05.2010 года опубликован в газете "Ивановская газета", № 86(4693), 13.05.2010 года опубликован в газете "Ивановская газета", № 87(4694) (уточнение) и 18.05.2010 года - в печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области", № 18(487). Указанный закон вступил в действие с 1.06.2010 года.
Подпункт 2 части 1 статьи 1 Закона содержит указание на то, что лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, в том числе и бывшим педагогическим работникам, меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, предоставляются при наличии одновременно следующих условий: проживание в сельской местности и поселках; получение трудовой пенсии, установленной (назначенной) в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях в Российской Федерации, либо наличие права на ее получение; прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы в сельской местности и поселках Ивановской области по собственному желанию в связи с выходом на пенсию либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением численности или штата работников, избранием на выборную должность и предоставление им на дату увольнения мер социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, установленных законодательством Ивановской области; наличие общего стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки, в учреждениях одной из отраслей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в сельской местности и поселках Ивановской области.
Из смысла и содержания заявления Г.А. следует, что она не согласна с положением указанного подпункта в части, ограничивающей предоставление мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа педагогической работы в учреждениях в сельской местности и поселках исключительно Ивановской области, поскольку считает, что указанное положение противоречит Федеральному закону "Об образовании", который по своему смыслу не предполагает возможности введения ограничительных условий и предусматривает возможность реализации гражданами прав на меры социальной поддержки на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).
Ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов. Соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 958-О-О, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах единого союзного государства на постоянное жительство в другой сельский (поселковый) населенный пункт был урегулирован нормативными актами бывшего Союза ССР. Так, согласно пункту 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июня 1975 года № 10/16 "О порядке применения подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" и пункта 15 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года № 82 "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 апреля 2008 года № 480-О-П, в дальнейшем ни советскими, ни российскими нормативными актами этот порядок не пересматривался и его правомерность не ставилась под сомнение какими-либо государственными органами.
Таким образом, довод представителя Ивановской областной Думы о том, что действующее федеральное законодательство не содержит норм, которые предоставляли бы такое право бывшим педагогам, является несостоятельным.
По смыслу Закона Ивановской области № 39-ОЗ лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, в том числе и бывшим педагогическим работникам, меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, предоставляются при наличии ряда условий, в том числе наличия общего стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки, в сельской местности и поселках исключительно Ивановской области.
Данное положение Закона препятствует реализации предусмотренного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) проживающими на территории Ивановской области пенсионерами из числа педагогических работников, проработавших не менее требуемого срока не только в учреждениях в сельской местности и поселках Ивановской области, но и в учреждениях в сельской местности и поселках любого другого субъекта Российской Федерации, что является недопустимым, поскольку в противном случае, как указал Конституционный Суд РФ, вопреки предписаниям статей 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - нарушается конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на соблюдении которого должно базироваться осуществляемое в социальной сфере изменение действующего правового регулирования и который предполагает правовую определенность, сохранение стабильности в действующей системе норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 480-О-П).
Учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о противоречии Федеральному закону подпункта 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" в части, ограничивающей предоставление мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках только Ивановской области. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и с учетом даты введения оспариваемого Закона в действие, его подпункт 2 части 1 статьи 1 в указанной части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление Г.А. удовлетворить.
Признать противоречащим Федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 11 мая 2010 года № 39-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках" в части, ограничивающей предоставление мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках только Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
С.А.СЫЗГАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru